В России законодательно хотят поменять патентную систему для малого бизнеса
От льготного налогообложения хотят отрезать офлайн-торговлю и грузоперевозки. А порог годового дохода для получения льготной налоговой ставки решили снизить с 60 млн рублей до 10 млн
Читать на полной версииОбновлено в 17:12
Власти решили изменить патентную систему для малого бизнеса. В Госдуму внесли законопроект, предусматривающий ряд поправок в налоговое законодательство. По нему патентную систему налогообложения, сокращенно ПСН, больше не смогут применять предприниматели, которые занимаются торговлей в стационарных торговых объектах и оказывают автотранспортные услуги по перевозке грузов. Сейчас патент еще можно использовать для торговли через павильоны без торгового зала и через нестационарные объекты, например киоски или лотки.
Предлагается существенно ужесточить ограничения по годовому доходу. В настоящее время предприниматель теряет право на патент, если его доходы превышают 60 млн рублей, а в законопроекте предлагается снизить этот лимит до 10 млн рублей. Комментирует предприниматель, руководитель юридической компании Urvista, владелец сети кофеен Take & Wake и совладелец бутик-отеля «Чемоданофф» Алексей Петропольский:
По мнению экспертов, отмена ПСН коснется большого количества предпринимателей, которые применяют патент в рознице и в сфере грузоперевозок. Они фактически перейдут на УСН. И если сейчас платят минимальные налоги, то налоговая и административная нагрузка для них станет очень высокой: на патенте предприниматели не подают декларации, не считают налоги, просто покупают патент и все.
Однако, по мнению гендиректора транспортной компании «Авто-олигарх» Юрия Агошкина, который не пользуется патентом, эта система подходит далеко не всем грузоперевозчикам:
— Патентная система в стране крайне мало востребована. Эта специфика была продумана, придумана для тех сфер, где человек точно знает, какое количество рейсов он совершает за год, или у него есть сезонность. То есть в основном на патентах у нас работают зерновозы, у них есть сезонность, у них есть понимание, что есть поле, есть 500 тонн пшеницы, и она будет перевозиться. Взять себе патент и ездить, возить все подряд нельзя. Второй момент — 10 млн намного лучше, чем у самозанятых 2,5 млн. Что касается патента для применения уже не в таких аграрных объемах, то здесь, видимо, пролоббирована «аллигаторами» типа Ozon, Wildberries, потому что они формируют свои доставки, у них уже чуть ли не по часам ходят машины, потому что достаточно большие объемы междугородних перевозок, им эти патенты существенно сократят расходы, для них это выгодно.
— Для грузоперевозчиков, которые используют патентную систему, какие-то налоговые послабления в итоге остаются?
— Допустим, они знают, что за год могут наработать на 3 млн рублей. Исходя из 3 млн рублей, платят 6%, это 180 тысяч, и получают патент о том, что они целый год работают и перевозят на эти 3 млн. Но понятно, они могут где-то одну перевозку замылить, они ж больше никому не отчитываются, у них уже есть патент, они уже государству наперед уплатили, их можно проверить, но в целом они выигрывают тем, что они берут оплату из расчета на 100 поездок, а по факту в году делают их, образно говоря, 200 или 150. Патент требует оплату предполагаемого объема работ. Но если потом ты его не выполнил, то деньги ушли в счет государства, и сам себе дурной человек. Поэтому обычный перевозчик не может оперировать теми же самыми 10 млн. Вся логистика, все грузоперевозки в России на уровне как договорятся два человека, так и перевезется груз. Исходя из этого, знать, сколько ко мне обратится людей, на какие суммы, куда, чтобы вперед закупить патентную систему, я как перевозчик не могу, поэтому я его не могу использовать.
Ожидается, что законопроект вступит в силу с 1 января 2026 года.