16+
Четверг, 28 марта 2024
  • BRENT $ 86.89 / ₽ 8016
  • RTS1128.26
20 октября 2010, 10:52 Технологии

В электронное правительство возьмут опыт Apple и Google

Лента новостей

Министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев пообещал российским губернаторам использовать для создания электронного правительства не просто иностранный опыт, а опыт зарубежных компаний

Министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев. Фото: РИА Новости
Министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев. Фото: РИА Новости

На днях министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев пообещал российским губернаторам использовать для создания электронного правительства не просто зарубежный опыт, а опыт зарубежных компаний.

По сообщению Минкомсвязи, Щеголев провел в Российской академии государственной службы обучающий семинар для губернаторов по тематике электронного правительства. Напомним, руководителям регионов постоянно напоминают о необходимости построения электронного правительства. Более того, от них требуют реализации конкретных проектов. Что касается семинара, то на этом мероприятии руководителей регионов ознакомили с опытом построения электронного правительства на федеральном уровне и переводом государственных услуг в электронный вид. При этом министр отметил, что электронизации подверглись около 50 услуг федеральных ведомств.

Что касается электронного правительства, то Игорь Щеголев увидел залог успеха его построения в координации расходов на информатизацию, примером которой на федеральном уровне он назвал проведение Минкомсвязи экспертизы ведомственных планов по информатизации в рамках распоряжения правительства № 365. Напомним, только на прошлой неделе Минкомсвязи назвало предварительные результаты этой экспертизы, которая показала, что ни один из планов ведомства пока еще нельзя передавать на утверждение в Минфин.

Игорь Щеголев призвал руководителей регионов России ввести согласования по аналогичной схеме. При этом он отметил, что министерство не будет навязывать им конкретные решения для построения электронного правительства. Чем, вероятно, не обрадовал губернаторов, поскольку они в ответ попросили Минкомсвязи поспособствовать созданию единого ресурса, который служил бы ориентиром по ценам и решениям для информатизации. Здесь глава министерства и пообещал использовать соответствующий опыт зарубежных IT-компаний. Так, по словам министра, в будущем появится единая площадка, по модели App Store Apple и Android Market Google, на которой сторонние разработчики смогут предлагать свои продукты по информатизации государственным ведомствам и регионам. «Мы не хотим все делать за рынок и его давить», — отметил Щеголев.

Возможность использования названной модели для распространения решений для электронного правительства BFM.ru прокомментировали вице-президент по маркетингу и развитию бизнеса «Ситроникс» Борис Вольпе и директор по разработке программного обеспечения компании «Крок» Алексей Добровольский.

Борис Вольпе: Идея использования модели App Store Apple и Android Market Google для госнужд не нова и, в принципе, вполне реализуема. Но при создании такого портала/вернисажа решений возникнет ряд сложных моментов, требующих решения. Первый из них связан с сертификацией систем, которые будут размещаться на ресурсе. Ведь предлагаемые решения будут использоваться в органах государственной власти. А значит, к этим системам должны предъявляться определенные требования. И в первую очередь, они должны просто работать, то есть кто-то должен заниматься проверкой работоспособности систем, их соответствия требованиям к АИС, используемым в ОГВ. А за эти работы надо кому-то платить.

Другой сложный момент может быть связан с тем, что решения в большинстве случаев будут основаны на чьей-то интеллектуальной собственности. Поэтому возникнет вопрос об их лицензировании со стороны Oracle, SAP, Microsoft и других разработчиков программных платформ. Таким образом, на портале должен быть как-то реализован механизм защиты интеллектуальных прав вендоров. Конечно, в случае с продуктами на основе свободного программного обеспечения (СПО) все будет намного проще. А если разработчиком конкретного решения используется проприетарное ПО, то мы сразу сталкиваемся с проблемой лицензирования. При этом стоит учитывать, что у каждого вендора своя политика лицензирования. И она не предусматривает работы «вслепую», когда компания просто не знает, какое число пользователей будет работать с его ПО, какой функционал они станут использовать и т.д. Поэтому сначала потребуется договориться с вендорами, возможно, подписать какое-то ОЕМ-соглашение.

Здесь же возникает еще одна проблема. Проприетарное ПО требует грамотной технической поддержки, регулярного обновления и т. п. Я не встречал, чтобы программное обеспечение, за исключением СПО, имело открытую оферту на техподдержку, да и на его лицензирование тоже.

Возможно, что те же вендоры разработают какие-то политики лицензирования их ПО при его использовании в проектах по созданию электронного правительства. Также здесь необходимо решить вопросы правообладания, лицензирования и сублицензирования.

Алексей Добровольский: «Магазин готовых решений», о котором идет речь, может быть использован региональными властями только в качестве ориентира, не более. Согласно закону «О госзакупках», регламентирующему реализацию государственных заказов, в случае, если стоимость услуг превышает 200 тысяч рублей, госорган обязан проводить конкурс среди поставщиков. Поэтому на практике приобретение в «магазине» типовых решений для создания электронного правительства возможно только при наличии специального законодательного акта. Кроме того, не стоит забывать, что существенную часть стоимости проекта по созданию элементов электронного правительства зачастую составляют затраты на внедрение решения, а не на приобретение программного обеспечения. Это значит, что просто купить его в «магазине» и установить не получится. Госорганы могут использовать подобный магазин, чтобы, так скажем, «примерить на себя» конкретный проект, исходя из количества пользователей, спектра госуслуг. У нас, к примеру, тоже есть «калькулятор», который за 15 минут делает приблизительный расчет стоимости СЭД. Но при детальной проработке в соответствии с индивидуальными потребностями заказчика стоимость проекта обычно корректируется.

— Что сегодня эффективнее для региональных органов власти — единое решение от одного поставщика или мультивендорный набор приложений из «магазина»?

Б. В.: Мне приходится много встречаться с представителями региональных органов власти. И, как правило, сами ОГВ не горят желанием заниматься разработкой необходимого им решения на месте. Им требуется готовое решение со всем необходимым функционалом. Более того, с функционалом на какую-то обозримую перспективу. То есть эти решения должны предусматривать возможность интеграции с карточными системами, системой ГЛОНАСС и т.п.

Можно даже сказать, что решение для электронного правительства — не продукт, а среда. С одной стороны, мы имеем или должны иметь систему, реализующую определенный набор услуг, и подкрепленную соответствующими нормативно-правовыми актами. С другой, это одновременно среда, которая будет развиваться, обрастать связями с новыми информационными системами, сервисами.

Также стоит отметить, что ОГВ не должны превращаться при создании электронного правительства в центр компетенции по тем или иным решениям. Другими словами, у органа власти должен быть партнер, который будет развивать и поддерживать его системы.

Кроме того, я считаю не очень перспективной идею сборки систем из кирпичиков самим ОГВ. Ведь сборка — всегда интеграция. Зачастую это сложно и дорого. А в случае, если используются «кирпичики» от различных вендоров, то возникают сложности и с обеспечением поддержки. Это, кстати, не означает, что решение обязательно должно быть моновендорным. Отнюдь. При создании системы возможно использование продуктов различных разработчиков, конечно, если это оправдано. Но такие решения должны создавать профессиональные системные интеграторы.

А. Д.: Теоретически, региональным органам власти лучше получать все программное обеспечение от одного поставщика, но на практике это пока не реализуемо. Ни один разработчик не обладает столь широким набором решений. Думаю, на доработку этого вопроса уйдет еще лет 5, что, конечно, не укладывается в сроки реализации программы, установленные правительством.

— Насколько вообще оправдано и целесообразно использование модели App Store Apple и Android Market Google?

Б. В.: На мой взгляд, вполне оправдано. Но дьявол кроется в деталях. Все-таки речь идет не о покупке музыки на портале физическим лицом. Есть закон «О госзакупках», есть электронные торговые площадки. То есть этот момент также необходимо прорабатывать. При этом возможен вариант образования новой специализированной торговой площадки, аукциона решений. Но не просто так, а с дополнительным информационным сопровождением, например, с публикацией bes-practic по внедрениям, отчетов по результатам внедрений, причем как положительных, так и отрицательных. Также потребуется юридический и технологически надзор, который закрыл бы портал для недобросовестных поставщиков. А то ведь поставят систему одному–двум заказчикам, а реально они работать не будут. Но деньги уже уплачены...

В целом, можно сказать, что идея имеет право на существование. Но нужна детальная проработка всех острых моментов и площадка, на которой все это будет размещаться и которая будет играть роль контролера. А жизнь и рынок покажут, насколько такая схема лучше работы ОГВ с интеграторами и поставщиками на основе прямых контактов.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию