16+
Вторник, 23 апреля 2024
  • BRENT $ 87.15 / ₽ 8127
  • RTS1167.39
23 октября 2010, 20:31 Технологии

Электронная торговля отправится в регионы

Лента новостей

В России электронная коммерция будет расти за счет регионов, что связано с их экономическим развитием и «освоением» жителями Интернета. В итоге, объем нтернет-торговли в 2015 году приблизится к 600 млрд рублей

Объем интернет-торговли в 2015 году приблизится к 600 млрд рублей. Фото: Григорий Собченко/BFM.ru
Объем интернет-торговли в 2015 году приблизится к 600 млрд рублей. Фото: Григорий Собченко/BFM.ru

В России электронная коммерция (B2C) будет расти за счет регионов. К такому выводу на конференции «Неделя российского Интернета» (Russian Internet Week, RIW–2010) пришли представители интернет-индустрии.

Так, например, по данным исследовательского агентства Data Insight (организовано Федором Вириным и Борисом Овчинниковым, занимается изучением электронной коммерции), в текущем году объем рынка электронной коммерции достигнет приблизительно 240 млрд рублей. То есть на долю онлайн-продаж будет приходиться 1,6% от общего объема продаж всей российской розницы (в среднем по ЕС этот показатель составляет 5,7%, а в США — 6,4%). Кстати, по отдельным товарным группам картина несколько иная. В частности, через Интернет продается, около 12–14% бытовой техники, электроники и книг.

Data Insight отмечает также, что в настоящее время 48% интернет-покупателей проживают в столичных регионах (или 28% от всей интернет-аудитории России). При этом на их долю приходится 58% всего оборота электронной коммерции.

Кстати, отличаются и «профили» рынков электронной коммерции — столичных и региональных. Например, в Москве и Санкт-Петербурге онлайн-покупателями являются 66% интернет-пользователей, а в регионах только 42%. Доля покупающих более чем в одной товарной категории составляет, соответственно, 71% и 53%, а средние траты (за полгода) достигают 17,8 тысяч рублей и 8,3 тысячи. Различаются эти рынки и по запросам. Доля регионов высока в товарных группах книги, CD/DVD, цифровые товары, одежда. В двух столицах большим спросом пользуются товары для дома, детей и спорта, портативная электроника и компьютерная техника.

Стоит отметить, что одним из факторов покупательской активности интернет-пользователей сотрудники агентства называют опыт. Чем дольше человек регулярно пользуется Сетью, тем вероятнее, что он будет покупать товары в Интернете.

Борис Овчинников отметил также, что в регионах особой разницы по аудитории Интернета между большими и малыми городами нет. В том числе потому, что в них доход населения и опыт использования Сети приблизительно одинаков, но заметно ниже, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Кроме того, в регионах доступность интернет-магазинов — организация службы доставки в конкретном регионе или пунктов выдачи товаров — значительно ниже. По мнению Овчинникова, еще один фактор, не способствующий развитию интернет-торговли в регионах заключается в том, что их жители еще не избалованы ритейловыми сетями и их требования к обычной рознице достаточно низкие. Поэтому у них и не возникает потребность в поисках альтернативы в Сети. Тем более, что в региональных интернет-магазинах менее ощутимо ценовое преимущество по сравнению со столичным.

Сотрудники Data Insight считают, что в ближайшие 3–5 лет наибольший потенциал роста для Интернет-торговли имеют крупные региональные центры с населением более 800 тысяч человек. Такой вывод они делают на основании того, что в настоящее время в таких городах уже произошло или происходит широкое распространение Интернета. При этом активность интернет-аудитории приближается к столичным показателям. Также свое влияние на развитие электронной коммерции не может не оказывать и экономическое развитие самих регионов.

Если говорить об объеме электронной коммерции, то, по данным Data Insight, за пять лет российский рынок электронной торговли увеличится на 145% — до 590 млрд рублей (в ценах 2010 года). Отсюда делается вывод, что можно ожидать среднегодового темпа роста на ближайшие пять лет приблизительно на 20%. Но при этом предполагается, что за это время интернет-аудитория увеличится на 75%. Причем если в двух столицах объем электронной коммерции будет увеличиваться на проценты, то в регионах — на десятки. В агентстве считают, что 93% новых интернет-покупателей будет приходиться на регионы. При этом, как ожидается, средний уровень затрат на одного пользователя увеличится на 30%. В итоге, к 2015 году на регионы будет приходиться до 80% интернет-покупателей и около 65% от общего объема рынка электронной торговли.

Впрочем, в Data Insight предполагают, что названные показатели могут показать еще больший рост, но при соблюдении ряда условий. Например, в том случае, если развитие интернет-магазинов в регионах — как в количественном, так и в качественном отношении — приблизится к столичным показателям. Еще одно обязательное условие более стремительного развития электронной торговли — перенос пользователями в онлайн своих повседневных покупок, в частности, продуктов, одежды, косметики, товаров для дома.

Приблизительно так же оценивает в целом перспективы развития электронной коммерции руководитель сервиса «Яндекс.Маркет» Алексей Авдей. Он считает, что ее потенциал находится именно в регионах. В качестве доказательства этого он приводит показатели роста аудитории «Яндекс.Маркета». По его словам, в регионах она за этот год выросла более чем в два раза. При этом Авдей подчеркнул одну особенность сегодняшнего рынка электронной торговли: «В настоящее время 90% пользователей выбирают товар в Интернете. В то же время более половины из них продолжают совершать покупки офлайн».

По мнению Алексея Авдея, во многом покупательская активность интернет-пользователей зависит от наличия соответствующей инфраструктуры. А именно, от наличия интернет-магазинов, работающих на конкретной территории, от расположения точек выдачи товара и от работы служб доставки. Так, по словам Авдея, в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге покупки совершают соответственно 53,6%, 14,5% и 1,8% интернет-пользователей. В то же время в названных городах действуют 4172, 617 и 110 интернет-магазинов, а также 2973, 800 и 113 точек выдачи товара. Поэтому, по его мнению, региональным интернет-магазинам необходимо заниматься вопросами доставки товаров, от чего напрямую будет зависеть их дальнейшее развитие.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию