16+
Пятница, 25 сентября 2020
  • BRENT $ 42.21 / ₽ 3297
  • RTS1164.68
17 января 2009, 18:11 Технологии

«Количество абонентов вряд ли сократится»

Лента новостей

В последние годы на сектор телекоммуникаций инвестиционные компании возлагали большие надежды. О состоянии отрасли, а также о развитии телекоммуникационного сектора в ближайшем году рассказывает гендиректор «ВымпелКома» Александр Изосимов

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

В последние годы на сектор телекоммуникаций инвестиционные компании возлагали большие надежды. В частности, в 2008 году на российском рынке услуг связи прошла крупнейшая сделка, объединившая компании «ВымпелКом» и «Голден телеком». Однако объединение не оградило рынок телекоммуникаций от влияния кризиса. О состоянии отрасли, а также о развитии телекоммуникационного сектора в ближайшем году радиостанции Business FM рассказал генеральный директор «ВымпелКома» Александр Изосимов.

— Главные события, произошедшие в ушедшем году с «ВымпелКомом», —слияние с «Голден телекомом» и выход на новый для компании рынок широкополосного доступа. Оправдались ли ожидания с учетом кризиса?

— Вопрос заставляет задуматься по той простой причине, что оценивать результаты можно либо с учетом сложившейся трудной ситуации, либо так, как если бы кризиса не было. Если говорить о логике приобретения, то я по-прежнему считаю, что это был абсолютно оправданный шаг. Мы приняли решение выходить за пределы исключительно услуг мобильной связи. Как только это решение было принято, мы стали смотреть на смежные отрасли, смежный бизнес. Решение о покупке «Голден телекома» было самым естественным путем разрешения данной ситуации. Альтернативой было приобрести другую компанию, но таковых на рынке мало, а «нанизывать на цепочку» очень мелких региональных операторов — довольно долгий и трудоемкий процесс. Еще одним вариантом было создание дополнительной структуры внутри компании, но это всегда занимает время, так как нужно построить экспертизу, выделить управленческий ресурс: здесь вопрос не столько денег, сколько времени. Для нас очень важным было быстро войти в эти новые отрасли и не упустить имеющихся возможностей. Все оценки, которые мы делали с точки зрения экономической эффективности и синергетического эффекта, оправдались. И никаких неприятных сюрпризов не было. Поэтому объединение компаний прошло достаточно гладко. Безусловно, кризис внес свои коррективы: темпы роста теперь будут другими, и эффект первопроходца, который должен был бы гарантировать нам долю рынка, станет несколько отложенным. Если изначально мы планировали не объединять компании полностью, а держать их на расстоянии вытянутой руки, то сейчас, очевидно, у нас есть, с одной стороны, возможность, а с другой стороны, необходимость делать объединение гораздо более глубоким.

— «ВымпелКом», объединившись с «Голден телекомом», показал пример рынку. Ожидаете ли вы в новом году или в ближайшем будущем появления аналогичных телекоммуникационных холдингов на базе МТС и «Мегафона»?

— Давайте сделаем шаг в сторону от России и посмотрим на тенденцию на рынке мировом. Там количество операторов, которые остаются исключительно в мобильном поле, сокращается более чем заметными темпами. Фактически все преуспевающие бренды представлены и в фиксированной, и в мобильной связи. При этом понятие фиксированной связи меняется. Много лет назад основным понятием в фиксированной связи был «голос»: клиент платил за продолжительность разговора и за расстояние. В условиях современных технологий эта концепция уже полностью исчезает: речь идет о переходе в сторону так называемой All-IP инфраструктуры, то есть о передаче данных вообще. По этой причине разделение на фиксированную связь и широкополосный Интернет становится очень условным. В конечном итоге мы придем туда же.

— В одном из интервью вы говорили, что ждете серьезных изменений в отрасли, например выделения активов из «Связьинвеста»; кроме того, «Ростелеком» объявил о планах выхода на рынок широкополосного доступа. Возможно ли создание на базе госактивов нового крупного телекоммуникационного холдинга, работающего в том числе на розничном рынке?

— Скорее всего, развитие пойдет именно таким путем, в особенности если посмотреть на развитие ситуации на других рынках. Но сами собой напрашиваются вопросы: как это сделать, сколько времени это займет и кто этим всем будет управлять? Как эту махину поднять и перевести из состояния летаргического сна в более активное, я не знаю. Это уже вопросы к совету директоров «Связьинвеста». Но с индустриальной точки зрения, безусловно, логика в этом есть: есть мощная инфраструктура «Ростелекома», способная объединить активы, существует также разветвленная сеть операторов МРК, которые могут интегрироваться и более интенсивно использовать возможности интегрированных услуг со своими мобильными «дочками» и, конечно, более активно конкурировать в области широкополосного интернета.

— В минувшем году «Скайлинк» получил лицензии уже не только на CDMA, но и на GSM-частоты. Можно ли ожидать появления четвертого игрока на базе «Скайлинка»?

— Если незаконно, то да, а если законно, то не уверен. Сами эти частоты, которые были аллокированы под ЕVDO, появились у «Скайлинка» довольно странным образом. Лицензии были выданы «Скайлинку» на опытно-коммерческой основе без каких бы то ни было аукционов или конкурсов, поэтому, на мой взгляд, автоматическая трансформация этого частотного ресурса в какую-либо собственность будет просто незаконна. Этот спектр должен быть выставлен на конкурс, и тогда за него надо будет сражаться. Альтернативой может быть другой вариант: раздробить этот спектр и дать всем трем большим операторам возможность запустить услуги третьего поколения. В принципе то, что «Скайлинк» получил много частот по России, не может не вызывать удивления, и наша позиция по проходившим по этим частотам конкурсам известна. Как мне кажется, сейчас технологии развития сетей основных операторов ушли настолько далеко, что представить себе экономически оправданным появление абсолютно нового игрока, который с нуля построит сети, запустит услуги, проведет маркетинг и при этом вернет вложенные средства, довольно сложно. Я не вижу реальной экономической возможности запустить сеть с нуля и успешно работать. Но в конечном итоге наиболее вероятно, что у нас будет не пять-шесть операторов, а четыре. При этом четвертым оператором, скорее всего, будет некто консолидировавший уже существующие региональные операции.

— Вы допускаете, что сейчас усилится процесс консолидации и можно ждать появления нового усиленного единого игрока в регионах?

— Это вполне может быть. Появиться такой игрок может, к примеру, если «Связьинвест» продаст какие-то из своих мобильных операций некоей компании, которая затем консолидирует других игроков, например, купит тот же «Смартc» и «Скайлинк».

— Что касается другого решения вашей компании, которое наделало немало шума — купить «Евросеть», как вы собираетесь развивать этот актив, будете ли встраивать ее в структуру компании?

— Здесь очень важно сделать одну оговорку относительно позиции ФАС. По решению ведомства, у других операторов должен быть равный доступ к ресурсам «Евросети». Во-вторых, встраивание «Евросети» в структуру компании сложно и с точки зрения финансовых операций. У компании совершенно другая маржинальность, совершенно другой оборот, совершенно другая сложность, и смешивать этот бизнес с нашим с инвесторской точки зрения мы не собираемся. Это операции, которые будут оставаться операциями на расстоянии вытянутой руки, но все же вне нас.

Причина в том, что весь сотовый ритейл сейчас вошел в состояние финансовой нестабильности. Стало очевидным, что бизнес-модель сосуществования операторов и ритейла оказалась нежизнеспособной. Приобретение «Евросети» было для нас предпочтительным шагом для того, чтобы стабилизировать самого большого ритейлера. Его коллапс или переход под полный контроль конкурентов был бы для нас крайне нежелательным. С другой стороны, если мы посмотрим, насколько важен ритейл для наших будущих операций, то однозначно можно сказать, что это очень важный элемент, особенно во время кризиса.

— Согласны ли вы с прогнозом, что из-за кризиса снизится потребление сотовой связи?

— На данный момент у нас нет ни одной информационной точки, которая позволила бы нам экстраполировать данные и сказать с уверенностью, что трафик будет развиваться так, а не иначе. Все, что сейчас говорится и операторами, и аналитиками,— это спекуляция чистой воды. Как показывают все исследования, потребление сотовой связи — это та вещь, от которой люди будут отказываться в последнюю очередь. Наверно, люди будут искать более дешевые тарифы и возможности и переключаться между операторами, но само по себе количество эффективных абонентов вряд ли сократится. Я думаю, что люди начнут корректировать свои затраты лишь с ростом безработицы.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию