16+
Суббота, 24 октября 2020
  • BRENT $ 41.59 / ₽ 3166
  • RTS1164.06
1 ноября 2010, 10:41 ОбществоКультураМакроэкономика
Спецпроект: Месяц Италии

Итальянское качество

Лента новостей

В течение ноября в рамках проекта «Месяц Италии на BFM.ru» мы будем рассказывать о том, что роднит Россию с итальянцами, и о том, что нас отличает, но, прежде всего, о самой Италии

Фонтан Треви, один из главных символов Рима, символизирует и русскую Италию: палаццо Поли, к которому фонтан примыкает, некогда принадлежал княгине Зинаиде Волконской, родившейся в Турине, а умершей в Риме. Фото: PhotoXPress
Фонтан Треви, один из главных символов Рима, символизирует и русскую Италию: палаццо Поли, к которому фонтан примыкает, некогда принадлежал княгине Зинаиде Волконской, родившейся в Турине, а умершей в Риме. Фото: PhotoXPress

Летом этого года газета The New York Times опубликовала примечательную статью Дэвида Сигела «Не слишком ли Италия итальянская?» Она начинается с рассказа о семейном предприятии Barbera по производству, вероятно, лучшей в мире шерстяной ткани. Эту ткань с удовольствием используют такие марки, как Armani и Zegna, но финансовое положение компании довольно шаткое. Причина? Стремление владельцев предприятия поддерживать безупречное качество, что в условиях глобализации делает фирму нерентабельной: многие дома моды теперь покупают более дешевые китайские ткани.

Италия занимает седьмое место в мире по объему ВВП, однако экономика страны в последние годы практически не растет. Евростат в конце октября назвал Италию лидером по размеру госдолга в Евросоюзе; его объем составил 116%. Согласно одному из недавних докладов банка UniCredit, Италия — «самая большая из числа уязвимых стран, и самая уязвимая из числа больших».

В то же время любой приезжающий в Италию едва ли столкнется с какими-либо признаками упадка. Италия столь же великолепна сегодня, как была и пять, и десять, и пятнадцать лет назад. Один из возможных ответов, почему экономическая статистика и реальная жизнь не вполне совпадают, заключается в том, что примерно четверть экономической активности итальянского бизнеса находится в тени. Отношение итальянцев к налогам и в целом к центральному правительству более чем прохладное. Экономист Карло Альтомонте из миланского Университета Боккони иллюстрирует это парадоксальным примером. Итальянцы, по его словам, занимают одно из первых мест в мире по потреблению бутилированной воды на душу населения: «Знаете, почему? Потому что воду из-под крана дает правительство», — поясняет он в интервью NYT.

Если оставить в стороне колоритные частности, то все эти особенности итальянской ментальности не особенно поражают в России. Другое дело, что иные особенности нам совершенно неизвестны или, к сожалению, забыты. Это любовь итальянцев к небольшим семейным компаниям, на которых держатся итальянские стандарты качества, — будь то итальянские продукты, одежда или дизайн.

О том, что роднит Россию с итальянцами, и о том, что нас отличает, но, прежде всего, о самой Италии наш портал будет рассказывать в течение всего ноября в рамках проекта «Италия на BFM.ru». Мы поговорим об особенностях итальянского стиля ведения бизнеса и об итальянском стиле жизни, воспитанном на великом итальянском искусстве. Мы будем писать об успехах и приключениях итальянцев, рискнувших делать бизнес в нашей стране, — не только в столице, но и, допустим, в Липецке, очень важном городе для итальянского бизнеса в России. О крупных компаниях и о небольших семейных фирмах, ставших синонимом итальянского качества. О том, как Италия проходит через глобальный кризис, сохраняя верность своим ценностям, в числе которых — семья, друзья, итальянская кухня и вино, итальянская одежда, итальянское чувство юмора, — все то, что можно было бы назвать итальянским духом.

Один из самых надежных способов постижения этого духа — через итальянскую кухню. И в этом отношении Москве повезло: итальянская кухня — не только самая популярная в Москве; доля итальянских ресторанов в соотношении с другими кухнями в российской столице выше, чем в других мировых мегаполисах. В этом заверил BFM.ru главный авторитет в итальянской гастрономии в Москве, шеф-повар ресторана «Семифреддо» Нино Грациано, интервью с которым вы сможете прочитать на нашем портале в ближайшие дни.

Возвращаясь к поиску того схожего, что есть в психологии российского и итальянского обывателя, нельзя не отметить общее неприятие всех и всяческих правил. Исследователь национального итальянского характера писатель Беппе Северньини пишет: «В Италии правила не соблюдают так, как где-то еще. Мы считаем оскорблением для нашего интеллекта следовать каким бы то ни было установлениям». В книге La Bella Figura, переведенной, кажется, на все европейские языки, кроме русского, Северньини обращает внимание читателя на то, с какими лицами проходят итальянцы таможню в аэропорту Мальпенса в Милане. Абсолютное большинство этих пассажиров — вполне добропорядочные граждане, но от одного вида таможенной униформы и факта столкновения с государственным институтом итальянцам становится не по себе. Соответственно избавление от этого испытания вызывает в сынах и дочерях Италии непередаваемое чувство облегчения, которое легко читается на их лицах.

А знакомая и нам привычка итальянских автомобилистов предупреждать миганием фар на автостраде (кстати, итальянское слово) о притаившихся в засаде дорожных полицейских? «Этот антигражданский гражданский дух еще ждет своего исследователя», — пишет Беппе Северньини, и мы понимаем, что и в России такой исследователь не помешал бы. В редакции BFM.ru такового нет, но в рамках проекта мы подробней расскажем о книге Северньини La Bella Figura и поговорим о явлении, которое итальянцы именуют этим звучным словосочетанием.

Отношения бизнеса и власти в Италии также напомнят отечественному наблюдателю некоторые хорошо знакомые черты. Глава ассоциации итальянских предпринимателей в России Витторио Торрембини заметил в интервью BFM.ru, что итальянский бизнес делится на две категории. Одна — это предприниматели, которые вполне вписались в процесс глобализации и на равных конкурируют со всем миром. Другая, по удачному выражению Торрембини, «живет в коконе, окруженная государственной заботой». Процветание бизнесменов, живущих в «коконе», объясняется не их собственными талантами, а нежной заботой властей об их преуспеянии. Едва ли эта формула нуждается в комментариях в российских условиях.


Кадр из фильма «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973 г.)

Так же, как Россия, Италия сильно отличается от того, как ее воспринимают извне. Впрочем, некоторые поразительные противоречия итальянских реалий реально существуют. UNICEF называет Италию страной с самыми крепкими в мире семьями, что, вероятно, так и есть. В то же время в Италии отмечен самый низкий в мире уровень рождаемости.

Для иностранца Италия — страна почти неограниченной свободы. В том, что касается свободы творчества, полета человеческой фантазии, это вполне соответствует действительности. Вместе с тем за последние два года в Италии приняты сотни самых нелепых ограничений, касающихся поведения граждан на улицах. Это произошло c легкой руки Сильвио Берлускони, уполномочившего местные власти самостоятельно решать, что представляет угрозу общественной безопасности. В октябре мэрия городка Кастелламаре ди Стабиа под Неаполем ввела сразу 41 подлежащий наказанию запрет. Например, ношение мини-юбки карается штрафом в 300 евро. Лежать на скамейке, залезать на деревья, выгуливать собаку на поводке длиннее двух метров, — все это теперь запрещено мэром Кастелламаре. По мнению итальянской организации защиты потребителей ADUC, эти запретительные меры делают Кастелламаре больше похожим на пригород Тегерана, чем на пригород Неаполя. 

Но хватит об итальянских парадоксах: иностранцу зачастую парадоксальным представляется именно то, что он меньше всего понимает в чужой жизни. За последние месяцы в отношениях двух стран, прежде всего, экономических, хотя не только, происходили примечательные события. Италия приняла активное участие в создании «Иннограда» в Сколково, а также в лице своих крупных концернов ENEL, ENI, Finmeccanica и UniCredit получила приглашение войти в состав Консультационного Совета по иностранным инвестициям в России, став вторым, после США, национальным членом этого органа. Компания Prada решила самостоятельно выйти на российский рынок. Премьер-министр Италии приехал на Валдай отметить день рождения Владимира Путина, и российская пресса не исключила, что в подтексте визита — попытка продать российским инвесторам крупный пакет акций медиаимперии Берлускони

В конце октября в украинских газетах появились статьи о том, что российский премьер, прибывший в Киев с синяком на скуле, якобы сделал себе подтяжку лица — по примеру своего друга итальянского премьера (что пресс-служба главы отечественного правительства впоследствии не подтвердила).

Возможно, самое важное — это то, что с начала 2010 года количество виз, выдаваемых итальянским посольством россиянам, выросло на четверть. Наши люди не хотят отдавать отношения с итальянцами исключительно на откуп политикам, в чем они глубоко правы.
 

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию