16+
Среда, 28 октября 2020
  • BRENT $ 40.43 / ₽ 3126
  • RTS1131.36
2 ноября 2010, 10:17
Спецпроект: Месяц Италии

«Мы были флагманом итальянского бизнеса в Липецке»

Лента новостей

Директор по институциональным отношениям Indesit Гаэтано Казалайна в рамках «Месяца Италии» рассказал BFM.ru о том, чем итальянцев привлекает Липецкая область, как складываются их отношения с местным властями и партнерами и каковы планы компании в России

Директор по институциональным отношениям Indesit Гаэтано Казалайна. Фото: пресс-служба компании Indesit
Директор по институциональным отношениям Indesit Гаэтано Казалайна. Фото: пресс-служба компании Indesit

Российский и украинский рынки останутся приоритетными для компании Indesit как минимум на ближайшие несколько лет. Об этом, подводя финансовые результаты третьего квартала 2010 года, объявил Марко Милани (Marco Milani), гендиректор Indesit Company. Минувшее лето для итальянской компании выдалось удачным — выручка составила 795 млн евро (рост на 11,4% про сравнению с тем же периодом прошлого года), чистая прибыль — 40 млн евро (+37%). Хорошие финансовые показатели итальянцев в немалой степени обеспечил российский рынок, где восстановление спроса на бытовую технику связано с возобновившимися после кризиса программами кредитования в розничных сетях и необычайной летней жарой.

Indesit, которая до 2005 года называлась Merloni Elettrodomestici, работает в России уже более 20 лет. В 1989 году на базе Новолипецкого металлургического комбината Merloni Progetti начала строительство завода холодильников. Несмотря на то, что сейчас присутствие Indesit в России гораздо шире, чем в начале 1990 годов, «плацдармом» для итальянской компании остается Липецкая область — там расположены ее заводы и логистический центр. Компания не только сама прописалась в Липецке, но и активно рекламирует регион среди других иностранных инвесторов, причем не только в Италии. Чем итальянцев привлекает Липецкая область, как складываются их отношения с местным властями и каковы планы развития в России, BFM.ru в рамках проекта «Месяц Италии» рассказал директор по институциональным отношениям Indesit Гаэтано Казалайна (Gaetano Casalaina).

— «Кластер» итальянского бизнеса в России — это Липецкая область, где действует Особая экономическая зона (ОЭЗ). Indesit присутствует в России уже много лет, это одно из крупнейших компаний из Италии у нас, но формально она работает за пределами ОЭЗ. Почему?

— К сожалению, мы  не могли стать участниками ОЭЗ в нужный момент. Было бы очень удачно, если бы завод по выпуску стиральных машин мы создали бы в рамках этой зоны. Однако закон [об Особых экономических зонах — BFM.ru] вышел немного позже. ОЭЗ представляет собой очень успешный опыт. Была проделана командная работа вместе с администрацией области, с Министерством экономики. Мы были своего рода флагманом в Липецке, неважно, входим ли мы в состав ОЭЗ или нет.

Наш первый завод по производству холодильников был создан на базе бывшего завода «Стинол», который компания Indesit приобрела в октябре 2000 года за 120 млн долларов. Кстати, в эти дни мы отмечаем 10-летие с момента покупки этого актива в Липецке.

Второй завод по выпуску стиральных машин был создан с нуля компанией Indesit на той же территории прежней фабрики холодильников. Этот завод был открыт в апреле 2004 года в присутствии российского президента Владимира Путина и итальянского премьер-министра Сильвио Берлускони.

В 2005 году в Липецке заработал новый логистический центр, площадь которого сегодня составляет 74 тыс. квадратных метров. При его открытии присутствовал премьер-министр Михаил Фрадков. Через этот центр строится дистрибьюция всей бытовой техники Indesit в России и странах СНГ. Центр находится в 10 км от предприятий Indesit на территории ОЭЗ, но в ее состав не входит.

Несмотря на это, мы содействовали созданию Особой экономической зоны и поддерживаем дальнейшее развитие, поскольку считаем, что она очень полезна с точки зрения присутствия потенциальных поставщиков и будет способствовать модернизации промышленной базы региона. Насколько я знаю, липецкая ОЭЗ эффективно работает и создает надежные и благоприятные условия для инвесторов, как российских, так и иностранных.

Для нас очень благоприятно то, что в том же районе, где мы вкладываем средства в свои предприятия, производство могут открыть и производители компонентов, то, что у них есть все условия для поддержания конкурентоспособности и защиты бизнеса. Такова наша философия: мы не должны работать изолированно, как на острове, мы должны благоприятствовать росту местной экономики. Чаще компании пытаются получить какой-то непосредственный, прямой выигрыш. Для нас же большое косвенное преимущество заключается в том, каким образом мы строим свою работу в Липецкой области, это положительно сказывается на наших взаимоотношениях с акционерами, с местным сообществом, что представляет собой благо для нашего бизнеса.

С октября 2000 года компания Indesit инвестировала в Липецкой области более 300 млн евро (примерно 120 млн евро было направлено на покупку завода «Стинол», 100 млн — на новое предприятие по выпуску стиральных машин и логистический центр, 80 млн — на увеличение производственных мощностей и новые продукты).

Мы были своего рода «антенной» для Липецкой области в Италии, мы пытались продвигать Липецкую область и липецкую ОЭЗ среди итальянских предпринимателей, даже если они не являются нашими поставщиками.

— Каким образом вы лоббировали интересы региона в Италии?

— Мы говорили о Липецкой области повсеместно, в рамках двухсторонних переговоров, на конференциях. Компания Indesit была одним из ключевых итальянских инвесторов в России, к нам всегда было приковано внимание. Нас все спрашивали, как складывается работа в России, насколько возможно вести успешный бизнес в России. И мы всегда говорили, что это возможно, что в Липецкой области очень дружественная обстановка по отношению к бизнес-сообществу, к инвесторам. Мы продолжаем продвигать Липецкую область в итальянских и международных деловых кругах, потому что мы уверены, что работу здесь можно выстроить очень хорошо.

Из итальянских компаний в Липецке я могу вспомнить по меньшей мере две. Одна выпускает компоненты для производства торговых холодильников, они не наши поставщики, но тоже связаны с технологиями охлаждения. Другая производит торговые холодильники для супермаркетов или продажи мороженого. Обе компании из Италии

Разумеется, есть и другие международные компании. Инвесторы тоже поняли, что Липецк — перспективное направление, где имеет смысл создать предприятия. Их убедил наш пример. К нам приезжали управляющие иностранных инвесторов, мы говорили с ними, приглашали их открыть бизнес в Липецке, как в свое время сделали мы. Среди крупных зарубежных компаний в Липецке, например, я могу назвать японского производителя шин Yokohama. Есть еще и бельгийская компания Bekaert, выпускающая компоненты для автомобильных шин.

— Почему именно Липецк? Чьим было решение о том, что итальянцы будут базироваться именно там, — их собственным или российских властей?

— В России при такой огромной территории очень трудно найти идеальный сбалансированный вариант размещения логистической платформы. Тем не менее с учетом того, что большая доля рынка сконцентрирована в Европейской части России, на сегодня такое расположение в Липецке более чем приемлемо. Разумеется, в дальнейшем с учетом перспективного роста рынка к востоку и в дальневосточном регионе страны мы не исключаем вариант создания логистической сети. Россия — стратегически очень важный для нас рынок. Мы должны ориентироваться на рост. Если рост потребует дополнительных инвестиций, мы будем инвестировать.

— Какова доля российских компонентов в выпускаемой у России продукции Indesit?

— Сегодня почти 70% распространяемой в России продукции Indesit производится в Липецке. Что касается компонентов, мы все еще импортируем чуть более 50%, то есть здесь есть пространство для роста для местных поставщиков. В этом смысле Indesit постоянно работает над тем, чтобы повысить долю компонентов, закупаемых в России.

— Российское руководство призывает бизнес активнее переходить на энергоэффективные технологии. Что в этом направлении делает Indesit?

— Мы участвуем в этом процессе, направленном на активное внедрение энергоэффективной бытовой техники, и в основе наш большой опыт работы на рынке ЕС. Все наши продукты соответствуют высшим стандартам эффективности Евросоюза, наши инженеры постоянно совершенствуют продукты.

— Есть ли у компании Indesit научно-исследовательский центр в России?

— Основной исследовательский центр Indesit находится в Италии, а специализированные экспертные центры распределены там, где соответствующие направления имеют преимущество в развитии и наработках. В случае с Россией это термодинамические технологии, применяемые в холодильных платформах нашей продукции по всему миру.

— Что показывают цифры Indesit: окончен ли спад на рынке бытовой техники?

— Мы полагаем, что спад на рынке бытовой техники прошел. С мая 2010 года мы отмечаем некоторый подъем. В последние месяцы тенденция на рынке была положительной, посмотрим, будет ли она устойчивой. Но в такой макроэкономической ситуации очень трудно давать какие-то прогнозы. В любом случае радует то, что сейчас мы видим положительную картину, что в последние месяцы не было ухудшения.

— Каковы основные сложности ведения бизнеса в России для итальянских предпринимателей?

— На эту тему я могут говорить долго: в течение трех лет я был президентом ассоциации итальянских предпринимателей в России. Правда, информацию за последние годы я не знаю, так как уехал из России пять лет назад.

Что касается Indesit, то я не вижу каких-то особых проблем. Условия работы, начиная с федерального уровня, были дружественными и благоприятными.

Впрочем, у многих других итальянских предпринимателей возникали сложности с ведением бизнеса в России, с выполнением графика инвестиций, часто из-за того, что они не смогли нормально наладить партнерство.

Многие из них принимали решение работать на российском рынке через механизм партнерства, и в конце концов выяснялось, что нет хорошего партнера. Во-вторых, не все российские регионы столь же дружественны к бизнесу, как Липецкая область. Были проблемы, связанные тоже с выбором партнеров, потому что не везде отношение властей одинаковое.

Итальянцы часто индивидуалисты, им трудно прислушиваться к чьим-то предложениям, советам. Каждый думает, что знает лучше. Иногда необходимо послушать того, кто лучше знает данный регион, местные порядки. Вот вкратце проблемы, по моему опыту. Конечно, не все идеально, но если работать хорошо, все осуществимо.

Во многих других случаях, о которых я знаю, были определенные сложности — те же самые, с которыми сталкивается все российское бизнес-сообщество. О них вам известно лучше, чем мне.

Всем известно, что существуют определенные бюрократические проблемы с разрешениями и сертификатами. Но я не думаю, что здесь есть какое-то существенное отличие России от других стран.
 

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию