16+
Суббота, 21 апреля 2018
  • BRENT $ 73.71 / ₽ 4526
  • RTS1145.80
9 ноября 2010, 09:19
Актуальная тема: Собянин и москвичи

Аудиторы Счетной палаты спустились в метро

Лента новостей

Счетная палата РФ по просьбе Сергея Собянина начала проверку Московского метрополитена, Мосгортранса и Мосэнерго. Новый мэр Москвы хочет знать, какое наследство он получил. Аудиторы намерены выяснить, как компании-монополисты тратили бюджетные средства

В Москве началась глобальная финансовая проверка. Фото: PhotoXPress
В Москве началась глобальная финансовая проверка. Фото: PhotoXPress

Новый мэр Москвы в первую очередь занялся дорогами, транспортом и бюджетом. Но прежде чем перекроить городской бюджет-2011 под себя, он решил провести в столице масштабную аудиторскую проверку — чтобы потом начать, что называется «с чистого листа». А в том, что в Москве есть что проверять, ни у кого сомнений не вызывает.

Так, 1 ноября Контрольно-счетная палата (КСП) Москвы сообщила о ряде нарушений в расходовании бюджетных средств при заключении и реализации высокозатратных госконтрактов на строительство объектов городского заказа с 2007 по 2009 годы. Как сказал аудитор КСП столицы Виктор Фабисович, всего за этот период было заключено и реализовывалось 38 государственных контрактов. «Общая стоимость проверенных государственных контрактов составила более 241,4 млрд рублей», — сказал Фабисович. По его словам, в ходе проверки установлено, что шесть госконтрактов на сумму 16,6 млрд рублей заключены без указания существенных условий (цены, предмета контракта, сроков производства работ).

Кроме того, по четырем контрактам общей стоимостью 22,3 млрд рублей сроки сдачи объектов увеличились в два и более раза. А по девяти госконтрактам на сумму 32,7 млрд рублей по состоянию на апрель 2010 года просрочены сроки окончания работ. На прошедшем 7 ноября в мэрии совещании по инвестиционным контрактам была озвучена шокирующая цифра: у 54% инвестконтрактов истек срок реализации.

Именно поэтому глава Счетной палаты Сергей Степашин решил изменить график проверки московских предприятий, и вместо запланированного ранее рейда в Мосэнерго, аудиторы отправились в епархию Дмитрия Гаева (метрополитен) и в Мосгортранс. «Сегодня, 8 ноября, по просьбе мэра Москвы Сергея Собянина мы начинаем проверку эффективности расходования бюджетных средств и собственности Московским метрополитеном, Мосгортрансом, а также Мосэнерго», — сообщил в понедельник Степашин.

Проверка пройдет в период с ноября 2010 года по март 2011 года под руководством аудитора Счетной палаты Сергея Рябухина. Однако Степашин пообещал, что результаты проверки метрополитена будут объявлены уже в этом году. Таким образом, можно говорить о том, что разобраться с перемещением финансовых потоков вышеуказанных структур постараются в кратчайшие сроки. Эксперты не исключают, что за аудитом может последовать и кадровая чистка.

Деньги под землей

Проверка началась с метрополитена. В минувший вторник на заседании правительства Москвы обсуждали план мероприятий по повышению качества и безопасности перевозок на московском метро. Заявив о необходимости увеличить темпы строительства линий подземки до 15 км в год, Сергей Собянин усомнился, что выделенные на это средства будут использованы эффективно.

По его словам, при увеличении выделяемых средств на строительство метро можно ждать «сразу увеличения стоимости километра». Он предложил метрополитену найти способы «удешевления» строительства новых линий. «Я не хочу называть цифру, на которую это нужно сделать, но, я думаю, вы понимаете ответственность и значение этих мер», — заявил мэр.

Аргументы директора ГУП «Московский метрополитен» Дмитрия Гаева о том, что стоимость строительства одного километра линии метро в Москве составляет около 5 млрд рублей, а разработка и согласование проектной документации занимает (из-за издержек федерального Градостроительного кодекса) около 4 лет, градоначальник выслушал без особого интереса. Так же, как и предложение активнее заняться строительством более дешевых линий скоростного трамвая и «легкого метро». Видимо, решение о том, как мотивировать руководство метрополитена к экономии, было им принято заранее.

«Чтобы вам не было скучно работать, предлагаю вместе с департаментом транспорта и Счетной палатой провести проверку работы метрополитена», — заявил Собянин.

По словам столичного мэра, городу потребуется от 45 до 50 млрд рублей ежегодно на строительство новых линий московской подземки. Ранее схожие цифры озвучивал и сам Гаев, однако далеко не факт, что теперь именно он будет распоряжаться этими средствами. По словам Собянина, определяться с функцией заказчика строительства метро будут уже после проверки Счетной палаты.

«Метро — это целая империя, — считает руководитель департамента МОО «Комитет по борьбе с коррупцией» Ирина Рукина. — Собянин пришел на новое место и должен понять, на что идут и как расходуются средства. Метрополитен тратит огромные средства на строительство и содержание, но немало и зарабатывает, в том числе на коммерческой деятельности — рекламе и торговле».

Для сравнения: в прошлом году в городском бюджете на метростроение было выделено 24 млрд рублей, а из федерального бюджета поступил 1 млрд 919 млн рублей. А вот с этого года федеральный бюджет впервые за много лет вообще перестал финансировать строительство метрополитена. Стоит отметить, что за последние 7 лет в Москве появилось 23 км новых линий, причем лишь 14,5 км из них — подземные, остальные — легкое метро и монорельс. Выходит, скорость строительства на данный момент не превышает 2-3 км в год.

Деньги отправились «на иные цели»

Проблема финансирования столичной транспортной системы из федерального бюджета традиционно является предметом ожесточенных споров между городским руководством и федеральными властями.

Так, масштабную программу развития транспортного комплекса Московского региона на 2010-2015 гг. внесли в правительство с разногласиями, в том числе и из-за метро. Федеральный бюджет готов был дать региону деньги на развитие аэропортов, железнодорожного и речного транспорта, строительство некоторых дорог. А часть дорожной сети Москвы и весь метрополитен оставались без финансирования. Мэр Москвы Юрий Лужков возмущался ситуацией еще в конце прошлого года.

Глава Минфина Алексей Кудрин 10 июня 2010 года назвал усилия московских властей по развитию дорожной сети столицы неудовлетворительными. Нехватку финансирования, на которую часто ссылаются городские чиновники, глава Минфина объяснил тем, что средства «отправили на иные цели».

По его словам, за последние 10 лет доходы бюджета Москвы выросли в четыре раза, но расходы на строительство дорог не подверглись аналогичному увеличению. «Значительные средства Москва направляла на иные цели. Не использовав эти возможности за последние 10 лет, решить эти вопросы за один или два года нельзя, потому что это требует последовательной и постоянной работы, которая в Москве в достаточной степени не проводилась», — заявил Кудрин.
Комментируя обвинения городских властей в том, что федеральный бюджет недостаточно помогает столице, министр заявил, что возможности Москвы значительно выше по сравнению с другими регионами, но они в должной степени не используются.

Тарифы на электроэнергию проконтролируют

К Мосэнерго у нового мэра тоже есть ряд вопросов. Так, на совещании 25 октября речь шла о тарифах на электроэнергию. Много вопросов и нареканий прозвучало, в частности, в адрес генерального директора Мосэнерго Виталия Яковлева. Серьёзные претензии в адрес Мосэнерго прозвучали со стороны Ростехнадзора. А Сергей Собянин заявил, что летнее отключение горячей воды в домах москвичей не может длиться более 10 дней.

Кадровые перестановки

Между тем, Сергей Собянин продолжает формирование своей команды: в понедельник стало известно и об изменении кадрового состава финансового департамента столицы в результате которого правительство города пополнилось чиновниками из федерального центра. Финансовым ведомством Москвы теперь руководит Вера Чистова, которая до этого была заместителем министра обороны России по финансово-экономическим вопросам. Экс-финансист мэрии Юрий Коростелев стал советником-наставником мэра.

Собянин снял и Георгия Мурадова, который отвечал за внешнюю торговлю. Его преемником стал экс-финансист АФК «Система» Сергей Черемин. Новым чиновникам до конца года предстоит работа по пересмотру бюджета Москвы на 2011 год.

Стоит отметить, что при Юрии Лужкове столичные финансы были практически неподконтрольны федеральным чиновникам. Даже свои счета Москва держала не в федеральном казначействе, как подавляющее большинство российских регионов, а в Банке Москвы. 

Рекомендуем:

  • Фотоистории