16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1128.26
9 ноября 2010, 13:38 Авто

Нехватка бюджетных средств возродила дорожные фонды

Лента новостей

Минфин опубликовал законопроект о создании с 2011 года федерального и регионального дорожных фондов. Инициаторами возрождения фондов стали министерства Кудрина и Левитина. По замыслу, строительство и содержание дорог должны оплатить пользователи

Дорожный фонд будет пополняться в том числе и за счет денег автовладельцев. Фото: РИА Новости
Дорожный фонд будет пополняться в том числе и за счет денег автовладельцев. Фото: РИА Новости

Министерство финансов опубликовало законопроект о создании федерального и региональных дорожных фондов. В 2011 году — спустя почти 10 лет после решения об их отмене — они снова появятся в России. Инициатором их воссоздания был Минтранс во главе с Игорем Левитиным. Министр финансов Алексей Кудрин сначала был против, но потом согласился. Окончательное же решение о переходе на новую схему финансирования дорожного хозяйства в июле 2010 года принял президент Дмитрий Медведев. Документ предлагает внести изменения в Бюджетный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях и федеральный закон об автомобильных дорогах.

Базовый объем средств Федерального дорожного фонда России планируется установить в размере 254,1 млрд рублей. С учетом дополнительных поступлений в 2011 году на дороги смогут потратить 386,7 млрд руб., в 2012 году — 347,2 млрд, в 2013 году — 395,2 миллиарда.

Акцизы на бензин вырастут как минимум на 1 рубль

В федеральный фонд будут зачислены средства, уже заложенные в бюджете на строительство и содержание дорог. Кроме того, фонд будет формироваться за счет доходов от акцизов на бензин, дизельное топливо и моторные масла, плата за проезд автомобилей, зарегистрированных за рубежом.

В законопроекте предусмотрена возможность повышения акцизов на бензин на 1 рубль. Если этот пункт будет одобрен, дорожное хозяйство в ближайшие два года сможет получить дополнительно 84,3 млрд рублей — . 178,7млрд рублей в 2011 году и и 285,2 млрд в 2013 году.

Помимо этого, Минфин рассчитывает получить в 2012 году 3 млрд рублей от введения платы за вред, причиняемый дорогам федерального значения крупнотоннажным транспортом массой свыше 12 т. Планируется, что в 2013 году эта сумма увеличится до 10 млрд рублей, а в дальнейшем — до 60 млрд рублей.
Тем, кто попытается избежать платы, грозят серьезные штрафы, которые также будут поступать в фонд. Не заплатившему сбор за проезд грузовика водителю грозит штраф в 5 тысяч рублей, индивидуальному предпринимателю — 40 тысяч рублей. А за повторное нарушение водителя на месяц лишат прав, а штраф с предпринимателя вырастет до 50 тысяч рублей. Максимальный штраф для юрлиц за первое нарушение — 137 360 рублей, за повторное — до 343 400 рублей.

Любопытно, что отдельным пунктом в документе прописаны безвозмездные и добровольные пожертвования от физических и юридических лиц.

Средства из фонда пойдут на строительство, капитальный ремонт и содержание федеральных трасс. Региональные власти смогут выбрать, создавать ли им дорожный фонд или сохранить существующую систему. Впрочем, Минфин настаивает на одном ограничении — регионам прямо запрещается организовывать дорожные фонды региональными законами о бюджете. Также предлагается установить возможность использования в очередном финансовом году остатков неиспользованных бюджетных ассигнований фондов текущего года.

Игорь Левитин ранее заявлял, что возврат к системе фондов позволит практически не менять планы финансирования дорожного строительства, заложенные в транспортной федеральной целевой программе на 2010-2015 годы. По словам главы Минтранса, за счет дорожного фонда ведомство рассчитывает к 2015 году привести в нормативное состояние до 85% сети федеральных автодорог (сейчас нормативам соответствует лишь треть федеральных дорог).

Заместитель гендиректора Института транспортной инфраструктуры Светлана Воронцова считает, что возврат к системе дорожных фондов — это единственная возможность найти деньги на строительство и ремонт дорог, поскольку из-за кризиса финансирование в этом направлении было сокращено на 70%.

Дело не в количестве денег

Однако некоторые аналитики считают, что нововведения не принесут ожидаемого результата. Они напоминают, что деятельность дорожных фондов, существовавших в России с 1991 по 2001 год, была неэффективной — зачастую деньги просто разворовывались. К примеру, по обвинению в хищении денег из дорожных фондов были арестованы заместитель губернатора Иркутской области Сергей Воронов, министр дорожного хозяйства Калужской области Виктор Буров, вице-губернатор Смоленской области Юрий Балбышкин.

«Проблема дорожного финансирования связана не столько с количеством денег, сколько с эффективностью их расходования, — считает руководитель департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. — созданием фонда эффективность не повысить, один раз фонды уже ликвидировали, не совсем понятно, что изменилось с тех пор».

Кроме того, эксперты предполагают, что появление фондов может повлечь за собой увеличение акциза на топливо, причем более, чем на один рубль. Это, скорее всего, вызовет недовольство со стороны как нефтяных компаний, так и обычных граждан. В Минтрансе это знают, поэтому рассматривают возможность отмены транспортного налога, что сможет частично компенсировать увеличение акциза. Стоит отметить, что в законопроекте нет статьи доходов, предусматривающей перечисление в дорожный фонд средств от транспортного налога. Хотя до недавнего времени речь шла о том, что доходы от этих сборов будут перечисляться целенаправленно для ремонта трасс.

«В связи с той коррупционной ситуацией, которая сложилась у нас в стране, не более 25% денег поступает по назначению, все остальное — это откаты и прочее, — считает Сергей Канаев, лидер Московского отделения Федерации автовладельцев России. — Я думаю, что с развитием дорожных фондов ничего не изменится».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию