16+
Понедельник, 28 сентября 2020
  • BRENT $ 41.72 / ₽ 3298
  • RTS1166.86
16 января 2009, 08:49 Авто

Авторынок идет на спад, а цены — вверх

Лента новостей

Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) прогнозирует снижение объемов продаж российских и иностранных автомобилей в РФ в 2009 году на 19% — до 2,4 млн, но основная масса прогнозистов считает, что падение будет более существенным

МКАД. Фото: PhotoXPress
МКАД. Фото: PhotoXPress

Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) прогнозирует снижение объемов продаж российских и иностранных автомобилей в РФ в 2009 году на 19% — до 2,4 млн, но основная масса прогнозистов считает, что падение будет более существенным.

«Трудно прогнозировать как будет развиваться рынок. Если брать во внимание существенное снижение динамики продаж в конце 2008 года, то эта цифра — 19% — наиболее реалистична», — заявил 15 января вице-председатель комитета, гендиректор ООО «Фольскваген Групп Рус» (Volkswagen Group Rus) Мартин Ян, добавив, что некоторое эксперты прогнозируют 40-процентное снижение количества продаваемых иномарок.

«Есть и другие прогнозы — что рынок упадет на 15% или на 40%. Считаю, что наш прогноз более реалистичен. Покупатели не смогут откладывать приобретение автомобиля вечно», — считает Мартин Ян, предположив также, что рынок коммерческих автомобилей в РФ тоже ожидает спад в наступившем году примерно на 20%, а объем иномарок, произведенных в России, увеличится.

По мнению г-на Яна, цены на автомобили в текущем году вырастут в среднем на 10% (в рублях) вследствие увеличения таможенных пошлин на иномарки и ослабления курса рубля, причем увеличение стоимости придется на II и III кварталы. «В 2008 году доля российских автомобилей составила 29%, а перспективы роста продаж иностранных марок по отношению к российским брендам будут зависеть от девальвации рубля, пока это вопрос я оставил бы открытым», — сказал Ян.

Всего в 2008 году в России, по данным АЕБ, было продано 2,93 млн автомобилей, в том числе 2,08 млн иномарок. Таким образом, рост продаж иномарок составил 26%, в результате роста продаж российский рынок вышел на 2-е место в Европе, и сейчас немного уступает рынку Германии, где было продано около 3 млн автомобилей. За прошедший год продажи собираемых в России машин иностранных производителей увеличились на 36%, импортируемых — на 23 %. Отечественных марок в прошлом году было продано на 8% меньше, главным образом за счет сокращения продаж «АвтоВАЗом» примерно на 6%.

Отметим также, что некоторые эксперты предполагают, что рост пошлин сократит импорт подержанных авто с 400 тысяч в 2008 году до 300 тысяч в 2009 году, тогда как средняя цена нового автомобиля в России, которая в середине прошлого года достигла 22 тысяч долларов, снизится до 18-20 тысяч. Как заявил в комментарии BFM.ru аналитик БКС Севастьян Козицын, спрос падает и на отечественные, и на зарубежные автомобили, поскольку процентные ставки по лизинговым и ипотечным программам значительно выросли. По его мнению, в 2009 году продажи автомобилей могут сократиться на 30%

«Сейчас прогноз может быть любой. Если посмотреть динамику рынка, то она довольно сильно колебалась, и в ноябре рынок упал на 15%, в декабре — на 10%, — напомнил BFM.ru эксперт журнала «За рулем» Игорь Моржаретто. — В январе продажи машин тоже снизятся, но в феврале начнется их увеличение. Сложно сказать, что будет дальше, но, скорее всего спад продаж в 2009 году составит 25%».

Глава Минпромторга России Виктор Христенко ранее заявлял, что российский авторынок восстановит утраченные из-за глобального кризиса позиции к 2012 году, и достигнет пика по продажам к 2014 году.

Начавшийся спад продаж не успел перечеркнуть хорошие продажные результаты, достигнутыми в ушедшем году на российском рынке многими производителями. Например, за 2008 год официальная дилерская сеть Volvo реализовала в России 21041 легковой автомобиль и внедорожник Volvo. По этому поводу президент Volvo Cars Corporation Стивен Оделл специально заявил, что стратегический для компании российский рынок стал для корпорации еще более статусным. По результатам 2008 года впереди России только четыре крупных рынка, которые являются традиционно сильными для Volvo: США (73078), Швеция (47775), Великобритания (33341) и Германия (27053). К тому же, Россия вышла на третье место в мире по продажам XC70, стабильно занимает второе место по реализации XC90 и лидирует в мировом рейтинге продаж седана S60.

По мнению Игоря Моржаретто, в первую очередь в 2009 году сохранят свои позиции на рынке дорогие модели и премиум-класс. Роста продаж в этих сегментах не будет, но и существенного снижения тоже. Кстати, аналогичная ситуация была и после кризиса 1998 года, и такая динамика в целом закономерна для любой кризисной ситуации. В то же время спрос на дешевые бюджетные автомобили увеличится, тогда как средний сегмент «просядет» весьма существенно.

В 2009 году более всего пострадают такие производители, как Mitsubishi, Peugeot/Citroen и многие другие, у которых весь модельный ряд был ориентирован на среднего покупателя. У таких брендов стоимость машин «С»-класса составляет 20 тысяч долларов и выше, а внедорожников — от 40 тысяч долларов. Сейчас же покупатели, которые пересаживались с бюджетных машин на такие автомобили, обнаружат, что они им уже не по карману.

«Продажи АвтоВАЗа в 2009 году останутся примерно на таком же уровне, как и сейчас, а доля его машин на рынке вырастет. Сейчас она растет и составляет 23%. Хотя некоторые аналитики прогнозирует увеличение доли продаж «АвтоВАЗа» до 35%, но вряд ли оно будет столь существенным», — заключил Моржаретто.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию