16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 87.85 / ₽ 8127
  • RTS1171.06
26 ноября 2010, 23:44 Технологии

Электронное правительство Татарстана заработает с iPhone 4

Лента новостей

Власти республики поставили на первое место не автоматизацию конкретных процессов, а организацию межведомственного взаимодействия

Около 300 чиновников Татарстана будут всегда на связи и одновременно работать с документами.  Фото: AP
Около 300 чиновников Татарстана будут всегда на связи и одновременно работать с документами. Фото: AP

Правительство республики Татарстан определило поставщика аппаратов iPhone 4, которые потребовались республиканским органам власти для обеспечения работы электронного правительства республики. Поставщиком этих аппаратов стала компания «Ситроникс Информационные технологии».

Как рассказал BFM.ru руководитель татарского представительства «Ситроникса» Григорий Тамашевичус, всего правительству Татарстана потребовалось около 300 аппаратов. Их должны взять на вооружение министры республики и все их заместители. Стоит отметить, что техника Apple не станет для них новинкой. Дело в том, что сегодня высшие руководители республики уже используют в своей работе телефоны iPhone, но старой модели — iPhone 3G.

По данным «Ситроникса», в конкурсе принимало участие несколько компаний. Но в результате, они не были допущены к участию в торгах — предложенные ими условия поставки не соответствовали конкурсным. Речь идет о требованиях поставки всех заказанных аппаратов к концу декабря, об отсутствии привязки телефонов к сети определенного оператора. «ВымпелКом», например, был готов обеспечить правительство Татарстана iPhone 4, но при условии, что эти аппараты будут подключены к его сети, а власти республики перейдут на потребление услуг этого оператора. Такое требование правительство Татарстана посчитало неприемлемым — в последние годы местные власти по результатам соответствующих конкурсов пользуются услугами сотовой связи «Мобильных ТелеСистем» (МТС). По оценке экспертов, ее доля на сотовом рынке Татарстана составляет около 60%.

В результате, у «Ситроникса» не осталось конкурентов в данном конкурсе и компания была названа победителем торгов как единственный участник. Кстати, только iPhone чиновники ограничиваться не собираются. Предполагается, что в ближайшее время правительство Татарстана объявит о проведении еще одного конкурса — на этот раз, на поставку планшетников iPad.

Григорий Тамашевичус отметил, что приобретение техники Apple — не прихоть местной власти. Дело в том, что пока только аппараты этой американской фирмы удовлетворяют требованиям системы электронного правительства, созданной в Татарстане.

Стоит отметить, что в Татарстане инфраструктура электронного правительства создается с 2005 года. При этом власти республики поставили на первое место не автоматизацию конкретных процессов, как поступало большинство региональных властей, а организацию межведомственного взаимодействия. Для этого в республике была построена система электронного документооборота (СЭД), пользователями которой к настоящему времени являются около 8,5 тысяч сотрудников 750 ведомств и госорганизаций. При этом одним из главных требований к чиновникам высокого ранга является их постоянное нахождение на связи и возможность удаленной работы с документами. Собственно этим и объясняется приверженность к технике Apple, которая при интеграции с СЭД и позволяет оставаться на связи и не отрываться от работы с документами.

Кстати, в планы правительства Татарстана на следующий год входит введение запрета на бумажный документооборот между министерствами. То есть республиканским властям удалось решить одну из главных проблем, с которой сталкиваются как органы власти субъектов России, так федеральные министерства — организовать эффективное межведомственное взаимодействие.

Соответственно, когда основным направлением развития электронного правительства было названо предоставление госуслуг в электронном виде, республиканские власти также активно занялись его реализацией. При этом в Татарстане был составлен рейтинг востребованости государственных и муниципальных услуг. По данным Министерства связи и информатизации Татарстана, в 2008 году 67% жителей республики поставили на первое место обращение за медицинскими услугами. Второе место в этом рейтинге заняла услуга обращения за выписками из ЖКУ/ЕРЦ (35%). Обращения в пенсионный фонд, подача налоговых деклараций и решение вопросов с личным автотранспортом (преимущественно, оплата штрафов) заняли третье (20%), четвертое (17%) и пятое (16,5%) места соответственно. Также больше 10% в рейтинге набрали услуги по смене паспорта/оформлении регистрации (14%) и регистрация прав на объекты недвижимости (13%). Ориентируясь на этот рейтинг, Татарстан перевел в электронный вид 11 госуслуг.

Кроме того, поскольку 100-процентного проникновения Интернета республика еще не достигла, то в первую очередь для лишенных Сети граждан было разработано устройство под названием «Инфомат». (По данным Минсвязи республики, сегодня возможность доступа в Интернет имеют около 25% жителей региона). Аппарат представляет собой информационный терминал, который дополнен рядом функций, позволяющих пользователю получать и запрашивать госуслуги (в настоящее время их семь), требующие документационного обеспечения или оплаты. То есть «Инфомат» обладает возможностями банкомата, в него встроен также сканер документов, принтер, сканер штрих-кодов и веб-камера (используется для осуществления сеансов видео-конференцсвязи с консультантами контакт-центра по предоставлению госуслуг). В течение года в Татарстане было установлено 43 таких устройства. По словам сотрудников Минсвязи республики, до конца текущего года в регионе планируется установить еще около 100 таких «банкоматов».

На достигнутом Татарстан останавливаться не собирается. Так, в настоящее время республиканские органы власти готовят программу предоставления госуслуг в электронном виде на 2011–2015 годы. В ней будет прописано, когда именно и какие госуслуги будут переведены в электронный вид. При этом сотрудники ИКТ-ведомства республики отметили, что автоматизировать процессы предоставления госуслуг сегодня не сложно. Гораздо труднее проработать регламенты предоставления таких услуг в электронном виде, а также организовать электронное межведомственное взаимодействие.

Кстати, у большинства субъектов РФ проблемы построения электронного правительства связаны не только с разработкой регламентов. Напомним, об этих проблемах BFM.ru уже не раз сообщал. Причем появляются они с самого начала — с выбора того или иного подхода по созданию инфраструктуры электронного правительства. Многие эксперты основным фактором успеха для решения этой задачи указывают уровень информатизации регионов, который во многих из них пока низкий. Поэтому, указывают эксперты, для построения систем межведомственного взаимодействия и электронного правительства регионам придется заниматься полномасштабным внедрением информационных систем, обеспечивающих, в том числе, юридически значимый электронный документооборот. И для этих целей имеющиеся типовые решения потребуют значительной доработки. Параметры этих проектов во многом будут зависеть от платежеспособности регионов.

Впрочем, как отмечают эксперты, Татарстан не был и не может быть типичным субъектом России в деле построения электронного правительства и организации предоставления госуслуг в электронном виде. Во многом достижению Татарстаном перечисленных результатов способствовали свободные средства (преимущественно — нефтяные деньги) и определенная независимость от центра в вопросах подготовки и применения нормативно-правовых актов. Причем деньги сделали возможным выбор для нужд построения систем электронного правительства не коробочных решений и дешевых устройств, а заказных разработок и высокопроизводительного оборудования.

Кстати, эти утверждения в значительной мере подтверждаются практикой. Так, согласно рейтингу субъектов РФ по уровню внедрения электронного правительства на 1 сентября текущего года, в шестерку лучших вошли: республика Татарстан, Кабардино-Балкарская республика, Ямало-Ненецкий автономный округ, Нижегородская область, Тамбовская или Липецкая области (они поделили 5-6 места).

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию