16+
Четверг, 28 марта 2024
  • BRENT $ 86.88 / ₽ 8016
  • RTS1128.26
2 января 2011, 13:36 Общество

Дао бизнеса: как стать успешным с помощью книги

Лента новостей

Россияне теперь учатся ведению бизнеса на качественной деловой литературе. Уходящий год стал знаковым для бизнес-книг: бестселлерами стали книги об инновациях, а также «истории успеха» — в частности, «Я такой как все» Олега Тинькова

Читатели бизнес-литературы готовы платить за действительно полезный контент. Коллаж: BFM.ru
Читатели бизнес-литературы готовы платить за действительно полезный контент. Коллаж: BFM.ru

В уходящем 2010 году у российских читателей наибольшим спросом пользовались книги по личностному росту, тайм-менеджменту, переговорам, выступлениям и презентациям, философии бизнеса. Также вырос спрос на литературу по трейдингу и финансам, говорит BFM.ru Александр Лиманский, директор по маркетингу издательства «Альпина Паблишерз». По его словам, несмотря на общий спад продаж на книжном рынке, продажи деловой литературы издательства выросли по сравнению с 2009 годом более чем на 25%.

Российские читатели стали обращать больше внимания на качество полиграфии и дизайна книги, их больше не привлекают дешевые изданиями с броскими, но пустыми названиями, говорит представитель издательства деловой литературы. «Примитивная псевдоделовая литература с убогими обложками стала пользоваться меньшим спросом. Посмотрите на цены в топах продаж деловой литературы: 300-400 рублей — это уже обычный уровень цен, покупателя больше интересует качество, а не дешевизна. Читатели готовы платить за действительно полезный контент», — говорит Александр Лиманский.

Различные книги-советы из серии «Сделай себя сам» — как правило, переводы зарубежных авторов — лишь переключали внимание читателей с по-настоящему серьезной деловой литературы на псевдоруководства, похожие по своему содержанию друг на друга, как близнецы, и не дающие сколько-нибудь ценной и полезной информации, соглашается с издателем руководитель направления по продаже книжной продукции OZON.ru Алексей Кузменко.

В результате, почти половина бестселлеров 2010 года в разделе «Бизнес-книги» интернет-магазина OZON.ru — это так называемая «бизнес-классика», «истории успеха» бизнесменов и труды об высокотехнологичных инновациях.

Представитель «Альпины» в числе самых успешных проектов 2010 года называет «Дао жизни: Мастер-класс от убежденного индивидуалиста» Ирины Хакамады, «Атлант расправил плечи», «Источник» и другие книги Айн Рэнд, «Семь навыков высокоэффективных людей» Стивена Р. Кови, а также ежедневники по методу Глеба Архангельского.

Книга Стивена Р. Кови «Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности» стала самой популярной по итогам года и у OZON.ru. «Мировой супербестселлер, работа № 1 по теме личностного роста» — характеризует ее OZON.ru.

За «Семью навыками» в списке бестселлеров расположились «Rework: Бизнес без предрассудков» Джейсона Фрайда и Дэвида Хайнемайера Хенссона, «Договориться можно обо всем! Как добиваться максимума в любых переговорах» Гэвина Кеннеди и «Секретная инструкция ЦРУ по технике обманных трюков и введению в заблуждение», написанная Китом Мелтоном и Робертом Уоллесом.

Бестселлер от бизнесмена — «сомнительное удовольствие» для него самого

Все большую популярность приобретают так называемые success story от российских бизнесменов, отмечает Алексей Кузменко. «Знаковым явлением здесь может служить книга Олега Тинькова «Я такой как все», которую мы продаем просто тысячами», — говорит представитель OZON.ru. Хотя подобных книг — написанных именно от первого лица — очень мало, и их можно пересчитать буквально по пальцам, результаты продаж говорят сами за себя, говорит Кузменко.

В том же рейтинге бестселлеров OZON.ru рядом с книгой Олега Тинькова «Я такой как все» соседствует книга Леннарта Дальгрена «Вопреки асбурду. Как я покорял Россию, а она меня», указывает Александр Лиманский.

«Как видите, улов небольшой. Других ярких и продаваемых книг от российских бизнесменов или экспатов, которые работали в России, на книжном рынке не видно. Большая часть бизнесменов не хотят, да и не могут написать интересные и правдивые книги, т.к. тратить время на создание пусть даже бестселлера, с помощью которого можно себе навредить, — это сомнительное удовольствие», — поясняет Лиманский.

Впрочем, если российские владельцы успешного бизнеса так и не сумеют описать свои истории сами, то за них это будут делать профессиональные писатели или менеджеры — спрос российских читателей на такие книги остается неудовлетворенным. «В самой ближайшей перспективе следует ожидать не только увеличения книг на тему success stories от российских бизнесменов и про российских бизнесменов. Новым трендом станет издание литературы про новации и самые передовые технологии, методы и способы работы наших российских предприятий, как в сфере промышленности, так и сфере сервиса и услуг», — убежден Алексей Кузменко.

Первые издания на эту тему уже появились, добавляет собеседник BFM.ru: «Например, великолепная книга о передовом опыте «Сломай стереотип! Производственная система Братского алюминиевого завода» [в числе авторов — топ-менеждмент БрАЗа], или книга про нас самих, про OZON.ru, где рассказывается, как все начиналось, как развивалось, чего это стоило и к чему все в результате привело», — говорит Кузменко.

Пока же именно нехватка книг самих российских бизнесменов косвенно подтверждает недостаточную открытость и прозрачность отечественного бизнеса. «Получается, ему есть что скрывать. За рубежом такие книги держатся как в верхних строчках списка бестселлеров книжных магазинов, так и в рекомендательных списках уважаемых деловых изданий типа The Wall Street Journal. Многие из них переведены на русский язык и с успехом стабильно продаются у нас. Я имею ввиду книги Дональда Трампа, Майкла Блумберга, Уоррена Баффета, Джорджа Сороса, Генри Форда и так далее», — говорит Кузменко.

Книги об инновациях

Вторая заметная тенденция 2010 года в деловой литературе — инновации и новаторство. Так, в число бестселлеров 2010 года попали «Стартап. 11 мастер-классов от экс-евангелиста Apple и самого дерзкого венчурного капиталиста Кремниевой долины» Гая Кавасаки и «iПрезентация. Уроки убеждения от лидера Apple Стива Джобса» Кармина Гало. В следующем году мы увидим много интересных как российских, так и переводных книг про интернет-предпринимательство и использование интернета и других цифровых технологий в бизнесе, обещает представитель «Альпины».

О причинах кризиса и его преодолении

Премия Business Book of the Year Award от газеты Financial Times и инвестбанка Goldman Sachs досталась книге «Линии разлома: Как скрытые трещины продолжают угрожать мировой экономике» Рагурама Раджана.

Раджан, профессор Чикагского университета, бывший экономист МВФ, анализирует в своей книге последний финансовый кризис и находит системные ошибки везде — от неработающих систем образования до дисбалансов в мировой торговле. Раждан — один из экономистов, предсказавших последний финансовый крах еще в 2005 году, напоминает The Wall Street Journal.

В прошлом году Financial Times и Goldman Sachs отдали звание бизнес-книги года работе Лиаквата Ахамеда «Повелители финансов» — о том, как ошибки руководителей центробанков привели к Великой депрессии. В России эта книга вышла в 2010 году. Таким образом, жюри второй год подряд назвало книгой года труд, посвященный анализу глобального финансового кризиса и помогающий понять, как могут развиваться события в будущем и как избежать нового кризиса.

Рейтинг бестселлеров 2010 года в категории «Бизнес и инвестиции» на Amazon.com возглавила книга «Большой шорт» Майкла Льюиса («The Big Short: Inside the Doomsday Machine», Michael Lewis). Российскому читателю Майкл Льюис известен по книге «Покер лжецов».

Книга «Большой шорт» оказалась настолько популярной, что к концу 2010 года появились слухи о том, что студия Брэда Питта Plan B Entertainment собирается экранизировать книгу о финансистах, заработавших на крахе сабпрайм-ипотеки.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию