16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 87.33 / ₽ 8217
  • RTS1164.14
28 декабря 2010, 19:11 Право
Актуальная тема: Дело Ходорковского

Судья перевел защитников в обвинителей по делу Ходорковского

Лента новостей

В Хамовническом суде продолжилось оглашение приговора по «второму делу Ходорковского-Лебедева»

Ходорковский и Лебедев сегодня поблагодарили всех, кто приходит к Хамовническому суду, чтобы их поддержать. Фото: Оксана Онипко/BFMru
Ходорковский и Лебедев сегодня поблагодарили всех, кто приходит к Хамовническому суду, чтобы их поддержать. Фото: Оксана Онипко/BFMru

В Хамовническом суде Москвы сегодня, 28 декабря, продолжилось оглашение приговора по второму делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, обвиняемых в хищениях на сумму около 900 млрд рублей. На подступах к суду установили милицейские кордоны. По данным адвокатов, вердикт, скорее всего, будет озвучен до конца года.

Во вторник, 28 декабря, у здания суда уже не было такого ажиотажа, как накануне, в первый день чтения приговора. Во избежание беспорядков в 70 метрах на подходах к зданию установили ограждение. Здесь же находилось три автобуса ОМОНа и несколько машин ДПС. Миновать кордон могли лишь проживающие в этом районе граждане, предъявив паспорт. В суд же пускали либо по повесткам, либо по редакционным удостоверениям.

Все это очень напоминало картину 2005 года, когда Мещанский суд Москвы оглашал первый приговор экс-главе ЮКОСа и его деловому партнеру — бывшему руководителю Международного финансового объединения «Менатеп» Платону Лебедеву. Тогда металлические заграждения установили под предлогом проведения дорожных работ. Сам же приговор закончился для бизнесменов 9-летним сроком (впоследствии наказание было снижено до 8 лет, — BFM.ru).

Приговор под бой курантов

Сегодня по суду упорно гуляли слухи о том, что оглашение вердикта завершится до Нового года. Это подтвердил адвокат Платона Лебедева, сославшись на свой разговор с секретарем судьи Виктора Данилкина. «Я не могу ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию, но думаю, так и будет», — сказал, в свою очередь, BFM.ru адвокат Михаила Ходорковского Вадим Клювгант.

Во вторник судья продолжил заданный накануне темп. Приговор он читал скороговоркой, и, как заметили адвокаты, «себе под нос». Слова судьи, и вправду, напоминали какое-то бормотание, в котором мало что было понятно.

Ранее, 27 декабря Виктор Данилкин признал Михаила Ходорковского и Платона Лебедева виновными по основным статьям обвинения — в хищении вверенного имущества и легализации преступных доходов. Пока непонятно о каких объемах и суммах идет речь. В прениях сторон прокуроры снизили объем вмененных подсудимым хищений — с 350 до до 218 млн тонн нефти. Однако у защитников создалось впечатление, что суд не внес в приговор корректив, согласившись с первоначальной фабулой обвинения.

Зачитывая описательно-мотивировочную часть приговора, судья во вторник констатировал, что вина подсудимых в хищении нефти, добытой в 1998–2003 годах «дочками» ЮКОСа, подтверждается целой «совокупностью доказательств». К таковым он отнес материалы дела, а также показания допрошенных в суде свидетелей. Прозвучали имена министра торговли Виктора Христенко и главы Сбербанка Германа Грефа. На этом утверждении уснувший зал проснулся.

Оба чиновника были допрошены этим летом. Они выступили в суде с интервалом в один день.

Виктор Христенко, который с 1999 по 2008 год в качестве зампреда правительства курировал топливно-энергетический комплекс, заявил суду, что ничего не знает о миллионных хищениях ЮКОСа. По мнению адвокатов, показания Христенко тогда фактически разрушили предъявленное их подзащитным обвинение в том, что они «обирали» своих дочерние предприятия: «Юганскнефтегаз», «Самаранефтегаз» и «Томскнефть», закупая у них продукцию по заниженной цене и перепродавая ее российским и зарубежным потребителями по цене в 3-4 раза выше. Тогда свидетель разъяснил, что нефть, которая продается в европейских портах, не может стоить дешевле, чем внутри России. Главным образом из-за затрат на транспортировку и таможенные сборы. И если бы ЮКОС устанавливал цены на импортируемую нефть ниже, чем внутри страны, это привело бы нефтяную компанию к банкротству.

Глава Сбербанка Герман Греф также выступил на стороне защиты. Он заявил, что ничего не слышал о хищении Михаилом Ходорковским 350 млн тонн нефти. «Проверка в мои обязанности не входила, но если бы это было обнаружено, то мне бы доложили», — заявил тогда глава Сбербанка.

Препарированные показания

То, что судья отнес чиновников к числу свидетелей обвинения не вызвало удивления у защиты. Еще в первой половине дня адвокат Платона Лебедева Владимир Краснов заметил, что судья кладет в основу приговора «только то, что ему нужно». «Показания свидетелей препарируются», — заявил BFM.ru адвокат.

Вадим Клювгант же признался, что услышал в приговоре и вовсе «диковинные или даже дикие вещи».

«То, что сегодня происходит, нужно считать изложением доказательств виновности подсудимых, — сказал юрист. — По жанру, по форме это оно. Но насколько это соотносится с содержанием, судите сами». В качестве примера защитник привел тот факт, что суд расценил как доказательство вины подсудимых решение Ханты-Мансийского Антимономольного комитета. В 1998 году тот признал, что одно из основных добывающих предприятий ЮКОСа — «Юганскнефтегаз» — состоит с головной компанией в так называемом ценовом сговоре. Однако это решение в 1999 году суд признал незаконным и отменил. «Судья это прекрасно знает, так как это решение оглашалось и есть в деле. Вот такое вот доказательство вины», — отметил защитник.

Реакция Запада и «ответ Чемберлену»

Между тем, оглашение приговора по «второму делу Ходорковского-Лебедева» вызвало широкий резонанс и в России, и за рубежом. В частности, госсекретарь США Хиллари Клинтон в специальном заявлении высказала мнение, что приговор экс-главе ЮКОСа окажет негативное влияние на репутацию России в вопросах защиты прав человека. В документе отмечается, что осуждение Михаила Ходорковского и Платона Лебедева «вызывает серьезный вопрос об избирательном преследовании и главенстве политических мотивов над принципами правового государства». С аналогичным заявлением выступил председатель Европарламента Ежи Бузек.

Российский МИД отреагировал жестко. Он расценил сказанное как попытки Запада и Евросоюза оказать давление на суд. В распространенном МИДом документе почему-то указывалось, что в случае с Ходорковским и Лебедевым «речь идет о серьезных обвинениях в уклонении от уплаты налогов и отмывании доходов, полученных преступным путем». Последний момент вызвал у защитников подсудимых искреннее недоумение. Вадим Клювгант справедливо заметил, что обвинение в уклонении от уплаты налогов на этот раз бизнесменам не вменялось. Оказать же давление на суд уже вряд ли удастся, ведь формально процесс завершен. В этой связи он расценил заявление МИДа России как «смесь вопиющей некомпетентности и прямой лжи».

В свою очередь, Ходорковский и Лебедев сегодня поблагодарили всех, кто приходит к Хамовническому суду, чтобы их поддержать. «Знаем, что вас не пускают в зал, что прекратили трансляцию», — подчеркивают подсудимые в обращении, размещенном на сайте своего пресс-центра. Они просили людей не унывать, поздравили всех с Новым годом.

Примечательно, что самим подсудимым вряд ли удастся отметить праздник вместе со всеми. По словам адвоката экс-главы ЮКОСа Натальи Тереховой, режим следственного изолятора не предусматривает празднований каких-либо событий. Согласно распорядку, 31 декабря, как и в любой другой день, в 22:00 для всех содержащихся под стражей наступит отбой. «Поэтому никакого боя курантов они не услышат», — сказала Терехова.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию