16+
Суббота, 27 апреля 2024
  • BRENT $ 89.33 / ₽ 8219
  • RTS1186.79
4 февраля 2009, 10:24 Макроэкономика

Города и веси режут бюджеты

Лента новостей

В российских регионах вводится режим строжайшей экономии. Бюджеты муниципальных образований секвестируются на 25-40%. В поисках средств муниципалитеты выходят на рынок рублевых долговых обязательств, однако чаще всего неудачно

Фото: PhotoXPress
Фото: PhotoXPress

В связи с кризисом регионы России вынуждены сокращать бюджеты: как расходную часть, так и доходную. Как уточнил в интервью BFM.ru директор Института региональной политики Булат Столяров, в среднем в регионах и муниципальных образованиях секвестр бюджета составляет 20-45%.

Мера эта связана в первую очередь с падением промышленного производства и сокращением объема поступления налогов. Как уже писал BFM.ru, в декабре Минфин РФ спрогнозировал сокращение поступлений от налога на прибыль (ННП) и НДФЛ в 2009 году на 25-30% и 10% соответственно. При этом в Санкт-Петербурге, к примеру, совокупно НДФЛ и ННП составляет примерно 65% доходов бюджета; в Апатитах (по информации, предоставленной BFM.ru в администрации города) поступления от НДФЛ составляют 61,8% доходов города.

Как уже сообщалось, сокращению подверглись бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга. Доходная часть бюджета-2009 Москвы составила около 1,387 трлн рублей, а расходная — около 1,462 трлн рублей (против изначальных 1,5 и 1,6 трлн рублей соответственно). В бюджете северной столицы доходы сокращены на треть (на 108,6 млрд рублей), а расходы — на четверть (на 90,4 млрд рублей). В результате дефицит бюджета в 2009 году вырос почти вдвое — на 18,2 миллиарда рублей, он составит 38,3 млрд рублей.

Аналогичные процессы идут в регионах. К секвестру бюджетов еще в ноябре были готовы в Иркутской области. Как сообщает газета «Восточно-сибирская правда», в ноябре из-за сокращений персонала на предприятиях Братского и Нижнеилимского районов и ряда других главы лесоперерабатывающих районов заявили о готовности к сокращению доходной и расходной частей бюджета из-за планируемых сокращений поступлений НДФЛ.

Дефицитный бюджет Краснодарского края предварительно будет уменьшен на 10 млрд рублей, отмечают в краевом департаменте по финансам. Прогнозируемые доходы бюджета Томской области в 32 млрд рублей, возможно, будут сокращены до 15–20 млрд рублей; Новосибирский областной совет депутатов снизил доходы и расходы бюджета-2009 более чем на 240 млн рублей и зарезервировал еще более 11 млрд рублей. В мае этого года бюджет Свердловской области ждет очередной секвестр — расходы урежут еще более чем на 20 млрд рублей.

То же самое происходит в муниципальных образованиях. Общие объемы доходов и расходов бюджета Златоустовского городского округа на 2009 год в январе этого года были сокращены на 16% по сравнению с утвержденными в 2008 году показателями. Изначально бюджет был принят бездефицитным. Предполагалось, что объем доходов и расходов в 2009 году составит около 2,5 млрд рублей. В связи с кризисом было отложено решение вопроса о финансировании новых расходных обязательств, уменьшение расходы, направленные на реализацию городских целевых программ.

Начальник финансового управления администрации города Апатиты Анастасия Иванова в интервью BFM.ru отметила, что бюджет города был принят 25 декабря с предельным дефицитом — 98,5 млн рублей, или более 17% от доходной части.

Между тем в некоторых муниципальных образованиях только сейчас начинают представлять, как скажется на них кризис, и, соответственно, формировать бюджет на 2009 год. В интервью BFM.ru Валентина Глазунова, заместитель главы администрации Вязниковского района (включает семь муниципальных образований. Центр — город Вязники, Владимирская область) отметила, что в настоящее время бюджет на 2009 год района еще разрабатывается. Однако в проект бюджета уже заложено сокращение доходов в части поступления НДФЛ.

Опрошенные BFM.ru аналитики предполагают, что в ближайшее время муниципалитеты будут вынуждены выйти на рынки облигационных займов для покрытия выпадающих доходов. Однако последние такие размещения свидетельствуют о том, что на привлечение необходимого объема средств вряд ли можно рассчитывать.

По информации портала Cbonds, в конце декабря 2008 года на рынок облигационных займов вышла администрация города Томска. Она начала размещение облигаций со ставкой купона 18% и сроком погашения 22 декабря 2011 года. Объем займа составлял 500 млн рублей. В ходе аукциона на ММВБ в первый день было размещено всего пять бумаг номиналом 1000 рублей каждая.

В этом году первым среди муниципалитетов на рынок долговых обязательств вышла Москва. Как рассказал в интервью BFM.ru гендиректор компании «Гарант-М» Андрей Коваленко, столичный муниципалитет планировал разместить облигации на 15 млрд рублей со сроком погашения 1 год и три месяца со ставкой доходности 15%. «С учетом того, что рублевые облигации сейчас не пользуются спросом, мы прогнозировали, что будет размещено треть выпуска. Однако удалось разместить всего около 1,5 млрд рублей», — отметил Андрей Коваленко.

При этом, как уточняет эксперт, в докризисные времена муниципалитеты могли рассчитывать на банковские и бюджетные кредиты, а также субвенции из областных и федеральных бюджетов. «Однако кредит банка обойдется заемщику — муниципалитету гораздо дороже; кроме того, банки сейчас неохотно выдают кредиты. Получить субвенцию из краевого и федерального бюджета сейчас также сложно, поскольку они также сокращаются», — предупреждает Коваленко.

По мнению экспертов, заинтересоваться муниципальными облигациями по-прежнему могут управляющие компании, инвестиционные фонды и банковские структуры (в том числе и для технических размещений). Однако пока они предпочитают вкладывать средства в другие инструменты. «Ситуация не разрешится до тех пор, пока ЦБ не даст сигнал инвесторам, что девальвация завершена, и курс доллара установился на определенном уровне. Однако пока это не сделано, а значит, ситуация в ближайшее время не исправится. Если сейчас муниципалитетам не удастся получить необходимую для покрытия дефицита сумму в ходе размещения облигационных займов, получить бюджетный или банковский кредит, то по итогам 2009 года бюджеты будут секвестированы еще больше по факту даже у тех, кому удалось избежать больших сокращений казны», — замечает Коваленко.

Аналитик «Ренессанс Капитала» Николай Подгузов отмечает, что получить кредит или разместить заем будет проще тем регионам, которые имеют кредитные рейтинги не ниже B- и могут быть включены в Ломбардный список ЦБ. «Однако у муниципалитетов таких рейтингов практически нет», — замечает эксперт. Тем не менее, как замечает эксперт, банки, которые имеют доступ к рефинансированию ЦБ, государство «призывает кредитовать реальный сектор и регионы».

Андрей Коваленко также напоминает, что в кризис 1998 года практически все муниципалитеты (кроме Москвы и Санкт-Петербурга), имеющие долговые обязательства по облигационным займам, допустили дефолты. И хотя в настоящий момент дефолтов по прямым обязательствам допущено не было, ситуация с покрытием дефицита остается неясной, а потому трудно представить, как муниципалиты будут расплачиваться по долговым обязательствам, предупреждает эксперт.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию