16+
Среда, 24 апреля 2024
  • BRENT $ 88.48 / ₽ 8254
  • RTS1163.50
29 декабря 2010, 22:16 ТехнологииПраво

Российская власть получила «IT-свободу»

Лента новостей

Конец года ознаменовался для области информационных технологий решением правительства России о том, что государство последует по пути западных стран в деле автоматизации процессов своей деятельности

Вопрос использования свободного программного обеспечения для автоматизации деятельности органов власти поднимался не один раз. Фото: Jonathas Rodrigues/flickr.com
Вопрос использования свободного программного обеспечения для автоматизации деятельности органов власти поднимался не один раз. Фото: Jonathas Rodrigues/flickr.com

Конец уходящего года ознаменовался для области информационных технологий решением правительства России о том, что государство последует по пути западных стран в деле автоматизации процессов своей деятельности. А именно, об использовании для этих целей свободного программного обеспечения (СПО). Так, правительственным распоряжением утвержден план перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения на 2011–2015 годы.

Напомним, вопрос использования СПО для автоматизации деятельности органов власти поднимался не один раз. Правда, несколько отстраненно — мол, надо бы использовать свободное ПО. В частности, в текущем году Минкомсвязи «намекнуло», что не будет против построения региональных электронных правительств на основе СПО. Ведомство обещало поспособствовать созданию единого ресурса, который служил бы ориентиром по ценам и решениям для информатизации. Причем для его создания министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев предлагал использовать соответствующий опыт зарубежных IT-компаний. Так, по словам министра, в будущем появится единая площадка — по модели App Store Apple и Android Market Google, — на которой сторонние разработчики смогут предлагать свои продукты по информатизации государственным ведомствам и регионам.

Если вернуться к плану перехода федеральных ОГВ на использование СПО, то он включает в себя 25 мероприятий, разбитых на три группы: «Мероприятия в сфере образования и развития профессиональных навыков федеральных государственных гражданских служащих», «Мероприятия по техническому обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти на использование свободного программного обеспечения» и «Мероприятия по организационному обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти на использование свободного программного обеспечения».

Первая из них включает в себя, в числе прочего, мероприятия по подготовке перечня образовательных программ и учебно-методических материалов, рекомендованных для применения в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, обучающих будущих государственных гражданских служащих. Вторая группа включает в себя большую часть мероприятий плана. Причем они как раз и предусматривают выполнение тех или иных конкретных шагов по разработке и внедрению СПО в органах власти.

В частности, до конца следующего года Минкомсвязи должно сформировать пакет базового СПО для решения типовых задач деятельности федеральных органов власти, а к середине 2012 года необходимо создать вышеназванный репозиторий СПО. В то же время в пилотных федеральных органах власти должны пройти проверку на работоспособность подготовленные «свободные» программные продукты. Не забыли разработчики плана и о поддержке пользователей. Так, во второй половине следующего года должны быть подготовлены предложения по созданию двух центров: по поддержке пользователей СПО — государственных гражданских служащих, а также по консультативной и технологической поддержке госзаказчиков и разработчиков СПО.

К концу 2012 года намечено сформировать пакеты дополнительных прикладных программ (по направлениям деятельности органов исполнительной власти и подведомственных бюджетных учреждений), провести их апробацию и разместить в репозитории. Массовое же внедрение СПО в федеральных органах власти и в бюджетных учреждениях должно начаться в третьем квартале 2014 года. По мере готовности приложений должен осуществляться перенос данных из «старых» информационных систем в новые.

Третья группа мероприятий предусматривает проведение инвентаризации информационных систем федеральных органов власти и оценку ресурсов, необходимых для перехода на свободное программное обеспечение. То есть бюджет «программы» по переходу на СПО станет известным только в конце 2011 года, когда будет завершена запланированная инвентаризация. После этого — во втором квартале 2012 года — ведомства получат возможность подготовить собственные планы перехода на использование СПО.

Кроме того, план предусматривает подготовку сотрудниками Минкомсвязи и Минэкономразвития ежегодного отчета о состоянии и перспективах использования СПО.

То есть правительство России, судя по всему, все же намерено добиться перехода федеральных органов власти на использование СПО, несмотря на все его «плюсы» и «минусы».

О последних, а также о возможности использования такого программного обеспечения для автоматизации работы органов власти BFM.ru рассказал вице-президент компании «Ситроникс» Борис Вольпе:

— Переход к использованию свободного ПО наблюдается во всех странах и, прежде всего, в развитых. В то же время стоит учитывать, что у СПО имеются, как плюсы, так и минусы. Несомненным плюсом является его «свобода» — отсутствие платы за лицензии и за поддержку. С другой стороны, в большинстве государств, которые уже продекларировали переход на СПО, этот процесс идет достаточно медленно. Даже в таких, как США, Канада Германия и т.п. Причина этого в том, что СПО разрабатывается не одной конкретной компанией, а сообществом разработчиков. Поэтому при использовании такого ПО некому задавать вопросы — нет конкретного контрагента, который нес бы ответственность за то, что это ПО соответствует тем или иным требованиям. То есть нет каких-то гарантий качества и того, что команда разработчиков не исчезнет. В этом я вижу определенный риск. Кроме того, «свободное» — не означает, что его внедрение и последующая поддержка ничего не стоит. Более того, зачастую внедрить СПО сложнее и дороже, чем проприетарное — имеющее четкого контрагента.

Также следует отметить, что в России, да и в других государствах, любое ПО, если его планируется использовать в работе органов власти, должно предварительно пройти сертификацию, тестирование на отсутствие в нем уязвимостей, недекларируемых возможностей. В случае с СПО не совсем понятно, как это можно организовать.

Кроме того, возникает вопрос о том, насколько сообщество разработчиков СПО будет готово дорабатывать его под требования госзаказчиков. Ведь такое ПО создается безвозмездно — никто не требует платы за лицензии. Но верно и обратное — никто не может заставить разработчиков модифицировать его под нужды конкретного заказчика.

То есть имеется ряд не проблем, но серьезных вопросов, которые необходимо урегулировать. В целом же, движение в сторону использования СПО — некое магистральное направление. Тем более, качественное СПО мало чем отличается от сравнимого по функционалу проприетарного ПО. В том же Интернете можно найти очень качественные программы и базы данных, разработанные на основе СПО. Но трудно представить, что с ними будет дальше: кто их будет поддерживать, в каком направлении они станут развиваться. Поэтому инвестиции в СПО не являются защищенными в полном смысле этого слова.

Если рассматривать возможность использования СПО для построения электронного правительства, то, на мой взгляд, это вряд ли ускорит процессы информатизации госорганов. Есть факторы, работающие в данном случае на ускорение этих процессов, а есть и такие, которые, скорее, тормозят работу. Ускорить создание электронного правительства может использование каких-то готовых шаблонов, принципа SaaS, опять же цена — можно сэкономить на лицензиях в случае использования СПО. Но не факт, что эта экономия компенсирует повышение затрат на внедрение, а главное, на поддержку такого ПО. То есть по общей стоимости владения СПО может оказаться более дорогим, чем проприетарное ПО.

Так что использование СПО, скорее нейтральный фактор в отношении ускорения процессов создания электронного правительства.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию