16+
Четверг, 18 апреля 2024
  • BRENT $ 87.45 / ₽ 8248
  • RTS1154.28
29 декабря 2010, 18:55 Право
Актуальная тема: Дело Ходорковского

Судья нашел лишний лист в вердикте по делу Ходорковского

Лента новостей

Оглашение приговора по второму делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева преподносит все новые сюрпризы

Фото: АР
Фото: АР

Оглашение приговора по второму делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева преподносит все новые сюрпризы. В третий день чтения вердикта судья Хамовнического суда Москвы Виктор Данилкин зачитал один лист, который оказался лишним. «Данный лист оглашен ошибочно», — неожиданно сообщил председательствующий и невозмутимо продолжил чтение.

В среду, 29 декабря, на заседание суда приехали только двое из четырех гособвинителей: Валерий Лахтин и Эдуард Шохин. Последний поддерживал обвинение и в «первом деле Ходорковского-Лебедева», которое обернулось для подсудимых 8-летним сроком (он истекает в 2011 году).

Перед началом слушания здание было обследовано кинологом с собакой, обученной поиску взрывчатки. Район рядом с Хамовническим судом по-прежнему был оцеплен сотрудниками милиции. На месте оказались и установленные накануне металлические заграждения, появившиеся, чтобы не срывать работу суда из-за большого наплыва сочувствующих подсудимым граждан.

Надо признать, что это значительно облегчило работу журналистам, многие из которых не смогли попасть в зал в первый день оглашения приговора, 27 декабря. В то же время такая ситуация продолжала вызывать раздражение у защиты — адвокаты возмущались тем, что открытое оглашение приговора фактически превратилось в закрытое.

Эксперимент с ОМОНом

Защитник Платона Лебедева Константин Ривкин успел с утра поэкспериментировать. «Я подошел сегодня к милиционерам и как простой гражданин сказал: «А я просто гуляю по Москве! Я что, не имею права?» — рассказал он о своей попытке миновать кордоны. — Затем, чтобы не получить дубинкой по голове, все же достал удостоверение и спросил: «А что вы, ребята, сами думаете об этом?» А они в ответ говорят, что тоже матерятся по этому поводу, но приказ начальства — есть приказ». Адвокат напомнил, что то же самое было и в Чите, когда знакомившихся с делом Лебедева и Ходорковского повезли в суд, чтобы избрать меру пресечения по второму делу. Тогда милиция перегородила целый квартал. «Думаю, Европейский суд оценит эту ситуацию», — пообещал защитник.

Подсудимые выглядели невыспавшимися. Было заметно, что притомился и судья. Войдя в зал ровно в десять утра, он разрешил всем сеть и продолжил скороговоркой зачитывать вердикт. На этот раз Данилкин старался говорить громче, но время от времени все же сбивался, путал оглашаемые цифры и поправлялся: «Оговорился».

В среду он посвятил заседание оглашению доказательств, которые, по его мнению, подтверждали вину подсудимых в отмывании преступных доходов (статья 174 УК), полученных в результате хищения Ходорковским и Лебедевым продукции добывающих предприятий ЮКОСа: «Самаранефтегаза», «Юганскнефтегаза» и «Томскнефти».

Как ранее сообщал BFM.ru, первоначально подсудимым вменялось хищение (статья 160 УК) в 1998–2003 годах нефти «дочек» ЮКОСа на общую сумму 892,4 млрд рублей. Из них, по версии прокуратуры, в 1998–2004 годах было легализовано 487 млрд 402 млн рублей и 7,5 млрд долларов. К концу процесса прокуроры снизили объем вмененных подсудимым хищений, признав, что следствие ошиблось в подсчетах. Объем якобы имевших место хищений гособвинители уменьшили до 218,7 млн тонн. При этом стоимость «похищенного» они сократили незначительно — до 824,1 млрд рублей. Сумма же «отмытых» от хищений денег осталась прежней.

Пока непонятно какие объемы и суммы суд счел доказанными. У защитников создалось впечатление, что суд не внес в приговор корректив, согласившись с первоначальной фабулой обвинения.

Вслед за обвинением

В среду Виктор Данилкин продолжал следовать фабуле обвинения. Так, указав, что подсудимые легализовали более 7 млрд долларов, «использовав похищенные средства по своему усмотрению». Например, часть денег — 2,6 млрд долларов они потратили на покупку акций ЮКОСа.

В основу приговора судья положил имеющиеся в материалах дела сообщения электронной почты, служебные записки сотрудников подконтрольных ЮКОСу компаний, бухгалтерские документы и показания свидетелей. Так, судья вспомнил допрос тогдашнего исполнительного директора СП РТТ Гитаса Анилиониса (его компания занималось юридическим сопровождением и регистрацией фирм, основанных, в том числе, в интересах «Менатепа» — материнской компании ЮКОСа, — BFM.ru), а также бывшего директора по стратегическому планированию и корпоративным финансам ОАО «НК ЮКОС» Алексея Голубовича.

Последний, как отметил судья, рассказал, что в период его работы в НК ЮКОС «использовались схемы выведения прибыли ЮКОСа по заниженным ценам в подконтрольные компании, располагавшиеся в зонах льготного налогообложения». Работу по данным компаниям осуществляли сотрудники НК ЮКОС, занимавшиеся налоговыми планированиями. Они договаривались с властями регионов о регистрации и суммах уплаченных налогов. Директорами фирм становились люди из числа сотрудников подразделений ЮКОСа.

Судья констатировал, что схемы по отмыванию денежных средств подсудимые реализовывали через своих подчиненных. В их числе был назван уехавший в 2004 году в Великобританию глава казначейства ООО «ЮКОС-Москва» (управляющая компания ЮКОСа) Андрей Леонович. Отметим, что ему вменяется совершение аналогичных преступлений, что и Ходорковскому с Лебедевым.

Согласно выводам суда, с конца 1999 года по 2003 год подсудимые и члены организованной ими группы (в нее, по версии обвинения, входил ряд акционеров ЮКОСа) для совершения легализации построили целую структуру взаимозависимых иностранных компаний. Через фирму «ЮКОС-Москва» они фактически распоряжались денежными средствами и могли в любой день вывести их за рубеж.

При этом, как отметил суд, Ходорковский и Лебедев обманывали других акционеров ЮКОСа, поскольку финансовая отчетность была составлена таким образом, что прибыль нефтяной компании казалась меньше, чем была на самом деле. «В Россию в ОАО «НК ЮКОС» в 2001 году не попало 135 миллионов долларов, — цитировал судья показания Гитаса Анилиониса. — Ходорковский, Лебедев, Невзлин (Леонид Невзлин, бывший акционер компании, осужденный заочно на пожизненный срок, — BFM.ru) обижали других акционеров, не додавая им прибыль, то есть произошло воровство».

Ошибка судьи

Огласив текст листа, в котором в очередной раз указывалось имя Гитаса Анилиониса, а также названия фирм, через которые подсудимые якобы легализовали деньги, судья внезапно заявил: «Данный лист оглашен ошибочно». Потом продолжил читать приговор. Была ли это техническая ошибка или что-то еще — никто толком так и не понял.

Адвокаты отреагировали на случившееся с олимпийским спокойствием. «Это как бы дело, как бы обвинение и как бы приговор», — сказал защитник Михаила Ходорковского Вадим Клювгант. — Искать логику здесь занятие тупиковое». Он не исключил, что резолютивная часть приговора может быть оглашена как завтра, так и 31 декабря.

При этом адвокаты сомневаются, что прекращение дела по эпизоду, связанному с хищением акций дочерних фирм «Восточной нефтяной компании» (ВНК) скажется на размере наказания, которое суд назначит Ходорковскому и Лебедеву. Дело в том, что прокуратура требовала для подсудимых по 14 лет колонии уже без учета этого эпизода, по которому истек срок давности. При этом Константин Ривкин не исключает, что суд может назначить подсудимым и больший срок, нежели просили прокуроры.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию