16+
Среда, 24 апреля 2024
  • BRENT $ 88.40 / ₽ 8247
  • RTS1172.13
25 января 2011, 20:50

Швейцарцы подвели часы под рекордные продажи

Лента новостей

Концентрация на премиум-сегменте помогла швейцарским часовщикам не только успешно преодолеть кризис, но и установить новые рекорды продаж. Догнать их не удается даже предприимчивым китайцам: в тонком часовом деле недостаточно одной только коммерческой смекалки и ремесленных навыков

Спрос на швейцарские часы высок как никогда. Основные покупатели — азиаты, арабы и жители Восточной Европы. Фото: AP
Спрос на швейцарские часы высок как никогда. Основные покупатели — азиаты, арабы и жители Восточной Европы. Фото: AP

Swatch, на долю которой приходится 25% мирового рынка часов, на днях объявила о рекордном в своей истории успехе. В 2010 году обороты группы, торгующей как люксовыми (Breguet, Blancpain), так и массовыми (Swatch, Flik Flak) марками, выросли на 19%, составив без малого 5 млрд евро и, таким образом, побив рекорд докризисного 2008 года. Рост мог бы составить и 22%, но помешал необычайно сильный швейцарский франк. Чистая прибыль, по предварительным оценкам, должна превысить позапрошлогодние 763 млн франков в 2009 году.

«Группа компаний растет в потрясающем темпе. Валютные проблемы заставили поломать голову, но не стали непреодолимой проблемой», — отмечает Алессандро Мильорини, аналитик брокерского дома Helvea. В этом смысле Swatch остается в том же русле, что и конкуренты: очень неплохие результаты за прошлый год должна показать группа Richemont Group, в которую входят, в частности, Vacheron Constantin и Jaeger-LeCoultre.

Спрос на швейцарские часы высок как никогда. За 22-процентным падением продаж в 2009 году последовало 22-процентное повышение за 11 месяцев 2010. «История швейцарской часовой индустрии — это контрастный душ успеха и поражения, заката и возрождения». Это характеристика Neue Zürcher Zeitung.

Сказочные барыши швейцарским часовщикам принесли азиаты, арабы и жители Восточной Европы, заинтересованные в статусных аксессуарах. Только в Азии продажи Richemont, торгующего также бижутерией Cartier и ручками Montblanc, за 11 месяцев прошлого года выросли еще на 57%. Аналитики Swatch рассчитывают, что в этом году рост продаж будет столь же динамичным. Richemont смотрит в будущее с опаской — курс швейцарского франка достиг своей исторической отметки, что делает производство часов в Швейцарии необычайно дорогим.

У этого успеха есть и оборотная сторона: спрос превышает предложение, а расширение производства затруднено дефицитом квалифицированной рабочей силы. Даниэль Шлюп, владелец женевской фабрики Titoni, связывает это с «кварцевым кризисом» 1970-1980 годов, когда японцы завалили мировой рынок дешевой продукцией, что стоило часовой промышленности Швейцарии 60 тысяч рабочих мест. С того времени желающих обучиться тайнам часового ремесла стало меньше.

Не исключено, что некоторые детали для швейцарских часов будут производить в Китае. Такую возможность допускает Жан-Марк Жако, исполнительный директор фирмы Parmigiani, торгующей часами, самые дешевые из которых стоят 50 тысяч евро.

Специалисты отмечают, что китайцы (например, из Tianjin Sea-Gull Watch) научились делать и чрезвычайно сложные детали, турбийоны, повышающие точность хода часов. Умение изготавливать их говорит о принадлежности к мировой часовой элите. Сближение с китайцами возможно: по швейцарским законам, часовой механизм на 50% должен быть изготовлен из деталей, сделанных внутри страны. Правда, сейчас идут бурные дебаты о возможном повышении допустимого предела до 80%.

Вскоре в Европе может начаться продажа часов MontieK, которые будут собраны из произведенных на китайских заводах деталей. Жан-Марк Жако не видит в этом ничего ужасного. «Роскошь нерациональна, — заявил один из руководителей Parmigiani, — вы покупаете нечто ненужное по безумной цене. У китайской промышленности все будет хорошо. Так же, как и у индийской. Но это другой бизнес». С этим согласен и Рене Байер из Bayer Chronometrie. По его мнению, интерес китайцев к знаменитым швейцарским часам пойдет только на пользу альпийской республики. «В ближайшие 20–30 лет благодаря китайцам мы будем жить неплохо», — прогнозирует он. Цифры говорят в его пользу. В позапрошлом году Китай произвел 560 млн часов, Швейцария – 22 млн. При этом доход швейцарских часовщиков оказался почти в пять раз выше. Стоимость 95% их изделий превышает 1000 швейцарских франков.

Beyer Chronometrie, бутики которой расположены в Цюрихе, Женеве, Санкт-Морице и Лугано, сообщает, что каждый пятый покупатель прибыл из Китая. А ведь еще три года назад китайцы в часовых магазинах были редкими гостями. По данным Neue Zürcher Zeiting, в швейцарских часовых магазинах по своей платежеспособности китайцы потеснили россиян, прежде следовавших сразу за местными покупателями. Наибольшим спросом, по данным издания, пользуются известные своими традициями марки: Rolex, Patek Philippe, Omega, Breguet, Vacheron Constantin, Longines.

Именно на верность традициям упирает Richemont Group — передаваемые из поколения в поколения секреты должны быть важнее роста цен. В Европе цены на часы Jaeger-LeCoultre, в прошлом году увеличившись на 3,5%, в ближайшие месяцы должны подняться еще на 4%. В среднем швейцарские часы могут подорожать на 7-8%. Особенно это касается классических моделей, спрос на которые вновь начал расти. О верности традициям говорят и представители Vacheron Constantin. Женевская фирма, входящая в Richemont Group, как и прежде, будет собирать не более 19 тысяч часов в год.

Audermars Piguet, увеличив цены в два раза в прошлом году, намерена сделать то же самое в конце зимы. Директор компании Филипп Мерк объяснил это заботой о швейцарском качестве, отметив также, что перенесение производств в другие страны невозможно. Об увеличении стоимости продукции предупреждают и представители Baume & Mercier, часы которой стоят в среднем 2 тысячи франков или около 1,5 тысяч евро. Среди подразделений Richmont у этой компании дела идут, пожалуй, хуже всего. Не будучи достаточно дорогой маркой, она сталкивается с более ожесточенной конкуренцией. Кроме планируемого повышения цен Baume & Mercier намерена пересмотреть и модельный ряд.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию