16+
Среда, 19 декабря 2018
  • BRENT $ 56.31 / ₽ 3789
  • RTS1106.05
25 января 2011, 16:33 МакроэкономикаАвто
Актуальная тема: Теракт в Домодедово

Теракт в «Домодедово» выявил слабое звено в авиабезопасности

Лента новостей

Обеспечение безопасности в аэропортах — проблема для многих стран. За границей используют опыт сотрудников спецслужб, прошедших психологическую подготовку и выявляющих потенциальных террористов по особенностям их поведения

Главный урок, который авиационные специалисты должны извлечь из событий в Домодедово, это необходимость усилить защиту авиапассажиров на земле. Фото: РИА Новости
Главный урок, который авиационные специалисты должны извлечь из событий в Домодедово, это необходимость усилить защиту авиапассажиров на земле. Фото: РИА Новости

Президент Дмитрий Медведев после теракта в аэропорту «Домодедово», в результате которого погибли 35 человек, поручил правительству разработать систему «тотальной проверки» пассажиров и багажа на транспорте для обеспечения безопасности. «Нам придется ввести существенно более жесткую систему проверки, именно такой тотальной проверки. Вероятно, она будет более долгой для пассажиров, но это единственный выход», — заявил Медведев на расширенной коллегии ФСБ. Проблема обеспечения безопасности в аэропортах остро стоит во многих странах. В других странах используют опыт сотрудников спецслужб, прошедших психологическую подготовку и выявляющих потенциальных террористов по особенностям их поведения.

Кошмарный сценарий для любой спецслужбы

Газета The New York Times приводит слова бывшего сотрудника министерства внутренней безопасности США Стивена Бейкера: «Произошедший в понедельник теракт свидетельствует о том, что террористы по-прежнему помешаны на попытках взорвать самолет. Но устроить взрыв на борту им не удается, поэтому они взрывают аэропорты».

Теракт в московском аэропорту — это «кошмарный сценарий, который давно не дает покоя авиационным властям по всему миру», — пишет газета The Wall Street Journal. Несмотря на то, что подобных событий ожидали повсюду, «на практике существует немного возможностей предотвратить нападение в людном месте крупного аэропорта», признает издание.

Однако это не означает, что возможностей противостоять террористам в подобных случаях нет вовсе. Сложность задачи упирается в то, что аэропорт в силу специфики своей работы требует относительно свободного доступа значительного числа людей. Эксперты в области безопасности уже давно жалуются на то, что основное внимание уделяется способам выявления оружия у пассажиров в зонах досмотра, что создает «дыры» в общей системе безопасности аэропорта, пишет The New York Times.

Другое дело, что громкое преступление обладает мощным психологическим эффектом, и порождает опасность чрезмерной реакции на него, предупреждает консультант по безопасности Брюс Шнеер. По его словам, прежде всего, надо осознать: такой вещи, как полная безопасность, не существует и претендовать на обратное — просто глупо. Это мнение разделяет бывший агент американской секретной службы Дуглас Лейрд. «Если допустить гипотетическую ситуацию, что вы строите совершенно новый аэропорт, — ну да, в таком случае кое-что можно предусмотреть. Но в целом нет большой принципиальной разницы между обеспечением безопасности в аэропорте, на железнодорожном вокзале или (в большом торговом центре) Macy’s. До тех пор, пока существует свободный доступ, сохраняется риск».

Американский опыт

В Америке активно пользуются программой «поведенческого обнаружения» для предотвращения событий, подобных взрыву в «Домодедово». Технология предполагает, что в толпе находятся переодетые офицеры спецслужб, которые ненавязчиво ведут наблюдение за тем, как ведут себя люди, и анализируют особенности их поведения. В США порядка 450 коммерческих аэропортов; в 161 из них работают такие специалисты, их общее число составляет более 3 тысяч человек.

Агентство по авиационной безопасности США (T.S.A.), которому подчиняется этот персонал, сейчас внимательно отслеживает поступающую из Москвы информацию о теракте в «Домодедово». Скорее всего, после этого происшествия в американских аэропортах участятся выборочные проверки, причем они могут происходить в самых неожиданных местах, например, в залах выдачи багажа, а вовсе необязательно в зонах досмотра. В дополнение к негласным наблюдателям T.S.A. могут привлекаться обычные полицейские.

Специалисты различают два типа помещений в аэропорте: зону свободного доступа и зону ограниченного доступа. После терактов 2001 года неоднократно подчеркивалось, что проблемы безопасности существуют даже в зонах ограниченного доступа, т.к. нет полной уверенности в надежности работающего в них персонала.

Что касается открытых зон, то в них «поведенческое наблюдение» используют наряду с другими, в т.ч. техническими способами сбора информации, способной предотвратить потенциальный теракт.

Двери аэропортов «широко раскрыты для террористов-смертников»

Технологии обнаружения взрывчатки совершенствуются постоянно. Однако главным методом защиты является бдительность. Основой поведенческого метода является методика, принятая в Израиле, и считающаяся очень надежной. Впрочем, некоторые методы, которые используют израильтяне, влекут за собой большую потерю времени и являются в ряде случаев слишком жесткими для американских условий, где ежедневно через зоны досмотра T.S.A. проходит полтора миллиона человек.

В любом случае, поведенческие методы контроля хороши лишь настолько, насколько они хорошо применяются. А тут все зависит от уровня подготовки персонала, отмечает The New York Times. В противном случае излишняя зависимость от этого метода сама по себе создает проблему безопасности.

Главный урок, который авиационные специалисты должны извлечь из событий в «Домодедово», это необходимость усилить защиту авиапассажиров на земле, передает агентство Reuters. Существует совершенно очевидный дисбаланс в работе спецслужб, делающих основной упор на защиту от террористов в самолетах, но не в аэропортах. После терактов 11 сентября 2001 года главные усилия были потрачены на создание современных методов недопущения оружия и взрывчатки на борт самолетов. Это создало опасный перекос. По словам британского консультанта в области авиабезопасности Криса Йейтса, «многие аэропорты широко раскрыты для любого желающего войти в них и взорвать себя».

Рынки демонстрируют иммунитет к терактам

Связанный со взрывом в «Домодедово» спад на российских рынках оказался недолгим — такая же реакция была и после предыдущих серьезных терактов. К моменту публикации этой статьи индекс ММВБ растет на 0,06%, РТС — на 0,13%. Акции крупнейших авиаперевозчиков России, как уже писал BFM.ru, отреагировали на теракт краткосрочным снижением вечером в понедельник, отыгранным утром во вторник.

Позитивный тон российским площадкам задают хорошее закрытие торгов в Азии и крепнущий евро, считают аналитики «Альфа-банка», выдержки из обзора которых приводит Bloomberg. У россиян и вкладывающихся в Россию иностранных инвесторов выработался иммунитет к терактам. «Вряд ли найдется иностранный инвестор, которого бы подобная атака могла отпугнуть от вложения средств в крупную российскую компанию. С политической точки зрения Россия очень стабильна, и ключевую роль [при принятии инвестиционного решения] играют другие факторы, например цены на нефть», — сказал Reuters Золт Папп (Zsolt Papp) из инвесткомпании UBP Asset Management. По прогнозу опрошенных Bloomberg экономистов, экономика России, основного мирового экспортера энергоносителей, в 2011 году вырастет на 4,2% — максимальное значение с 2008 года.

В привлекательности инвестиций в Россию иностранцев в Давосе будет убеждать Дмитрий Медведев. Президент перенес, но не отменил поездку на открывающийся в среду экономический форум в Швейцарии, где он должен произнести вступительную речь. Как сообщал BFM.ru Россия подготовила для Давоса целую программу. Идея заключалась в том, чтобы убедить иностранных бизнесменов: несмотря на то, как в России работают суды (второй срок Михаила Ходорковского), несмотря на происходящее в российских тюрьмах (смерть адвоката Сергея Магнитского и предпринимательницы Веры Трифоновой), несмотря на риск террористических актов, — в Россию все же стоит вкладывать деньги. Но телевизионная картинка из «Домодедово» даст зарубежным инвесторам иной сигнал: вкладываться в российский рынок можно целиком на свой страх и риск.

Теракт в «Домодедово», крупнейшем и самом современном российском аэропорте, подорвет планы Кремля по модернизации сырьевой российской экономики, особенно в свете грядущих выборов, констатируют аналитики ВТБ Капитал, инвестподразделения одного из крупнейших госбанков. «Повышенная угроза национальной безопасности отвлекает внимание высших чиновников от решения насущных задач, например, формулирования экономической повестки следующего политического цикла и может сказаться на избирательной кампании 2011-2012 годов», — цитирует сообщение ВТБ Капитал агентство Reuters.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории

BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию