16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.32 / ₽ 8229
  • RTS1185.67
31 января 2011, 14:47 ОбществоСМИПолитика

Египет: уравнение со множеством неизвестных

Лента новостей

Если в результате свержения диктаторского режима Хосни Мубарака к власти в Египте придет демократическое правительство, то лидирующую роль в нем будут играть «Братья-мусульмане»

Пока что на улицах Каира демонстранты выходят не с религиозными лозунгами, а с флагами Египта. Фото: AP
Пока что на улицах Каира демонстранты выходят не с религиозными лозунгами, а с флагами Египта. Фото: AP

На фоне телевизионных репортажей из Каира, в которых день за днем возбужденные толпы требуют отставки 82-летнего президента Хосни Мубарака, явственно обозначилась потребность в понимании того, что же все-таки происходит в самой населенной арабской стране, и главное, к чему это приведет в Египте, в регионе и далеко за его пределами. Попытки прочтения ситуации в западных СМИ весьма разнятся.

По мнению The Wall Street Journal, пока что египетская оппозиция объединилась вокруг фигуры умеренного политика, бывшего главы МАГАТЭ Мохаммеда эль-Барадеи. Тем временем единственная реальная сила египетского истэблишмента, армия, вроде бы продолжает поддерживать президента Мубарака и назначенного им в конце прошлой недели вице-президента, бывшего начальника разведки Омара Сулеймана, но при этом особо не препятствует проведению антиправительственных выступлений. В воскресенье BBC показывала танки, окруженные толпами возбужденных людей, которые носили на руках армейских офицеров, а над Каиром барражировали военные вертолеты и с ревом пролетали истребители.

Еще один важный фактор египетского уравнения со множеством неизвестных — позиция США. По мнению WSJ, американцы продолжают медленно дистанцироваться от режима Мубарака, призывая к установлению демократического правления. При этом выбор у Америки непрост: с одной стороны, — стабильность, которую обещают восстановить египетские военные, с другой — требования перемен, исходящие от оппозиции, которая, похоже, временно преодолела раздирающие ее противоречия.

«Дядя Сэм предал Мубарака. Предаст и Израиль»

Израильские СМИ очень откровенно отзываются о занятой Вашингтоном позиции в египетском кризисе. Газета «Едиот Ахронот» пишет о «полном отсутствии понимания» президентом Бараком Обамой ближневосточных реалий. Издание считает, что Обама «сдал» Хосни Мубарака. «Для Израиля это означает, что человек, сидящий в Белом доме, может и нас продать в любой момент».

Другая израильская газета, «Маарив», озаглавила свой комментарий «Пуля, выпущенная Дядей Сэмом в спину». В статье, в частности, говорится: «Политкорректная дипломатия, которую проводят на протяжении поколений американские президенты, включая нынешнего, который в начале своего срока произнес речь в Каире и думал, что таким образом завоевал на свою сторону сердце Ислама, мучительно наивна. Багдад в хаосе, Бейрут оказался в руках экстремистов, Газой управляет ХАМАС, в Аммане король (Иордании) держит нос по ветру. Кресло под президентом Египта шатается, а от него требуют, чтобы в тот момент, когда он (Мубарак) занят обеспечением своего выживания, он установил диалог с восставшими. Один Аллах знает, что из всего этого выйдет».

И это далеко не единственные трудности перевода с языка египетских реалий на привычные понятия европейских и американских СМИ. Например, кто такой эль-Барадеи?

Сейчас Нобелевского лауреата премии мира называют «умеренным» политиком. Но в бытность его главой МАГАТЭ он постоянно конфликтовал с американцами по вопросу о ядерной программе Ирана. С другой стороны, кто может ответить на вопрос, насколько человек, который до прошлой недели проживал в Вене, способен реально контролировать разнородные и разрозненные силы египетской оппозиции, главная сила в которой — старейшая на Ближнем Востоке исламистская организация «Братья-мусульмане»?

«Братья-мусульмане» предпочитают пока не выходить из тени

Как пишет газета The Financial Times, «Братья-мусульмане», которые в течение десятилетий пытаются свергнуть египетский режим, ведут «долгосрочную игру». Исламисты не стремятся к обострению конфликта с властями, предпочитая расширять свою социальную базу. Лидеры «братьев» всячески избегают мозолить глаза на публике и дистанцируются от попыток возглавить оппозиционное движение — пока. Что, конечно же, неслучайно, потому что захват власти «Братьями-мусульманами» — это наихудший сценарий нынешнего кризиса в глазах Запада.

В то же время, как напоминает FT, если в Египте случится переход к демократическому правлению, — что на данный момент еще далеко не очевидно, — исламисты будут играть в любом гражданском правительстве очень важную роль, просто в силу того, что это самая организованная и многочисленная оппозиционная организация. В этом отношении у «Братьев-мусульман» — значительная «фора», по выражению издания, по сравнению с любой другой антиправительственной организацией. К тому же это единственная группировка, которая может эффективно использовать в своих целях религиозный исламский фактор.

Правда, нельзя исключать и такого парадоксального сценария развития событий, о котором говорит в интервью FT политический аналитик из Каира Имад Гад. Он считает, что главной силой «Братьев-мусульман» до сих пор был образ мучеников коррумпированной диктатуры Мубарака. Если допустить, что в стране укоренится относительно демократическое правление, то ореол мученичества исчезнет, и позиции «братьев» ослабнут. Политолог обращает внимание на то, что пока что на улицах Каира и других крупных городов в руках манифестантов не исламистские плакаты, а национальные флаги Египта.

Организация «Братья-мусульмане» возникла еще в 20-х годах прошлого века. Ее идеолог Саид Кутб призывал к джихаду, и у «братьев» имелось военное крыло, организовывавшее теракты. С годами, однако, «братья» стали делать больший упор на ненасильственный путь построения исламского государства, которое является их целью. В условиях современного Египта «Братья-мусульмане» де-юре запрещены как политическая организация. Однако власть де-факто признавала ее действующей политической силой, и с 80-х годов «братья» участвовали в выборах как независимые кандидаты. В 2005 году представители «Братьев-мусульман» получили 20% в египетском парламенте. Что, в свою очередь, не мешало властям периодически устраивать на них гонения: тысячи «братьев» были брошены в египетские тюрьмы.

О политической программе «Братьев-мусульман» судить сложно. Известно, что в своей последней редакции она предусматривала запрет для женщин и немусульман избираться президентом Египта, а также настаивала на создании некоего религиозного совета, призванного утверждать (или не утверждать) все решения светских властей.

Как поведет себя армия

Египетская армия играет лидирующую роль в политике страны с 1952 года, когда группа так называемых «свободных офицеров» свергла прозападного короля Фарука. Все египетские лидеры — от яростного националиста Насера до убитого исламистами проамериканского Садата и до нынешнего престарелого президента Мубарака — выходцы из рядов вооруженных сил. Армия давно срослась с режимом, получая от этого немалые экономические дивиденды. Принято говорить, что вооруженные силы Египта — самые мощные в арабском мире. Впрочем, справедливо и то, что египетские военные не выиграли ни одной войны, в которой участвовали за последние шесть десятилетий.

Иное дело, что для подавления гражданских волнений у армии сил более чем достаточно. Весь вопрос в том, отдадут ли египетские генералы приказ стрелять в демонстрантов и выполнят ли такой приказ египетские солдаты? В Тунисе армия заняла подчеркнуто нейтральную роль, что помогло избежать большего кровопролития во время «жасминовой революции».

По мнению газеты The Guardian, с пятницы, когда на улицах египетских городов появились танки, именно армия играет первую скрипку, определяя то, как власть ведет себя с манифестантами. Президент Мубарак сделал два жеста в сторону силовиков, назначив вице-президентом близкого к армии бывшего начальника разведки Омара Сулеймана, а премьер-министром — бывшего командующего ВВС Ахмеда Шафика.

Сулеймана считают безусловно лично преданным президенту Мубараку, но при этом человеком, не запятнанным в коррупции. Его же называют ключевой фигурой, отвечавшей за подавление выступлений египетских экстремистов, в том числе, участников террористического подполья «Исламский джихад».

Если новые назначения и произвели какое-то впечатление на генералов, то оппозиция отреагировала на них с возмущением. На центральной каирской площади Тахрир толпы теперь скандируют: «Мубарак и Сулейман — оба вы агенты американцев», пишет газета The Guardian.

Тем временем агентство Bloomberg передает: азиатские рынки сегодня просели до минимального за два месяца уровня на опасениях, что кризис в Египте замедлит восстановление глобальной экономики.

«Обними солдата»

Газета The New York Times обращает внимание на то, что события в Египте вывели на авансцену небольшую группу молодых активистов, сведущих в информационных технологиях, но ранее незамеченных в политической деятельности. Именно эти люди, большинству из которых нет и тридцати — то есть меньше лет от роду, чем правлению Хосни Мубарака, — собрались в минувший четверг в доме Мохаммеда ель-Барадеи. Группа входит в малоизвестное молодежное движение «6 Апреля», и это она с помощью социальной сети Facebook организовывала массовые протесты в Каире.

В минувшую пятницу эти активисты составили список каирских мечетей, откуда после намаза люди должны были двинуться на центральную площадь Тахрир. Информация передавалась с помощью СМС и электронной почты. Кстати, эль-Барадеи также получил от этой группы соответствующие инструкции, к какой мечети ему следовало прийти в пятницу. Всего в тот день в Каире на улицы вышло более 100 тысяч человек.

В воскресенье основные представители оппозиции выбрали комитет во главе с эль-Барадеи, которому поручено напрямую вести переговоры с военными. Для участников продолжающихся уличных акций выработана стратегия, частью которой является план «Обними солдата». Идея заключается в том, чтобы рядовой состав армии встал на сторону оппозиции.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию