16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 89.84 / ₽ 8453
  • RTS1160.60
3 февраля 2011, 13:08 МакроэкономикаРынкиКомпании

Тяжелое машиностроение нуждается в спасении

Лента новостей

В стратегии развития тяжелого машиностроения до 2020 года Минпромторг предупреждает: при сохранении нынешней ситуации через 6-8 лет в отрасли наступит коллапс

Министерство промышленности и торговли России утвердило стратегию развития тяжелого машиностроения до 2020 года. Об этом сообщает пресс-служба ведомства.

Документ предусматривает обеспечение перспективных потребностей горно-металлургического комплекса, в том числе развитие металлургического машиностроения как базовой составляющей отрасли.

Вклад отрасли в ВВП в 2009 году составил 1,2%, тем не менее, ее потребители (нефтегазовый и горнодобывающий комплексы, металлургия) обеспечивают более 80% поступлений в бюджет и экспорта, подчеркивается в документе.

Минпромторг признает тяжелую ситуацию в отечественном машиностроении: «За последние годы российские предприятия стремительно теряли свои позиции как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Существует тенденция к практически полному вытеснению российских производителей». Так, импорт в отрасли с 2003 по 2008 год вырос в 8,5 раза. Если в 2003 году он превышал экспорт в 5,2 раза, то в 2008 году — уже в 8 раз, при этом отечественные предприятия были загружены только на 30%.

Более 25% предприятий отрасли убыточны. Среди основных проблем — износ оборудования, низкая конкурентоспособность, отставание в технологиях. При сохранении нынешней ситуации через 6-8 лет доля импорта вырастет до 90%, предупреждает ведомство. Причем серьезный удар будет нанесен российской экономике в целом: «В случае полной деградации российского тяжелого машиностроения, степень монополизма на рынке резко возрастет, что неизбежно приведет к повышению стоимости приобретения и обслуживания основных фондов сырьевых отраслей на десятки процентов. Это нанесет серьезный удар по эффективности работы сырьевых отраслей, то есть по внешнеторговому балансу, по бюджетным поступлениям, фактически – по российской экономике в целом».

Не исключены и другие сценарии: инновационный, с непрерывной господдержкой и ограниченная поддержка. Последний и лег в основу стратегии. Государство должно будет поддерживать инновации в машиностроении до 2015 года, далее отрасль будет развиваться на основе этого задела, и к 2020 году доля импорта сократится до 43,2% (в 2010 году ее доля составляла 63%).

Для спасения отрасли предлагается за счет бюджета софинансировать НИОКР (до 50%) и важнейшие инновационные проекты, субсидировать ставки по кредитам на техническое перевооружение, подправить таможенные пошлины. Также министерство хочет проработать вопрос создания совместных предприятий с мировыми лидерами отрасли. Это будет стоить 71,4 млрд рублей. Из них 27,9 млрд рублей выделит бюджет (в основном на НИОКР и субсидии), остальное — средства предприятий и кредиты (на модернизацию производственных мощностей).

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию