Следственный конфуз
Лента новостей
В четверг глава Следственного комитета при прокуратуре Александр Бастрыкин немало взбудоражил деловые круги, сообщив об уголовных претензиях к руководству Минфина. Правда, потом оказалось, что речь шла о давнем «деле Сторчака»
Александр Бастрыкин, глава Следственного комитета при прокуратуре, выступая в четверг на расширенном заседании коллегии комитета, согласно сообщениям информационных агентств, обвинил руководителей Министерства финансов Российской Федерации в хищении госсредств в особо крупных размерах, уточнив, что речь идет именно о последних годах.
«В последние годы организацией запланированного особо крупного хищения государственных средств занимались без преувеличения лучшие финансово-экономические специалисты, в их числе — действующий и бывший заместители министра финансов России», — процитировало Бастрыкина агентство РИА «Новости».
Деловое сообщество было сильно озадачено этим заявлением. Связанное с Минфином уголовное дело в последние годы было всего одно — так называемое «дело Сторчака». Однако о нем Александр Бастрыкин, согласно сообщениям агентств, сказал отдельно: мол, по нему получены все экспертные заключения, в ближайшее время следствие будет завершено, и дело будет передано в суд. Таким образом, выходило, что речь идет о новом деле «заместителей министра финансов».
Дальнейшие слова главы СКП давали почву для таких предположений, ведь он говорил о криминальной ситуации в 2008 году, в которой, как оказалось, чиновники различных рангов нанесли ущерб государству на сумму почти 920 млн рублей, за что были привлечены к уголовной ответственности сотрудники МВД, прокуратуры, таможни, а также должностные лица муниципалитетов и высокопоставленные чиновники госаппарата. Таким образом, оставалось только гадать, кто из нынешних и прежних заместителей Алексея Кудрина является фигурантом очередного уголовного дела.
Однако вскоре казус разрешился. Озабоченный неоднозначной трактовкой заявления Следственный комитет при прокуратуре счел нужным уточнить, что Александр Бастрыкин говорил не о новом деле «заместителей министра финансов», а все о том же «деле Сторчака», фигурантами по которому проходят действующий замминистра финансов РФ Сергей Сторчак (формально он находится в отпуске) и бывший замминистра Вадим Волков (он был освобожден от должности замминистра в 2004 году в связи с сокращением штата), а также еще два человека — Виктор Захаров и Игорь Кругляков.
По данным следствия, Сергей Сторчак причастен к попытке хищения 43 млн долларов в рамках урегулирования алжирского долга. В 1996 году компания «Содэксим» выкупила у государства эту задолженность за 26 млн долларов в обмен на поставки алжирской продукции, но товары в Россию так и не пришли. В 2006 году «Содэксим» обратился в правительство с просьбой компенсировать потери и набежавшие за 10 лет проценты. Правительство согласилось, и Минфину было поручено выплатить 43 млн долларов. Но тут вмешались следственные органы и арестовали Сторчака, Волкова, гендиректор компании «Содексим» Виктора Захарова и основателя МИБ-банка Игоря Круглякова.
Все они сейчас выпущены из СИЗо и находятся под подпиской о невыезде. При этом адвокат Сергея Сторчака Андрей Ромашов в четверг в интервью радиостанции Business FM заявил, что судебные перспективы для обвиняемых хорошие, тем более что Александр Бастрыкин, говоря об этом деле, уточнил: «Предпосылки по этому делу сложились более 10 лет назад». Таким образом, вообще можно даже говорить об истечении срока давности. «Наш уголовный закон не позволяет привлекать к ответственности через 10 лет после совершения тяжкого преступления», — уточнил Андрей Ромашов.