16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.36 / ₽ 8233
  • RTS1182.33
10 февраля 2011, 17:24 Политика
В фокусе: Запрос дня от Google

Юбилей: ни единой инициативы в Курильском споре за 65 лет

Лента новостей

Напрасно Грузия боялась, что французы построят для России вертолетоносцы «Мистраль». Пугать ими будут японцев в районе Курил

Отсель грозить мы будем Кану. Россия намерена усилить военное присутствие на Курилах. Фото: ИТАР-ТАСС
Отсель грозить мы будем Кану. Россия намерена усилить военное присутствие на Курилах. Фото: ИТАР-ТАСС

«Япония намерена следить за российским военным присутствием на Южных Курилах». О такой позиции японского правительства в четверг на пресс-конференции в Токио сообщил генеральный секретарь кабинета министров Юкио Эдано. Днем ранее президент РФ Дмитрий Медведев, ноябрьская поездка которого на Курилы вызвал сильнейшее раздражение у японцев, заявил, что вооруженные силы России в районе островов должны быть обеспечены необходимым количеством современного вооружения для обеспечения безопасности островов как неотъемлемой части страны. Курильские острова стали одним из самых популярных новостных запросов четверга в поисковой системе Google.

Заявление Медведева конкретизировал источник РИА «Новости» в Минобороны. По его словам, боевой состав Тихоокеанского флота усилят первые два вертолетоносца типа «Мистраль», которые планируется построить для России на французских верфях до 2015 года. Неназванный высокопоставленный представитель ВМФ России пояснил, что решение направить вертолетоносцы на ТОФ продиктовано важностью региона Дальнего Востока и необходимостью защиты протяженных линий коммуникаций от Камчатки до Курильских островов. Кроме того, отметил представитель флота, боевой состав Тихоокеанского флота давно не пополнялся новыми кораблями. До конца февраля Минобороны определится с тем, сколько нового вооружения нужно разместить на Курилах, сообщил глава министерства Анатолий Сердюков.

Российские планы укрепить военную мощь Курил вполне вписываются в общую концепцию ужесточения российской риторики в территориальном споре с Японией. Цель звучащих в последнее время в Москве громких заявлений — подпитка националистических чувств внутри России, полагает Шигеки Хакамада, политолог из токийского Университета Аояма Гакуин. И если в 1990 годы Япония была всерьез настроена на расширение экономического сотрудничества с Россией и обсуждение мирного соглашения, то с приходом на пост президента Владимира Путина в 2000 году Токио разочаровался в этих перспективах, заявил политолог агентству Reuters.

Милитаризация Курильских островов может запустить маховик гонки вооружений в Азиатско-Тихоокеанском регионе, считает японист, шеф-редактор «Огонька» Сергей Агафонов. «Японцы сидят под американским зонтом. Если мы на этих территориях разместим что-то типа «Искандера», то получим то, о чем сами потом будем очень долго жалеть. Если бы были мозги и видение перспективы, нам надо было бы вывести оттуда те крохи, которые там есть, в качестве жеста доброй воли. Эффект был бы тогда оглушительный в нашу пользу», — сказал проработавший много лет в Японии Агафонов в беседе с BFM.ru

Спор из-за Курил, очевидно, станет центральной темой пятничных переговоров главы МИД России Сергея Лаврова с прибывающим в Москву японским коллегой Сэйдзи Маэхарой. Накануне отлета в Россию японский министр подтвердил принципиальную позицию Токио: четыре южных курильских острова принадлежат Японии. «Северные территории» [так в Японии называют Курильские острова — BFM.ru] с точки зрения международного права являются территорией Японии. И то, что их занимает Россия, с точки зрения международного права, лишено оснований. Следовательно, сколько бы российских чиновников туда бы ни ездили, как бы ни наращивалось или ослаблялось там военное присутствие, юридическую оценку это изменить не может. И наша воля от этого не дрогнет», — приводит слова Маэхары агентство Kyodo.

При этом, полагает министр, возможности разрешения территориального спора еще не исчерпаны, о чем Маэхара заявил в интервью газете «Известия». «Вокруг территориальной проблемы иногда возникает эмоциональное противостояние граждан двух стран. Но эмоциями проблему не решить. Необходимо вести переговоры в спокойной обстановке, искать приемлемый для обеих сторон вариант решения исходя из юридических фактов и на основе документов, выработанных по договоренности между двумя странами. Решение возможно», — верит глава японского МИД.

Из-за территориального конфликта Россия теряет в регионе потенциального союзника, который очень пригодился бы нам в связи с ростом влияния Китая, говорит Сергей Агафонов: «Нам жизненно необходим будет какой-то партнер с мощным технологическим и финансовым ресурсом. Единственная страна в мире, которая сочетает в себе и то, и другое в сопоставимых для наших потребностей объемах, это Япония с ее уровнем технологий, финансов и стратегических устремлений». Японцы могли бы посодействовать и объявленной в России модернизации, поделившись технологиями в электронике, биотехнологиях, современном машиностроении и химии. «У России всего один завод по выработке и производству сжиженного газа, который нам построили японцы на Сахалине. Своих заводов у нас нет, и когда будут — неизвестно», — привел пример Агафонов.

Путин отказывается признать подписанное Путятиным

Спорные территории представляют собой острова Кунашир, Итуруп, Шикотан и небольшие островки группы Хабомаи. Самый южный из них находится на расстоянии всего нескольких километров от японского населенного пункта Немуро на острове Хоккайдо.

Японцы начали колонизировать острова Курильской гряды в XVIII-XIX веках. Туда переселялись, в том числе, представители народности айну с Хоккайдо.

В 1855 году Россия и Япония подписали Симодский договор, по которому четыре южных острова Курильского архипелага отходили к Японии, все, что севернее их, — к России. Двусторонний договор о дружбе, торговле и границах — первое дипломатическое соглашение между Россией и Японией — с российской стороны подписал вице-адмирал Е.В.Путятин. Главной идеей документа являлось установление «постоянного мира и искренней дружбы» между Россией и Японией.

По прошествии почти столетия после заключения Симодского договора, к началу второй мировой войны, на Курилах проживало 17 тысяч японских граждан.

СССР, как победитель в войне, оккупировал острова и в 1949 году депортировал с них всех японцев. В настоящее время на островах проживает около 30 тысяч российских граждан.

В 1951 году западные союзники, входившие в антигитлеровскую коалицию, подписали с Японией Сан-Францискский мирный договор, по которому японская сторона отказывалась от всех прав и притязаний на Курильские острова, а равно и вообще на какие-либо еще территориальные претензии. Проблема в том, что Сталин не присоединился к этому договору, так что Токио считает себя свободным от данных обязательств именно в отношении России, правопреемницы СССР. В своих территориальных претензиях Япония основывается на положениях Симодского договора 1855 г.

Между тем через 101 год после Симодского договора между Москвой и Токио был подписан еще один документ, Советско-японская мирная декларация. По ней страны восстановили дипломатические отношения, однако декларация не стала мирным договором в полном смысле слова. Тогда же СССР выдвинул Японии компромиссный вариант разрешения территориального спора: японцам предлагали вернуть два ближайших к ним острова. Токио отверг это предложение, сочтя его несправедливым, поскольку упомянутые острова занимают всего 7% площади Курильской гряды.

С этих самых пор, то есть к настоящему моменту уже ровно 65 лет, две стороны ни на йоту не приблизились к решению территориального спора.

В ноябре 2010 года этот спор разгорелся с новой силой после того, как президент Дмитрий Медведев посетил один из Курильских островов. К слову сказать, это был первый визит кого-либо из российских или советских руководителей. Вслед за президентом на островах побывал целый десант высокопоставленных чиновников: вице-премьер Игорь Шувалов, министр обороны Сердюков и глава Минрегиона Виктор Басаргин). По прошествии четырех месяцев премьер-министр Японии Наото Кан в крайне резкой форме сформулировал отношение официального Токио к поездке президента РФ, назвав ее «непростительной дерзостью». Со своей стороны, министр иностранных дел России Сергей Лавров охарактеризовал высказывания Кана «недипломатичными», каковыми они, несомненно, являются.

Сергей Агафонов считает, что визит президента РФ на Курилы в известной степени стал результатом японской провокации. «У руля в Японии находится достаточно молодая генерация политиков, они очень неопытны политически, делают много глупостей. Определенные действия и заявления в Японии побудили определенных ребят у нас продемонстрировать жесткую позицию», — говорит Агафонов. Но и российская реакция, по его мнению, была избыточной: «Медведев съездил, продемонстрировал, что он хозяин на этих территориях. Этого в принципе было достаточно. Но зачем туда потом поехал Сердюков и раздались заявления о перевооружении?»

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию