16+
Суббота, 27 апреля 2024
  • BRENT $ 89.33 / ₽ 8219
  • RTS1186.79
11 февраля 2011, 18:58 МакроэкономикаОбществоПолитика

России надо научиться «продавать» помощь

Лента новостей

После распада СССР его союзники уже не могли рассчитывать на щедрую финансовую помощь. Россия перешла на «мягкую» поддержку, чтобы поддерживать влияние и имидж на международном уровне. Заметил ли это кто-нибудь, задается вопросом Reuters

Россия тратит на гуманитарную помощь около 0,3% ВВП. Для получения имиджевых дивидендов нужна правильная PR-политика. Фото: АР
Россия тратит на гуманитарную помощь около 0,3% ВВП. Для получения имиджевых дивидендов нужна правильная PR-политика. Фото: АР

В 2010 году российский президент Дмитрий Медведев заявил, что Россия претендует на новую роль — «наравне с другими ведущими государствами» — в решении таких глобальных проблем, как бедность и изменение климата.

«Мы должны действовать в соответствии с нашим статусом», — заявил Виктор Загреков, начальник отдела департамента международных организаций МИД РФ.

Директор департамента Минфина РФ Андрей Бокарев говорит, что необходимо отдать приоритет выстраиванию коммуникации. «У нас не было системного подхода к донесению наших целей», — признался он Reuters.

СССР был в числе крупнейших мировых доноров, тратя около 1,5% ВВП на помощь более бедным партнерам в Южной Америке, Азии и Африке. Только в 1986 году на помощь было потрачено около 26 млрд долларов. А в 2009 году — уже менее 0,3% ВВП России.

За последние четыре года Россия нарастила годовой бюджет иностранной помощи с 100 млн до 500 млн долларов и создала фонд помощи соседним странам в объеме 7,5 млрд долларов.
«Рассматривается создание государственной структуры, соперника для агентства США по международному развитию», — передает Reuters.

Эти усилия являются частью программы по сокращению «пропасти» между Россией и ее партнерами по «большой восьмерке» — странами-донорами в течение многих лет — и усилению конкуренции с другими развивающимися странами, как Китай и Южная Африка, которые также активно наращивают международную помощь. Помимо этого, Россия также хочет укрепить свое влияние в бывших советских республиках, многие из которых получают помощь от ЕС, США, Китая и др.

Среди членов «большой восьмерки» меньше тратит только Италия — 0,16% ВВП. Британия направляет на международное развитие около 0,52% ВВП, по данным ОЭСР. США в 2009 году стали лидером по сумме трат на международную помощь в денежном выражении — 28 млрд долларов. По оценкам экономистов Всемирного банка, новые доноры со средним уровнем госдоходов, как Россия и Китай, в 2008 году направили на международные программы помощи 10-15 млрд долларов.

Россия пока не получила имиджевых дивидендов

Однако такие пожертвования пока не принесли России ощутимых имиджевых дивидендов. «Россия пока мало признается в качестве донора на международном уровне, — заявил Reuters высокопоставленный источник в организации, занимающейся программами предоставления помощи в России. — Объем средств значительно вырос, но России нужно научиться, как заявлять о своих стратегиях».

России необходимо «смягчить свой менталитет», считает политолог, редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. «У нас возобладал грубо меркантилистский подход. Мы ни во что не верим и даже слова не хотим говорить красивые, как другие, а просто верим в сделки и выгоду. Это негативно сказывается, это отталкивает. А если начать упаковывать в правильную оболочку, тогда какое-то позитивное влияние на имидж это будет иметь», — надеется Лукьянов.

Россия, действительно, не имеет выгодной для себя репутации международного «донора», констатирует Владислав Кондратьев, директор Центра стратегического планирования и развития государственных институтов департамента государственного консалтинга АКГ «Развитие бизнес-систем».

«По комфортности ведения бизнеса Россия, согласно нашумевшим исследованиям Всемирного банка, откатывается в конец списка — и этот фактор тоже нужно учитывать. Активизация сферы международной финансовой помощи без создания благоприятных условий для развития экономики внутри страны выглядит также «двусмысленно», как и «накачивание» внутренней экономики без учета интересов глобального окружения. Важна сбалансированность. Дисбаланс можно заретушировать чисто имиджевыми действиями, но это затратно, временно и ненадежно», — говорит эксперт BFM.ru.

Тема помощи другим государствам начала привлекать к себе внимание совсем недавно, последние пару лет, говорит BFM.ru Федор Лукьянов. «Хотя Россия фактически выделяла финансовую помощь еще в советские времена, но тогда это происходило по идеологическому принципу и никогда не оформлялось в качестве международной помощи в западном понимании. Это шло по другим статьям», — поясняет эксперт.

Помощь странам, которые испытывают трудности, — весьма эффективный инструмент для создания привлекательного имиджа государства-донора, говорит политолог. «Но это зависит от умения продавать эту помощь. Евросоюз, благодаря этому инструменту (даже больше благодаря пиару), очень долго поддерживал имидж ведущей мировой силы, — говорит Федор Лукьянов. — США оказывают очень большую помощь разным странам и тем самым укрепляют свои позиции. Но, как правило, это диктуется довольно четко понимаемыми национальными интересами».

«Россию не рассматривают как страну – донор не только потому, что доля международной помощи находится на минимальном уровне и не потому, что коммуникации в этом направлении недостаточно системны. А в первую очередь потому, что в целом еще не сформированы ценности, с которыми Россию могли бы идентифицировать в мировом сообществе, — считает руководитель управления маркетинга и развития бизнеса московского регионального центра компании «АльфаСтрахование» Арсен Даллакян. — Самоидентичность российской культуры в данный момент предельна низка. В таких условиях тяжело говорить о позиционировании страны в таких узких категориях, как гуманитарное донорство», — отмечает эксперт BFM.ru.

По его мнению, не надо разбивать позиционирование страны на разные, не связанные друг с другом подуровни, типа «страна-донор», «страна-защитник», «страна- мост между Европой и Азией». «Наоборот, необходимо выработать одну зонтичную стратегию коммуникаций с понятными якорными ценностями, которые бы транслировались и тиражировались во всех сферах жизнедеятельности страны. И на это необходимо, по моим оценкам, минимум 7-10 лет», — говорит BFM.ru эксперт.

«Выбор проблем — бедность в мире и глобальный климат — показывает стремление уйти от реальных проблем в стране, — считает ведущий научный сотрудник Института системного анализа РАН Андрей Пионтковский. — У нас в стране, в зависимости от методики подсчета, около 40% населения живет на грани нищеты или за этой гранью. Благотворительность — это достоинство благополучных, богатых государств, хотя бы по чисто формальным признакам, в которых уровень ВВП на душу населения на порядки превосходят наши. И то, что мы оказываем лишь 0,3% ВВП помощи бедным странам — я не считаю это недостатком нашей политики».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию