16+
Среда, 24 апреля 2024
  • BRENT $ 87.83 / ₽ 8125
  • RTS1170.04
14 февраля 2011, 18:21 ФинансыНедвижимостьАвтоКриминал

Счетная палата раскрыла подземные тайны Москвы

Лента новостей

Аудиторы Счетной палаты выявили, что примерно шестая часть средств бюджетного финансирования метрополитена служила источником незаконного дохода для его бывшего руководства

Дмитрий Гаев, бывший глава Московского метрополитена, он же — член совета директоров компании, у которой закупались билеты для входа в метро.  Фото: РИА Новости
Дмитрий Гаев, бывший глава Московского метрополитена, он же — член совета директоров компании, у которой закупались билеты для входа в метро. Фото: РИА Новости

Аудиторы Счетной палаты выявили, что примерно шестая часть средств бюджетного финансирования метрополитена служила источником незаконного дохода для его бывшего руководства. А тем временем новый начальник «подземки» обещает строить станции в 2 раза быстрее, чем его предшественник.

«Около 14 из 100 млрд рублей, выделенных на строительство московского метрополитена с 2008 по 2010 годы, были профинансированы в нарушение бюджетного законодательства и использовались руководством ФГУП «Московский метрополитен» для реализации финансовых схем, служивших источником незаконного дохода», — сообщил аудитор счетной палаты РФ Сергей Рябухин в эфире программы «Время».

Выделение этих 14 млрд рублей шло в обход адресной инвестпрограммы. Дело в том, что расход этих денег должно было утвердить правительство Москвы, а также городская дума. Поэтому, возможно, это делалось для того, чтобы завысить по документам цены расходных материалов на строительство. Например, закупать песок для строительства станций не по среднерыночной цене в 400 рублей за кубометр, а по 1080 рублей.

Аудиторы выяснили, что цена самой дорогой станции метро — «Кожуховской», которая обошлась в 10 млрд рублей, завышена примерно на 225%. То есть за эти деньги можно было построить две такие станции.

Вызвало вопросы у проверяющих и то, что стоимость изготовления билета с микрочипом на одну поездку — более 10 рублей. «Если сам билет стоит 28 рублей, а 10 с лишним рублей стоит изготовление билета, то надо задуматься над некоторыми моментами», — выразил удивление председатель Контрольно-счетной палаты Москвы Виктор Двуреченских.

Кстати, эти билеты закупаются метрополитеном у компании, в состав совета директоров которой долгие годы входил бывший начальник московского метрополитена. А его сын Владимир Гаев является гендиректором ее дочернего предприятия.

Кстати, дочь Гаева Анастасия, возглавляет созданную в 2009 году компанию «Анника групп», которая — единственная в Москве — владеет лицензией на производство и продажу сувенирной продукции с символикой метрополитена.

И это плюс к тому, о чем уже сообщала прокуратура. В середине декабря Генпрокуратура уведомила, что ныне уволенный начальник метрополитена Дмитрий Гаев создал систему, при которой различного рода технические разработки, поставленные и внедренные за счет средств ГУП, оформлялись как его личное изобретение либо коммерческой структуры, выполнявшей работы по контракту с метрополитеном в ущерб интересам возглавляемого им предприятия.

Например, в 1997 году в Московском метро за счет государственных средств была внедрена автоматизированная система оплаты проезда, которая обошлась бюджету в 23 млн рублей. «Несмотря на то, что система уже была внедрена и успешно функционировала, Гаев направил заявку на получение патента на изобретение. В результате, он стал патентообладателем и первоначально получил за свое изобретение 12 млн рублей. И ежегодно получал еще по 10 млн рублей. То есть мы имеем прямой ущерб в 120 млн рублей», — констатировала ранее официальный представитель Генпрокуратуры РФ Марина Гриднева.

Отметим, что «изобретательному» Гаеву было, с кого брать пример: бывший столичный мэр Юрий Лужков прославился многочисленными изобретениями, большую часть которых он успешно запатентовал. Изобретателями были и супруга экс-мэра Елена Батурина, члены правительства Москвы Борис Никольский и Владимир Малышков, а также другие столичные чиновники. В частности, Роспатентом зарегистрированы такие их изобретения, как Московская кольцевая автодорога, особый пчелиный улей, кулебяка, расстегай, пирожок печеный полуоткрытый и крыша стадиона «Лужники». Больше всего у Юрия Лужкова патентов за «съедобные» изобретения. А часть изобретений он «увидел» во сне.

В отличие от своего бывшего патрона, Дмитрий Гаев «не разбрасывался» и занимался изобретательством в узкой профессиональной сфере. Но как бы то ни было, точку в деле Гаева и других изобретателей из лужковского правительства, пока ставить рано.

«Выявленные нарушения, с точки зрения закона, могут быть квалифицированы как хищения, и это уголовно-наказуемые деяния. И с учетом сумм хищений данные преступления отнесены к категории тяжких, максимальное наказание за которые предусмотрено в виде лишения свободы сроком до десяти лет», — прокомментировал BFM.ru ситуацию заместитель председателя коллегии адвокатов «Вашъ Юридический Поверенный» Владислав Капканов.

Напомним, в феврале Дмитрий Гаев подал в отставку с занимаемой должности, а его место занял Иван Беседин, приказ о назначении которого был подписан 7 февраля.

В минувшую субботу новый начальник столичного метрополитена поездил по подземке, лично оценив прелести такого передвижения. «Метро очень перегружено, оно не комфортно для проезда. Будем решать эти задачи», — поделился своими мыслями после поездки Иван Беседин. «Метро — это огромное хозяйство, и недельного срока недостаточно, чтобы с ним ознакомиться», — также посетовал новый глава метрополитена.

Напомним, в последние годы строили по 2–3 км линий в год, а Иван Беседин уже пообещал, что в течение ближайших пяти лет будут построены 75 км новых линий метро, 4,5 из них — уже в этом году. Кроме того, в планах по развитию метрополитена предполагается строительство второго кольца.

По мнению члена президиума эспертного совета по транспорту при главном архитекторе Москвы Алексея Клеменко, в Москве нужно построить не 75 км линий, а гораздо больше. И если хотя бы часть из заявленных амбициозных планов будет реализована, то это станет безусловным благом для горожан. «При том преступном отношении к развитию дорожной инфраструктуры, которое сложилось в городе, катастрофы в Москве не случилось до сих пор только благодаря метро», — заявил эксперт BFM.ru.

По его словам, трудно оценить оптимальную стоимость предстоящего строительства, так как она зависит от глубины заложения станций и того, куда пойдут линии.

«Москва очень болотистое и сильно обводненное место. В центре грунтовые воды поднялись очень высоко, поэтому строить там очень трудно, опасно, а поближе к периферии все не так драматично. Скорость и стоимость строительства сильно зависит от морфологии почв и, например, в Париже строят очень быстро, потому что там относительно сухие грунты», — комментирует столичную специфику Алексей Клеменко.

Он поддержал идею строительства второго кольца, отметив, что появление любой формы пересадочного контура, как и любой пересадочной станции, дает большую транспортную отдачу. Например, станция «Сретенский бульвар» открыла новые возможности передвижения в центре.

При этом Алексей Клеменко указал на необходимость подумать об использовании гигантского количества шахт, выработок, и всякого рода дополнительных веток, которые были в свое время заброшены и не функционируют. А ведь это целые гигантские емкости под землей и, например, имеются прямые магистрали из Кремля на Мясницкую. Или есть два шахтных ствола на глубине 42 метра под «Гостиным двором», которые сейчас «оба забучены и никак не используются». «Нужно начать использовать эти запасы, которые являются спасением при строительстве метро, так как связаны с его системой и могут использоваться для стоянок и любых иных нужных для развития города», — заключил эксперт.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию