16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1126.56
3 марта 2011, 18:13 ОбществоПраво

Глава «Мемориала» рассказал о политической вине Кадырова

Лента новостей

Олег Орлов, обвиняемый в клевете на президента Чечни, дал показания в суде

Глава центра «Мемориал» Олег Орлов. Фото: РИА Новости
Глава центра «Мемориал» Олег Орлов. Фото: РИА Новости

Глава старейшей российской правозащитной организации — центра «Мемориал» — Олег Орлов, обвиняемый в клевете на президента Чечни Рамзана Кадырова, сегодня, 3 марта, дал показания в суде. Он заявил, что имел право говорить о виновности главы кавказской республики в убийстве в 2009 году правозащитницы Натальи Эстемировой. Подсудимый считает, что на Кадырове лежит политическая вина за случившееся.

Выступление Олега Орлова в 363 мировом участке Хамовничского района столицы заняло больше часа. Свои показания правозащитник подготовил заранее и вышел к трибуне с внушительной пачкой листов.

Первым делом руководитель «Мемориала» сообщил, что не отказывается от сказанного: «Я не отрицаю, что 15 июля 2009 года говорил журналистам слова, которые позднее были включены в пресс-релиз правозащитного центра «Мемориал». На следующий день, 16 июля, я повторил эти слова на пресс-конференции в Москве».

Напомним, 15 июля 2009 года в Грозном была похищена и вечером того же дня найдена убитой в Ингушетии сотрудница «Мемориала» Наталья Эстемирова. На сайте «Мемориала» появилось заявление, в котором цитировались слова Орлова: «Я знаю, я уверен в том, кто виновен в убийстве Наташи Эстемировой. Мы все этого человека знаем. Зовут его Рамзан Кадыров, это президент Чеченской республики. Рамзан уже угрожал Наталье, оскорблял, считал ее своим личным врагом».

Кадыров назвал это заявление ложью. Он добился возбуждения в отношении правозащитника уголовного дела по части 3-й статьи 129 УК (клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления), которая предусматривает наказание от штрафа до 3 лет лишения свободы.

Судебное разбирательство стартовало 13 сентября 2010 года.

Давая показания в четверг, подсудимый указал, что его слова «не содержат никаких ложных сведений». «Подчеркиваю, в этих словах нет лжи, они соответствуют действительности. Я в этом уверен. Поэтому отсутствует само событие преступления, в котором меня обвиняют», — заявил правозащитник. «Я не говорил о причастности Кадырова, я говорил о вине. А это разные вещи», — отметил Орлов.

Вина в политическом смысле

Подсудимый пояснил, что слово «виновен» он употреблял «не в уголовно-правовом, а в социальном и политическом смысле». «Политическая вина Рамзана Кадырова в том, что произошло это преступление, очевидна», — заявил Орлов, добавив, что высказал свое личное мнение о деятельности Кадырова на протяжении ряда лет.

Правозащитник подчеркнул, что «версия о причастности Рамзана Кадырова к убийству Натальи Эстемировой имеет полное право на существование». «Более того, мне она представляется как одна из самых важных, может быть, самая важная версия. Но пока следствие не проверит все факты, не проведет все необходимые следственные действия, вопрос о причастности Кадырова к совершению этого преступления будет оставаться всего лишь версией», — заметил Орлов.

По словам правозащитника, именно поэтому он сказал, что не знает, кто именно отдал приказ об убийстве — «отдал ли он (Кадыров) приказ сам или это сделали его ближайшие соратники, чтобы угодить начальству».

Орлов отметил, что как высшее должностное лицо в республике Кадыров не только формально, но и фактически несет ответственность за происходящее в Чеченской республике. Кроме того, он осуществляет прямое и постоянное руководство правоохранительными структурами республики.

Между тем, по мнению Орлова, на территории Чечни «создана атмосфера безнаказанности сотрудников силовых ведомств за совершаемые ими нарушения закона». По его словам, будучи сотрудницей «Мемориала», Эстемирова собирала и распространяла информацию о нарушениях прав человека, публично резко высказывалась по данному поводу. Однако вместо того, чтобы расследовать выявленные факты нарушений, высокие республиканские должностные лица, включая и Рамзана Кадырова, «публично стремились и стремятся изобразить сотрудников независимых правозащитных организаций врагами республики, врагами закона, врагами народа». «Дело дошло до того, что с экранов телевидения раздаются слова о том, что правозащитники, по сути дела, являются пособниками террористов, при этом же утверждается, что пособников террористов и даже тех, кто мысленно их поддерживает, следует уничтожать», — сказал Орлов.

В качестве иллюстрации своих слов он процитировал выдержки из высказываний Рамзана Кадырова и высших должностных лиц в различных телевизионных репортажах.

Он сообщил, что в год, когда была убита Наталья Эстемирова, в Чечне был зафиксирован заметный рост похищения людей. Тогда «Мемориал» насчитал 92 таких случая, а в 2008 году их было в два раза меньше. Орлов привел целый ряд примеров нарушений прав человека в Чечне.

Об оскорблении Эстемировой

Подсудимый утверждал: его слова о том, что Кадыров «оскорблял Эстемирову» не выдумка. Он пояснил, что имел в виду последнюю встречу Натальи Эстемировой с Кадыровым, которая состоялась 31 марта 2008 года в Грозном во Дворце молодежи. О ней правозащитница рассказывала Орлову лично.

«По словам Эстемировой, Рамзан Кадыров обрушился на нее с резкими нападками. Главным поводом для этого стали публичные высказывания Эстемировой, направленные против попыток в административном порядке насаждать в Чечне обязательное ношение женщинами платков в общественных местах», — рассказал Орлов.

«Президент Чеченской республики этим не ограничился. Он сказал, что «Мемориал» распространяет ничем не подтвержденные сведения, очерняющие руководство республики, и что сам не видит никаких положительных результатов от взаимодействия с правозащитными организациями, — поведал подсудимый. — От самой Эстемировой Кадыров потребовал вообще прекратить посещать министерства и ведомства, подконтрольные президенту Чечни. Кроме того, он в резкой форме заявил, что снимает Эстемирову с поста председателя грозненского Общественного совета по оказанию содействия в обеспечении прав и свобод человека и гражданина».

Кадыров, как передавала Орлову Эстемирова, твердо заявил, что она вообще не будет больше заниматься правозащитной деятельностью в Чечне. А затем произнес слова: «Да, у меня руки по локоть в крови. И я не стыжусь этого. Я убивал и буду убивать плохих людей. Мы боремся с врагами республики». «В контексте всего разговора Эстемирова однозначно расценила эти слова как угрозу», — подытожил Орлов. Он также сообщил, что Кадыров поинтересовался у правозащитницы: не волнуется ли она, ведя себя так, за свою дочь. Это привело к тому, что «Мемориал» решил направить правозащитницу на время на стражировку в Англию.

«У меня нет и не было оснований не доверять рассказу Натальи Эстемировой», — заключил Орлов и добавил, что даже после убийства президент Чечни не скрывал своего отношения к ней. Так, в интервью радиостанции «Радио Свобода» он назвал Эстемирову «никому не нужной женщиной, у которой чести, достоинства, совести не было никогда».

Это, по мнению Орлова, свидетельствовало о том, что Кадыров испытывал к Эстемировой «сильную личную неприязнь», тем более, что еще в 2004 году она вступилась перед Кадыровым за приехавшую взять у президента Чечни интервью журналистку «Новой газеты» Анну Политковскую (застрелена в 2006 году в Москве, — BFM.ru).

Обвинение в клевете Орлов назвал абсурдным и попросил суд его оправдать.

В течение почти трех часов подсудимому задавал вопросы представляющий интересы Рамзана Кадырова в суде Андрей Красненков. Его, в частности, интересовало, какие именно дела в Чечне вела правозащитница. Это, по мнению юриста, подтверждает то, что имелось множество причин для расправы над Эстемировой. «Я считаю, что Орлов не смог убедить суд в том, что президент Чечни был заинтересован в ее смерти», — заявил BFM.ru адвокат.

Он сообщил, что его доверитель подготовил для суда показания в письменном виде. Однако адвокат Олега Орлова Генри Резник завил, что по закону, потерпевший в уголовном деле должен давать показания лично. Что решит суд, станет известно на следующем заседании — 28 марта.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию