Умы в Россию не вернуть
Лента новостей
90% молодых ученых, уехавших работать за границу, не задумываясь, вернутся в Россию, уверена замминистра здравоохранения и соцразвития Вероника Скворцова. Ученые же считают, что в ближайшее время должных условий для их работы на родине создано не будет
90% молодых ученых, уехавших работать за границу, не задумываясь, вернутся в Россию, уверена заместитель министра здравоохранения и социального развития России Вероника Скворцова. Ученые считают, что в ближайшее время условий для их работы на родине создано не будет, а российские институты сами заинтересованы в том, чтобы сотрудники отправлялись за границу.
Вероника Скворцова рассказала, что в сентябре 2010 года побывала в США, в Национальном институте здоровья и Международном центре Фогарти, являющимся аналогом Академии медицинских наук. Во время визита она встретилась с группой из 50 молодых российских ученых, которые сейчас работают в 27 центрах института здоровья.
«Я хотела бы сказать, что большинство из них мечтает о возможности работать в России. В том случае, если в нашей стране будут созданы условия для научной работы, то 90% этих молодых ребят, не задумываясь, вернутся работать к нам, на радость себе и своей стране. Наша задача — создать условия, чтобы они смогли максимально раскрыть свой потенциал дома», — заявила Скворцова РИА «Новости».
Она отметила, что основной отток научных кадров пришелся на 90-е годы прошлого века, когда «ученые высочайшего уровня просто не были востребованы в нашей стране». За последние три десятилетия за границу уехало 200 тысяч ученых, это вдвое больше, чем постоянный состав РАН, который сейчас насчитывает 100 тысяч человек. Об этом в сентябре 2010 года заявлял председатель Совета профсоюза РАН Вячеслав Вдовин. С 1991 по 2001 год численность ученых и вспомогательного научного персонала России сократилась с 1,7 млн человек до 850 тысяч, говорилось в статье журнала «Управление персоналом».
Массовая миграция по этническому признаку началась в СССР в 1986 году, это так называемая «еврейская миграция». «Среди уехавших было очень много ученых», — объяснила BFM.ru Жанна Зайончковская, заведующий лабораторией анализа и прогнозирования миграции Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. С 1993 года, когда был разрешен свободный выезд, миграция усилилась. «Были случаи, когда уезжали целые лаборатории. По интенсивности миграции лидировал Новосибирский Академгородок, — говорит она. — В основном уезжали биологи, физики и математики. Биолого-медицинский профиль был востребован в скандинавских странах и Франции, Германия принимала физиков и математиков. Ученые массово уезжали и в США».
В декабре 2010 года проблему утечки мозгов признал президент Дмитрий Медведев. Он призвал бороться с ней с помощью создания нормальных условий для трудовой деятельности. Фонд «Сколково» в это же время объявил о планах пригласить на работу нобелевских лауреатов Андрея Гейма и Константина Новоселова. Однако они отказались.
Роман Чертовских, научный сотрудник Международного института теории прогноза землетрясений и математической геофизики РАН, — из тех, кто уехал из России. Сейчас он работает в Португалии, в Университете Порту (Universidade do Porto). Он рассказал BFM.ru, что в первую очередь уезжать из России ученых побуждает размер заработной платы. «В основном, на что жалуются мои друзья, знакомые, которые тоже эмигрировали, это размеры зарплат в России. Они … смешные», — говорит Чертовских. Ученый вспоминает, что в 2005 году Владимир Путин заявил, что ученые в России будут получать по 30 тысяч рублей. «Прошло несколько лет, это обещание не исполнено. Зарплат такого уровня в России ни у меня, ни у моих знакомых и близко не было, и до половины не дотягивает», — говорит он.
«Оптимальные условия для работы ученого — наличие оборудования, приемлемая заработная плата и вспомогательный научный персонал. Ученым ряда областей требуются лаборатории, оборудование для исследований и прочее, — говорит BFM.ru Михаил Ревнивцев, ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН, доктор физико-математических наук.
Ревнивцев — один из тех, кто, поработав за рубежом — в Швеции, Германии и США, вернулся в Россию. В 2009 году он был награжден премией президента в области науки и инноваций для молодых ученых. На вопрос об обеспечении оборудованием и уровне жизни ученых в России по сравнению с коллегами за рубежом он не ответил.
В России расходы федерального бюджета на науку гражданского назначения в 2011 году составят 227,8 млрд рублей. Это на треть больше чем в 2010 году. На финансирование госфондов поддержки науки перечислят 11 млрд рублей. Для сравнения: в США, которые являются лидерами по расходам на науку и НИОКР, в этом же году потратят 405,3 млрд долларов, прогнозирует Battelle Memorial Institute.
«Безусловно, если сравнивать расходы на науку, то за рубежом в ряде областей они могут быть больше. Часто исследования там финансируются и за счет бизнеса. В России бизнес пока в стороне. Основные источники финансирования исследований в нашей стране — государственные: бюджет, академические гранты и прочее», — признает Ревнивцев.
Российские институты сами заинтересованы в том, чтобы их сотрудники ехали работать по контракту за рубеж, считает Жанна Зайончковская. «Ведь для российской науки — это не только связи с иностранными институтами, но и возможность получения совместных грантов, оплата научных командировок и прочее», — говорит она BFM.ru. Сами ученые сейчас не спешат увольняться из российских научных учреждений, даже когда едут работать по контракту за рубеж.
Сейчас существует мнение, что отток ученых из России сократился. Но основной поток миграции приходится на детей, которые едут учиться в зарубежные школы, говорит Зайончковская. «Для нас это потерянное поколение, поскольку эти дети вряд ли вернутся в Россию, чтобы учиться в отечественных вузах», — считает она.