16+
Четверг, 17 августа 2017
  • BRENT $ 50.87 / ₽ 3006
  • RTS1034.05
10 марта 2011, 07:04 Банки, вклады и кредиты

Потребительские кредиты получат паспорта

Лента новостей

Ассоциация региональных банков России («Россия») подготовила проект рекомендаций по использованию банками паспорта потребительского кредита. Ассоциация предлагает снабдить паспортом каждый кредит, выдаваемый физлицам

Ассоциация региональных банков предлагает ввести паспорт потребкредита. Он принесет пользу, если вся правда о кредите будет сообщаться до заключения договора потенциального заемщика  с банком. Фото: РИА Новости
Ассоциация региональных банков предлагает ввести паспорт потребкредита. Он принесет пользу, если вся правда о кредите будет сообщаться до заключения договора потенциального заемщика с банком. Фото: РИА Новости

Идею введения паспорта потребительского кредита озвучил в конце прошлого года глава Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков. Он предложил сопровождать каждый кредит документом, в котором подробно будет рассказано, какой кредит человек взял у банка, из чего складываются выплаты по займу, в какой момент и какую сумму надо банку возвращать и какие штрафные санкции заемщику грозят за невыполнение взятых на себя обязательств.

Заместитель председателя правления Меткомбанка Юрий Никишев прокомментировал для BFM.ru идею введения паспорта: «Одно из следствий так называемых «законов Мерфи» говорит о том, что если что-либо в принципе может быть понято неправильно, то обязательно найдется кто-нибудь, кто так и сделает. В финансовой сфере это может привести к весьма неприятным последствиям. Поэтому инициатива разработчиков документа , собравших важные сведения о кредите и изложивших их максимально простым языком, заслуживает безусловного одобрения. В странах Запада существует такая профессия — «технический писатель». Его задача простым и доходчивым языком изложить содержание инструкции для того, чтобы она могла быть понята без угрозы для рассудка читающего. Хорошо, что такие специалисты появились и у нас. И плохо, что пока их явно недостаточно, особенно в ряде нормотворческих структур».

Вице-президент Первого республиканского банка Дмитрий Орлов отмечает, что паспорт — это унифицированная форма представления информации о кредитном продукте. «Если обязательство выдавать этот паспорт примут на себя все банки, то сравнить продукты разных банков сможет заемщик и без специальной подготовки и расчетов», — говорит Орлов.

Начальник отдела маркетинга банка «Интеркоммерц» Олег Шемяков считает, что создание одного унифицированного стандарта описания кредитных продуктов — идея хорошая, так как ситуации, при которых у клиентов возникает непонимание и претензии по поводу платежей по кредиту, не нужны ни банкам, ни клиентам. «Однако важно, чтобы в конечной своей редакции «паспорт» отражал всю доступную информацию о кредите — ведь конкурентным преимуществом того или иного кредитного продукта может быть не только ставка или отсутствие комиссии за ведение ссудного счета, но и такие параметры, как способ обеспечения кредита, величина первоначального взноса, возможность досрочного погашения, перечень необходимых документов и другие», — считает Олег Шемяков.

Он отмечает, что без этих параметров нельзя провести корректное сравнение двух кредитных продуктов даже в рамках одного банка, а тем более в масштабах всей банковской системы.

Новый стандарт, если он будет утвержден, должен заменить собой все предыдущие требования и указания регулирующих органов: о публикации эффективной процентной ставки по кредиту, информации о прочих комиссиях. В противном случае паспорт рискует стать очередной формальностью — и некоторые банки продолжат размещать с их помощью недобросовестную рекламу своих продуктов.

Начальник управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков отмечает, что если эта инициатива найдет свое конкретное продолжение как «предмет саморегулирования», и банки станут им руководствоваться, то это послужит интересам потребителя. «Самое главное заключается в том, чтобы паспорт потребительского кредита как некий стандарт оказания потребительской услуги не стал бумажкой без практического применения», — подчеркнул представитель Роспотребнадзора.

Самым большим недостатком документа Дмитрий Орлов называет тот факт, что это паспорт одного конкретного кредитного продукта, он не учитывается в кредитной истории заемщика.

Юрий Никишев обращает внимание на важный момент: «Паспорт кредита должен быть предоставлен заинтересованному лицу до заключения с ним кредитного договора и совершенно бесплатно». По его мнению, в этом случае заемщику не придется осваивать правила расчета платежей по кредиту уже после заключения кредитного договора.

Рекомендуем:

  • Фотоистории