16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
12 марта 2011, 15:13 Спорт

Солнце в «Зените»

Лента новостей

Сегодня стартует очередной Чемпионат России по футболу. Накануне ВЦИОМ выяснил, что симпатии болельщиков на стороне питерского «Зенита» — раньше самой популярной командой страны был «Спартак». Еще один тренд сезона — девушки полюбили футбол

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Этот сезон Чемпионата России по футболу отличается от всех предыдущих по формату, поскольку является переходным (со схемы «весна-осень» на «осень-весна») и продлится 1,5 года. С весны по осень команды проведут два круга, после чего будет определена восьмерка лучших, которая и разыграет весной 2012 года между собой медали первенства. Два худших клуба отправятся в первый дивизион, а занявшие 13-е и 14-е место будут участвовать в стыковых матчах с третьей и четвертой командой первого дивизиона за право играть в следующем чемпионате в элите.

То ли столь сложная и необычная схема предстоящего чемпионата привлекла внимание россиян, то ли завоеванное Россией право провести Чемпионат мира по футболу в 2018 году заставило наших сограждан посмотреть на этот вид спорта другими глазами — по данным социологов, все больше сограждан интересуются футболом. На сегодняшний день поклонниками этой игры является уже треть населения нашей страны, а фаворитами наших болельщиков являются «Зенит», «Спартак» и ЦСКА.
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), который провел исследование, посвященное отечественной футбольной индустрии, интерес россиян к футболу за последние три года вырос: доля тех, кого привлекает эта игра, увеличилась с 27 до 31%.

Хотя традиционно больше интереса к футболу проявляют мужчины, увеличение числа поклонников этой игры особенно заметно среди женщин — в этой группе респондентов за четыре года доля тех, кто вообще не увлекается игрой, снизилась с 73% до 59%.

А количество поклонниц футбола, напротив, возросло с 12 до 17%. Молодежь тоже больше стала интересоваться игрой: если в 2007 году среди 18-24-летних об этом сообщали 27%, то сегодня доля ее поклонников в этой группе составляет уже 37%.

Питерские в игре

Настоящий прорыв за последние годы совершил петербургский клуб «Зенит», являющийся действующим чемпионом страны. Благодаря своим достижениям команда увеличила долю своих поклонников почти в четыре раза (с 8% в 2005 году до 28% в 2010 году). Причем увеличение числа поклонников этого клуба особенно заметно среди женщин: с 2005 года доля поклонниц «Зенита» выросла почти в пять раз (7% до 31%), тогда как среди мужчин темпы роста чуть скромнее (с 8% до 26%). Также очевидно увеличение поклонников «Зенита» среди высокообразованных респондентов (с 11% в 2006 году до 32% в 2010 году).

Среди самых известных поклонников клуба с берегов Невы можно выделить Михаила Боярского, который уже несколько лет появляется на всех мероприятиях в зенитовском сине-бело-голубом шарфе, ставшим для него таким же неотъемлемым атрибутом, как и черная шляпа. По рассказам самого актера, после того, как в 2007 году питерцы впервые в новейшей истории России стали чемпионами страны, он пообещал целый год носить этот шарф. «Я год относил, а когда снял, все стали спрашивать: а где шарфик? И я надел его опять», — пояснил Боярский.

Второе место по популярности занимает команда, которую раньше было принято называть народной — московский «Спартак» (20% против 14% в 2008 году), а замыкает тройку лидеров ЦСКА (17%). Остальные клубы значительно уступают вышеперечисленным по уровню популярности: «Локомотив» — 7%, «Динамо» и «Крылья Советов» (по 5%), «Спартак Нальчик» — 4%, «Рубин» — 2%.

Между тем, самым популярным российским футболистом остается Андрей Аршавин, выступающий за лондонский «Арсенал» и ранее игравший за «Зенит». Хотя при этом его рейтинг в течение последних двух лет существенно снизился (с 77% в 2008 году до 48% в 2010 году). «Несмотря на то, что Аршавин сегодня является игроком английской премьер-лиги, он по-прежнему остается самым популярным футболистом и самой яркой личностью отечественного футбола, и симпатичен россиянам не только по профессиональным, но и по личным качествам» — считает первый заместитель гендиректора ВЦИОМ Абрамов. Причем этому игроку симпатизируют как люди среднего возраста (51%), так и пожилые респонденты (53%). Кроме того, Аршавин особенно популярен в Приволжском округе (60%) и средних городах (65%).

В первую пятерку футболистов также входят Александр Кержаков, выступающий за «Зенит», чьи позиции год от года укрепляются (с 1% в 2008 до 19% в 2010 году), армеец Игорь Акинфеев (13%), Роман Павлюченко из «Тотенхема» (8% против 19% в 2008 году), Юрий Жирков из «Челси» (5% против 14% в 2009 году) и Дмитрий Сычев из «Локомотива» (5%).
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 25-26 декабря 2010 года. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах, в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Только ЦСКА себя окупает

Стоит отметить, что в преддверии старта Чемпионата России по футболу, внимание болельщиков традиционно было приковано к трансферной политике клубов, а вот эксперты стали все больше внимания уделять теме окупаемости наших клубов. Пока этим может похвастаться разве что только ЦСКА, во главе с президентом Евгением Гинером.

Остальные клубы, большинство из которых предпочитает не раскрывать бюджет, похвастаться этим не могут. Как следствие многие команды прекращают свое существование — в этом году такая участь постигла подмосковный «Сатурн», в прошлом ФК «Москва». Долгое время оставалось неясным, будет ли выступать в этом году в премьер-лиге пермский «Амкар».

При этом ни один российский клуб премьер-лиги на сегодняшний день не может похвастаться тем, что с точки зрения классического футбольного менеджмента его работа с болельщиками поставлена правильно. А ведь на продаже абонементов, билетов и атрибутики можно зарабатывать большие деньги. Эта статья доходов способна покрывать до 40% процентов клубных затрат. К примеру, мадридский «Реал», прибыль которого в сезоне-2009/10 составила 442,3 млн евро, только на продаже билетов заработал 73,7 млн.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию