Совбез ООН: бомбить нельзя вторгаться
Лента новостей
Номер резолюции, 1973, совпал с годом арабо-израильской войны, одним из последствий которой стала нефтяная война арабского мира против Запада

Совет безопасности ООН, дождавшись, когда силы Каддафи подступили к последнему оплоту оппозиции, Бенгази, проголосовал за введение так называемой «бесполетной зоны» над Ливией. Это позволит наносить воздушные удары по правительственным войскам и объектам, хотя не позволит совершать наземное вторжение в Ливию. Решение Совбеза стало одним из главных запросов в поисковой системе Google в пятницу.
Предложенная Ливаном, Англией, Францией и США резолюция за номером 1973, которая дебатировалась три дня, также предусматривает замораживание счетов национальной нефтяной компании Ливии. По удивительной иронии, на которые щедра история, порядковый номер резолюции совпал с годом крупнейшей арабо-израильской войны, одним из последствий которой стала нефтяная война арабского мира против Запада.
Смысл резолюции, а также мотивы членов Совбеза при голосовании (10 стран — «за», 5 воздержались, в числе последних Россия и Китай) широко открыты для интерпретации. Заголовок в сегодняшнем номере американской The Wall Street Journal гласит: «ООН открывает путь к атаке на Ливию». Британская The Guardian: «Совбез ООН поддержал воздушные удары по Ливии». «Комсомольская правда»: «Совбез ООН закрыл воздушное пространство над Ливией» (заметим, что в пятницу утром большинство сайтов российских газет вообще проигнорировали тему резолюции Совбеза, в то время как в западных СМИ эта тема впервые за неделю отодвинула события в Японии). Китайское агентство Синьхуа: «Ливийским повстанцам, возможно, грозит окончательное поражение». Главная же новость на сайте китайского информагентства — сообщение министерства торговли КНР о том, что паническая скупка поваренной соли населением из-за катастрофы в Японии не имеет под собой никаких оснований: соли хватит на всех китайцев.
Как видно даже из заголовков, западные СМИ делают акцент на военных возможностях, которые открывает резолюция 1973, тогда как российские и китайские, — в полном соответствии с тем, кто как голосовал, — всячески затушевывают военную перспективу развития событий. Между тем, как отмечает WSJ со ссылкой на американские и европейские источники, военные действия против режима Каддафи могут начаться уже через несколько часов. На этом, в частности, настаивают французы, которые при обсуждении резолюции проявляли наибольшую горячность.
Россия: и невинность соблюсти, и капитал приобрести
Если сравнить позицию России с тем, как наша страна вела себя при обсуждении в ООН вопроса о вторжении в Ирак, налицо явные перемены. Представитель нашего МИД Виталий Чуркин получил указание из Москвы воздержаться и не применять право «вето». Действительно, оказаться в одиночестве в ситуации, когда даже Лига арабских государств не исключает военного смещения полковника Каддафи, было бы уж совсем странно.
В остальном выступление г-на Чуркина в Нью-Йорке представляет собой образец высокой дипломатии, отец которой, Талейран, говорил, что язык дан дипломатам для того, чтобы скрывать свои мысли.
«Мы последовательно и твердо выступаем за безусловное обеспечение защиты гражданских лиц», — сообщил российский посол. И продолжил: «Кратчайший путь к надежной безопасности мирного населения и долгосрочной стабилизации обстановки в Ливии — незамедлительное прекращение огня». Совершенно безупречная позиция, имеющая один единственный дефект: никто на свете не может объяснить, как заставить полковника Каддафи прекратить уничтожать своих соплеменников, иначе, как силой.
Чуркин, между тем, продолжил развивать свою мысль: «Ответственность за неизбежные гуманитарные последствия за счет применения силы извне в ливийской ситуации полностью легла бы на плечи тех, кто прибег к подобным действиям. Если это случится, то серьезно пострадает не только гражданское население, но и интересы обеспечения мира и безопасности во всем регионе…»
Выступая в эфире телеканала «Россия 24», Виталий Чуркин заметил, что авторы резолюции давали заверения в отсутствии намерений совершать масштабную военную интервенцию в Ливию. «Принимаем их к сведению», — деловито заметил посол. Тем самым г-н Чуркин уподобился Мишелю Нострадамусу с его самосбывающимися пророчествами.
Если предположить, что самолеты НАТО нанесут удар по силам Каддафи, и это вразумит воинственного полковника, всегда можно будет сказать, что Россия участвовала в процессе выработки решения. Если авиаудары приведут к жертвам среди мирного населения (а трудно себе представить, как может быть иначе), то можно будет напомнить: мы предупреждали. Если же Каддафи вместо того, чтобы проявить благоразумие, примется с еще большим ожесточением утюжить оппозицию, то следует говорить: помните, Россия вносила свой проект резолюции с призывами к мирному урегулированию, а западные страны назвали его «беззубым».
Есть все основания предполагать, что один из этих сценариев сработает. Менее очевидно, насколько такая линия поведения будет способствовать продвижению экономических и геополитических интересов Москвы в Ливии после смещения полковника Каддафи. Все-таки в той части суши, где 42 года правит этот сын пустыни, ценят не столько взвешенные речи дипломатов, сколько проявление силы.
Америка после долгих колебаний проявила твердость
The Wall Street Journal отмечает, что Белый дом в начале ливийского кризиса месяц назад проявлял всяческое нежелание прибегать к использованию силы против режима Каддафи. В особенности против бомбардировок Ливии выступали военные советники президента Обамы. Перед Белым домом тогда рисовались две неприятные перспективы: или начать третий вооруженный конфликт с участием американских войск, в добавление к Ираку и Афганистану, или стать свидетелем того, как Каддафи потопит в крови восстание оппозиции.
Победила, как можно понять, следующая точка зрения. Если полковник Каддафи останется у власти, он все равно вырежет оппозицию. Да еще в придачу вернется к своей предыдущей политике поддержки международного терроризма (даром что он обещал объединить силы с Аль-Каидой, каковые обещания в Вашингтоне не склонны считать пустой бравадой).
В четверг госсекретарь США Хиллари Клинтон, находясь в соседнем с Ливией Тунисе, заявила: «Если Каддафи останется, он совершит ужасные вещи в отношении Ливии и ее соседей. Это в его натуре», — добавила она.
Сразу после принятия резолюции Совбеза ООН номер 1973, Обама позвонил премьер-министру Великобритании Дэвиду Кэмерону и президенту Франции Николя Саркози и договорился с ними тесно координировать свои следующие шаги.
Президент Дмитрий Медведев, который с начала конфликта в Ливии давал всячески понять, что также хотел бы участвовать в разрешении этой ситуации, пока в числе активных игроков на этом поле не просматривается.
Трудно сказать, хорошо это или плохо. Активное участие в решении ливийского кризиса, как становится очевидно, неизбежно предполагает военную операцию. Россия к ней абсолютно не готова, как показала война в Грузии. С другой стороны, оружейное и нефте-газовое лобби, определяющее внешнюю политику Москвы, явно не потеряло надежд на то, что в Ливии все как-нибудь рассосется само собой, и Каддафи сохранит власть. Это обеспечивало бы Россия быстрое возвращение к выгодным ливийским контрактам и концессиям.
Есть одна проблема. Половинчатая политика Москвы никого не может обмануть ни в самой Ливии, ни на Западе. В азартной игре, где главные игроки сделали свои (возможно, ошибочные) ставки открыто, Россия поставила на проигрышную карту. Но сделала это из-под стола.
Рекомендуем:




Рекомендуем:

