16+
Суббота, 11 мая 2024
  • BRENT $ 82.78 / ₽ 7630
  • RTS1178.02
30 марта 2011, 15:16
Актуальная тема: Катастрофа в Японии

Мировой автопром сократится на треть

Лента новостей

По прогнозам экспертов, производство автомобилей в мире уже в ближайшие два месяца может значительно снизиться из-за нехватки комплектующих из Японии. Это негативно скажется на металлургической отрасли, в том числе российской

Сейчас в Японии  серьезно повреждено около 40 заводов, занятых производством автомобильных комплектующих. Фото: AP
Сейчас в Японии серьезно повреждено около 40 заводов, занятых производством автомобильных комплектующих. Фото: AP

По прогнозам экспертов, производство автомобилей в мире уже в ближайшие два месяца может значительно снизиться из-за нехватки комплектующих из Японии. Это негативно скажется на металлургической отрасли, в том числе российской.

Крупнейшие мировые автопроизводители продолжают заявлять о приостановке своих производств в связи с недостатком автокомпонентов из Японии. В частности, Ford остановит заводы в Бельгии на 5 дней с 5 апреля, а Toyota и Honda намерены временно закрыть производства в США. Крупнейший американский автоконцерн General Motors уже остановил выпуск машин на своем заводе в Луизиане.

Пресс-представитель концерна Peugeot-Citroen Сесиль Дамид сообщила BFM.ru, что европейские заводы компании были вынуждены разработать план по снижению производства из-за проблем с поставками комплектующих из Японии. В частности, это касается частей для дизельных двигателей. Восстановить прежние объемы в PSA планируют не раньше 31 марта.

Все это происходит на фоне сокращения выпуска автомобилей в самой Японии. Всего из-за разрушительного землетрясения 11 марта и его последствий автопроизводители этой страны не смогли произвести порядка 350 тысяч из запланированных машин.

Между тем, компания IHS Automotive огласила результаты исследования, которые подтверждают серьезный недостаток электронных компонентов для «японок», а также деталей из резины и пластика. Сейчас в Стране восходящего солнца, только по предварительным данным, серьезно повреждено около 40 заводов-производителей автомобильных комплектующих. Учитывая это, аналитики IHS Automotive предрекают сокращение общемирового выпуска авто минимум на 100 тысяч машин в день. А по самым пессимистичным прогнозам экспертов, производство автомобилей в мире уже в ближайшие два месяца снизится на треть.

Российский автопром не получит новых почитателей

Главный экономист «Уралсиб Кэпитал» Алексей Девятов рассказал BFM.ru, что мировому авторынку в сложившейся ситуации очень важно понять, насколько быстро удастся наладить производство. «Мне представляется, что это произойдет в течение ближайших нескольких недель, что это не станет глобальной остановкой производства. На самом деле, это вызовет дефицит японских марок по всему миру, в том числе в России. С другой стороны, пока у дилеров есть определенные запасы примерно на 1–2 месяца, в зависимости от марки машины», — рассказал эксперт.

Также, по мнению Девятова, в ближайшем будущем цены на «японки» могут подняться, но не сильно — в пределах 3–5%. «Нужно понимать, что роста цен по многим машинам может вообще не произойти, потому что у дилеров всегда есть опасения, что потенциальные покупатели переключатся и купят машину не японскую, а другую», — сказал эксперт.

Девятов считает, что на рынке может произойти переориентация части спроса, но вряд ли она будет сделана в пользу отечественных автомобилей. «Люди, которые привыкли ездить на хороших японских машинах, не захотят пересаживаться на наши. Отчасти выбор будет сделан в пользу корейских машин либо французских. Я жду в связи с этим роста продаж Renault. Это также будут американские автомобили, тот же Ford, который собирается у нас», — рассказал главный экономист «Уралсиб Кэпитал».

Японские производители не могут оправиться от удара

В пресс-службе российского представительства Toyota BFM.ru рассказали, что по оценкам компании, в результате приостановки производства не будет выпущено 140 тысяч автомобилей. При этом 40% из них были ориентированы на внутренний японский рынок, а 60% — на экспорт. Однако на российский рынок это существенно не повлияет, поскольку только 1% автомобилей из этого количества планировался к импорту в нашу страну (примерно 1400–1500 штук).

«В настоящее время мы справляемся с ситуацией за счет автомобилей и запасных частей, которые находятся на складах, а также за счет текущих поставок. Автомобили и запасные части, которые были отгружены до землетрясения, в настоящий момент в пути, поскольку поставки в Европу осуществляются морским путем и могут занимать до 6 недель. Срок поставки в дилерские центры России занимает до 50-60 дней», — сообщили BFM.ru в компании.

В Toyota уточнили, что поскольку дальнейшие решения компании о поставках автомобилей напрямую зависят от того, когда будет полностью возобновлено производство машин в Японии, дать более точные прогнозы по поставкам нет возможности. При этом в Toyota сообщили, что производство автомобилей и автокомплектующих на ряде предприятий все же удалось возобновить. Однако более десяти заводов концерна по-прежнему продолжают простаивать.

Производитель автомобилей Subaru, компания FHI, заявила, что старт производства на всех ее заводах в Японии будет дан не раньше 31 марта. Причиной называется влияние условий электроснабжения в стране. Ранее FHI объявляла о запуске производства 28 марта. Вместе с тем, 24 марта компания запустила производство запасных частей.

В компании Honda было принято решение не возобновлять работу до 3 апреля, в результате чего концерн не досчитается более 45 тысяч автомобилей. Nissan планирует возобновить работу в Японии в полном объеме не раньше 11 апреля. «Дальнейший график работы будет зависеть от графика поставок комплектующих, именно его мы сейчас и определяем», — сообщили BFM.ru в компании.

При этом Nissan в связи с нехваткой автокомлектующих принял решение о сокращении производства в Китае. Так, совместное предприятие Dongfeng Nissan в китайском городе Сянфань уже сократило производство примерно на 75%. Если ранее на заводе выпускалось 304 машины ежедневно, то сейчас — всего 82. Другие японские компании, собирающие автомобили в Китае, пока не заявляли о начавшемся сокращении производства, но не исключают, что это может произойти уже в апреле.

Что касается Suzuki, Mazda и Mitsubishi, то эти компании также не смогут выпустить десятки тысяч своих машин.

Между тем, последствия разрушительных природных катаклизмов практически парализовавших работу японского автопрома, до настоящего времени практически никак не сказались на производстве петербургских заводов Toyota и Nissan, до сегодняшнего дня не испытывающих трудностей в обеспечении комплектующими. Как сообщают в российских представительствах компаний, предприятия работают в плановом режиме.

В свою очередь, представитель российского завода Ford во Всеволожске Екатерина Кулиненко рассказала, что предприятие также работает в нормальном режиме, остановок конвейера не предполагается.

Негативные последствия затронут российских металлургов

Аналитик «Арбат Капитала» Артем Бахтигозин рассказал BFM.ru, что если снижение объемов выпуска автомобилей по всему миру действительно окажется существенным, то спрос на металлургическую продукцию (в первую очередь, плоский стальной прокат, а также платину и палладий, использующихся в катализаторах) заметно снизится. А это негативно отразится и на динамике цен и, в конечном итоге, финансовых результатах металлургических компаний.

«Согласно текущей картине на рынках этих металлов проблемы Японии уже находят свое отражение в ценах. Палладий по сравнению с февральскими максимумами торгуется ниже на 13%, платина — на 7%. В отдельных регионах мира за последний месяц наблюдается замедление роста (вплоть до 0%) и даже снижение (до 5%) цен на плоский прокат, несмотря на растущее давление со стороны повышения цен на сырье для сталепроизводства (коксующегося угля и железной руды). Но, судя по всему, в текущих ценовых значениях заложен не самый негативный сценарий развития ситуации», — рассказал эксперт.

По словам Бахтигозина, участники рынка все же верят в то, что проблема с комплектующими носит временный характер. «Естественно, если такие ожидания не оправдаются, снижение цен на металлы будет носить более существенный характер, что негативно отразится и на отечественных металлургах», — считает он.

Аналитик управления информационной и аналитической поддержки «Бинбанка» Екатерина Стручкова подтвердила BFM.ru, что последствия землетрясения в Японии негативно отражаются на производителях стали, так как из-за остановки заводов снижается спрос на их продукцию. С другой стороны, по словам эксперта, учитывая, что Япония сама является крупнейшим экспортером стали в мире, то отсутствие предложения стали на ее внутреннем рынке в момент начала восстановления инфраструктуры окажется на руку производителям других стран, прежде всего, Китая, а затем и России, которые смогут компенсировать нехватку сырья в Японии.

«То есть в краткосрочной перспективе это негативный фактор для металлургов, так как цены снижаются, и падает спрос на продукцию из-за остановки заводов. Но среднесрочно, когда начнутся восстановительные работы, это может сказаться позитивно, так как потребуется большое количество сырья, и японские сталепроизводители вынуждены будут сориентироваться не на внутренний рынок, а на внешний», — пояснила Стручкова.

По мнению аналитика, российские компании, по всей видимости, будут переориентировать в среднесрочной перспективе свои экспортные поставки в сторону Юго-Восточной Азии. Так, «Северсталь» поставляет в этот регион всего 4,7% от своей совокупной продукции (данные на конец 2009 года) — небольшой объем по сравнению с Европой (18,2%) и Ближним Востоком (6,4%).

Однако основной вклад в компенсацию предложения стали в Японии будет вносить, безусловно, Китай. Российские же игроки выиграют скорее опосредованно — через рост цен на сталь.

Главный экономист «Уралсиб Кэпитал» Алексей Девятов согласен, что с точки зрения спроса на металл остановка конвейеров автопроизводителей будет снижать спрос на металл в краткосрочной перспективе, однако в дальнейшем спрос вырастет. «Это будет связано с восстановлением японской экономики: придется возводить большое количество зданий, сооружений и объектов, а на это потребуется достаточно большое количество металла», — рассказал BFM.ru эксперт.

Между тем, аналитик ИК «Велес Капитал» Айрат Халиков предрекает несколько иное развитие ситуации. По его словам, восстановление Японии после землетрясения приведет к росту цен на строительный прокат, однако в данном случае это не повлияет напрямую на российских производителей строительного проката (главные здесь: Evraz и «Мечел»), поскольку Япония не импортирует строительный прокат из России. «Рост цен на прокат на азиатском рынке будет лишь косвенно влиять на российских сталелитейщиков в среднесрочной перспективе», — считает Халиков.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию