16+
Суббота, 24 февраля 2024
  • BRENT $ 81.65 / ₽ 7573
  • RTS1064.44
2 апреля 2011, 10:17

Christie’s привез в Москву неизвестного Репина

Лента новостей

Шедевр Клода Моне «Тополя», который оценен в 30 млн долларов, и неизвестную на родине картину Репина «Парижское кафе» аукционный дом Christie’s выставил на два дня в Москве

Алексей Тизенгаузен, глава международного департамента русского искусства Christie's, представил СМИ картину Ильи Репина «Парижское кафе». Фото: Григорий Собченко/BFM.ru
Алексей Тизенгаузен, глава международного департамента русского искусства Christie's, представил СМИ картину Ильи Репина «Парижское кафе». Фото: Григорий Собченко/BFM.ru

Когда 126 лет назад Илья Репин написал во Франции свое полотно «Парижское кафе», оно вызвало двойной скандал. Точнее, первый скандал произошел без участия русского художника, и он-то и стал темой картины. В столичное кафе пришла первая парижанка без сопровождения мужчины, что совершенно скандализировало тогдашнюю либеральную, как считалось, французскую публику.

На полотне Репина не первой молодости и не красавица, эта дама сидит, привлекая к себе пристальное внимание посетителей кафе обоих полов. Когда смотришь на эту бурю в стакане воды — по меркам нынешнего времени, — трудно отделаться от мысли, что сегодняшние страсти, что в Париже, что в Москве, связаны с событиями иного порядка, — будь то война в Северной Африке или атомная катастрофа в Японии. Перемены, впрочем, еще и в том, что сохраненные для истории кистью русского художника парижские страсти сегодня коллекционеры оценивают в миллионы долларов.

А в 1875 году картина стоила Репину немало нервов. Ее революционность не исчерпывалась сюжетом. На родине художника обвинили чуть ли не в предательстве: как же так, автор «Бурлаков на Волге» пишет каких-то французских дамочек.

По прошествии века с четвертью это непатриотичное произведение, которого ни один наш соотечественник не видел с момента приобретения картины шведским коллекционером в 1916 году, впервые прибыло на родину живописца. Аукционный дом Christie’s привез «Парижское кафе» в Москву на предаукционный показ раньше, чем в Нью-Йорк и Лондон. Как сказал BFM.ru президент европейского отделения Christie’s Юсси Пилкканен, «с 1916 года эту картину никто в мире не видел».

Полотно "Тополя" Клода Моне, которое москвичи смогут увидеть 2 и 3 апреля в рамках предпоказа Christie's, предварительно оценено в 20-30 млн долларов. Фото: Григорий Собченко/BFM.ru

Алексей Тизенгаузен: «Я ждал эту картину двадцать лет»

Полотно станет топ-лотом летних русских торгов Christie’s в Лондоне. Эстимейт составляет рекордную для работы Репина сумму — от 3 до 5 миллионов фунтов.

По словам главы международного департамента русского искусства Christie’s Алексея Тизенгаузена, «Парижское кафе» — это «последняя из крупных картин Репина в частной коллекции». Г-н Тизенгаузен добавил: «Я ждал эту картину двадцать лет». Действительно, полотно выставлялось только во Франции, и то до 1916 года, когда в разгар Первой мировой войны «Парижское кафе» приобрел шведский коллекционер, и оно переехало в Стокгольм. Но на этом приключения картины Репина не закончились. Ровно через 20 лет швед решил проверить слухи о том, что Репин переписал портрет главной героини «Парижского кафе», изменив ее внешность. Рентгеновское исследование подтвердило это предположение. Как говорит Алексей Тизенгаузен, сейчас невозможно понять, зачем Репин так поступил. Владелец картины заказал копию «Парижского кафе», а затем картину отреставрировали, вернув ей первоначальный вид. Так что сегодня мы имеем возможность видеть полотно мастера в первоначальном варианте.

И эта возможность продлится всего 2 дня, до 3 апреля — в Доме Спиридонова в Малом Гнездниковском переулке. После этого картину, равно, как другие лоты, выставленные в Москве Christie’s, отправят в Нью-Йорк и Лондон.

Лучший из «Тополей» Клода Моне

Безусловным фаворитом показа является картина Клода Моне «Тополя» из его знаменитой одноименной серии. Это 24 картины, из которых та, что представлена в Москва, — самая масштабная, в том числе, и по размерам (высота 1 м 20 см). Известно, что Моне писал свои «Тополя» под впечатлением новости о том, что столетние деревья неподалеку от его дома собираются рубить. Он упросил лесорубов повременить с этим и принялся писать тополя на небольшой плавучей студии. Он писал их под разным углом, при разном освещении — причем делал это одновременно. Работал над каждым полотном не более семи минут кряду, а затем, как только менялось освещение, принимался за другое полотно.

Christie’s не раскрывает, где до сих пор находилась привезенная в Москву картина Моне, упоминая лишь «выдающееся частное собрание». Эстимейт картины колеблется в диапазоне 20-30 млн долларов.

На предпоказе имеется еще ряд интересных вещей, они входили в коллекцию Кей Саатчи (бывшей жены рекламного магната Чарльза Саатчи). Это, прежде всего, значительные рисунки самого крупного современного художника Британии Люсьена Фрейда, а также работа скульптора Рона Мьюэка «Большой ребенок».

Фото: Григорий Собченко/BFM.ru

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию