Объединенные «Шереметьево» и «Внуково» могут стоить сотни миллиардов рублей
Лента новостей
При этом частично собственником нового комплекса может стать зарубежная компания — комментарий экспертов в эфире BusinessFM
По словам вице-премьера Сергея Иванова, приватизация аэропортов может состояться сразу после их слияния. Однако, по оценкам экспертов, в ближайшей перспективе госконтроль над структурой сохранится.
По расчетам «Тройки диалог», сделанным по заказу правительства, «Шереметьево» стоит не более 2,4 миллиардов долларов, «Внуково» — около полумиллиарда. В перерасчете на рубли в общем получается около 90 миллиардов.
По мнению опрошенных BusinessFM экспертов, в оценке стоимости двух аэропортов можно ориентироваться на сумму в два раза большую. В нее закладывается не только стоимость терминальных комплексов, но и всей возведенной вокруг инфраструктуры. Посадочные полосы сюда не входят: они по закону — в госсобственности. На процесс слияния Шереметьево и Внуково уйдет не менее двух лет.
Несмотря на планы властей передать новую структуру в частные руки, вряд ли это скоро будет сделано, полагает аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков:
«Еще долгое время государство будет сохранять там контроль. Потому что потребуется время, чтобы выйти на плановую загрузку, особенно если учесть, что в Шереметьево хотят построить три взлетно-посадочную полосу. Не думаю, что на первом размещении государство выставит больше 25% объединенного аэропорта. Если государство будет искать стратегического инвестора, то, скорее всего, это будет иностранный, потому что российские могут оказаться недостаточно крупными, чтобы переварить крупный пакет объединенного аэропорта».
По мнению главного редактора портала Avia.ru Романа Гусарова, за рубеж авиаактивы не отдадут:
«Скорее всего, как и положено по закону, пройдет приватизационный аукцион, и уж кому достанутся эти активы - ну, сам бог знает. Но желающих, я думаю, на рынке будет очень много. Но, опять-таки, зарубежные не могут участвовать в приватизационных аукционах — значит, это будет через какие-то аффилированные российские структуры. Возможно, этот комплекс из двух аэропортов будет реализовываться отдельно, а, возможно, после приватизации, все-таки будет создана и единая структура — управляющая компания всеми тремя аэропортами».
Сейчас «Шереметьево» полностью принадлежит государству, «Внуково» владеет Мэрия Москвы и частные структуры. И только Домодедово полностью частный. Структура собственности аэропорта непрозрачна. Это главная загвоздка на пути присоединения третьих воздушных ворот столицы к единой компании.
Формально «Домодедово» владеет группа «Ист Лайн», которая принадлежит оффшорной FML. Реальными бенефициарами считаются председатель совета директоров Дмитрий Каменщик и глава наблюдательного совета Валерий Коган.
Ранее Росимущество пыталось добиться расторжения договора аренды аэродромного комплекса компанией «Международный аэропорт Домодедово», аффилированной с «Ист Лайн». Кроме того, три года назад расследовалось дело о рейдерском захвате Домодедово — это подтвердил глава СКР Александр Бастрыкин.
В СМИ появилась информация о том, что в марте на Кипре была зарегистрирована DME Airpot Ltd. Пока компания не имеет отношения к активам аэропорта. Но ее контрольный пакет принадлежит адвокату Джейн Петерс — совладелице всех ключевых компаний «Домодедово».
Ольга Бояринцева, BusinessFM