16+
Суббота, 27 апреля 2024
  • BRENT $ 89.32 / ₽ 8218
  • RTS1186.79
13 апреля 2011, 08:37 МакроэкономикаАвто

Россия в Ле Бурже за ценой не постоит

Лента новостей

Если судить о состоянии мировой аэрокосмической отрасли по заполняемости выставочных площадей салона Ле Бурже, кризис преодолен. Крупнейший в мире авиасалон пройдет в этом году с 20 июня

В Ле Бурже ожидают рекордное количество посетителей, 340 тысяч. Фото: ИТАР-ТАСС
В Ле Бурже ожидают рекордное количество посетителей, 340 тысяч. Фото: ИТАР-ТАСС

49-й аэрокосмический салон Ле Бурже пройдет в нынешнем году с 20 по 26 июня. По традиции в преддверии Парижского салона его организаторы объезжают столицы крупных аэрокосмических держав. После пресс-конференций в США и Канаде очередь в знаменательный для отрасли день 12 апреля дошла до Москвы.

По оценке генерального директора Салона Жиля Фурнье (Gilles Fournier), Россия входит в число первой десятки главных участников. Правда, конкретные детали участия нашей страны в крупнейшем в мире событии аэрокосмической отрасли оказалось получить непросто.

Мсье Фурнье начал свою презентацию на мажорной ноте: «После двух лет спада авиакосмическая промышленность вновь находится на подъеме», — заявил он. Гендиректор салона судит об этом по тому, насколько быстро были разобраны все места на нем. Уже в январе все площади были заказаны экспонентами. Так рано, за пять месяцев до начала Салона, этого не происходило никогда, утверждают устроители.

Салон пойдет по формуле 4 + 3: первые четыре дня отданы профессионалам, остальные — публике. Всего, как ожидается, за неделю работы на Парижском салоне покажут 150 летательных аппаратов (не считая тех, что составляют экспозицию музея авиации; кстати, с нынешнего года впервые стоимость билета в музей включена в цену билета авиасалона).

Русские на PR не экономят

Если судить о состоянии отрасли по интересу, проявляемому к Парижскому салону, то отрасль и впрямь на подъеме. Правда, как признает г-н Фурнье, вот уже два года как крупнейшие западные компании сокращают свои бюджеты на PR, от 15 до 30%. На российские компании, по словам гендиректора Салона, это положение не распространяется.

Поскольку главные участники сокращают представительство в Париже, это позволяет средним и малым компаниям участвовать в форуме, в чем мсье Фурнье видит прогресс. В нынешнем году на долю таких малых и средних компаний придется 75% всей выставки.

Между тем, существует и другой взгляд на состояние авиакосмической промышленности, которая чутко реагирует на все крупные политические события в мире, будь то тройная катастрофа в Японии или события в Северной Африке и на Ближнем Востоке.

Из-за арабских революций крупнейший мировой производитель компания Airbus может лишиться 60 сделок в регионе, передает Bloomberg. Агентство ссылается на Хабиба Фетиха, президента компании по региону Ближнего Востока, по словам которого, до начала кризиса Airbus мог рассчитывать в регионе на 150 контрактов, сейчас только — на 90-100.

В стоимостном выражении Ближний Восток ныне составляет четверть портфеля заказов европейского концерна. События последних месяцев приведут к тому, что аппетиты крупнейших региональных перевозчиков, в том числе, и на приобретения флагмана компании, A380, снизятся. В Airbus надеются на то, что речь идет о краткосрочной перспективе, а в дальнейшем благоприятная конъюнктура восстановится. Тем более что последовательные переносы сроков выхода на рынок главного конкурента, Boeing 787 Dreamliner, который теперь должен появиться в третьем квартале с.г., помогает продажам широкофюзеляжного A330.

"Солнцелет" Solar Impulse имеет такой же размах крыльев, как у самого большого аэробуса, но летает только при ясной погоде. Фото: AP

Российские новинки

Если руководствоваться материалами, которые раздали участникам пресс-конференции в посольстве Франции, то Россия представит на Парижском салоне всего один самолет, «Суперджет 100». Забавно, что детище компании «Сухой» по-прежнему числится у французских устроителей «новинкой» Салона, несмотря на то, что именно в Ле Бурже состоялся его международный дебют два года назад.

Кроме того, корпорация «Иркут» покажет в макете МС-21 — ближне-среднемагистральный пассажирский самолет, который по идее должен сменить семейство ТУ-154 и Ту-204, а в перспективе составить конкуренцию машинам Airbus.

Впрочем, как сообщил г-н Жиль Фурнье, буквально на прошлой неделе стало известно о том, что в Париж прибудет БЕ-200, с борта которого в прошлом году так эффектно занимался водометанием премьер Владимир Путин на фоне подмосковных пожаров. Специально для нашего самолета-амфибии французы оборудуют водную взлетно-посадочную полосу.

И компания «Ростехнологии», по словам г-на Фурнье, пообещала привезти СУ-32, что обрадовало организаторов: «Французская публика любит полеты военной техники».

Помимо радости, организаторы выражают и некоторое беспокойство. Как сказала отвечающая за российский рынок г-жа Анн-Катрин Буаселе, «кому-то придется потесниться»: свободных площадей не осталось.

На пресс-конференции, естественно, не упоминались случавшиеся на Парижском салоне авиакатастрофы, которые стали частью истории мировой авиации. Первой из них была гибель американского бомбардировщика B-58 в 1961 году. Четыре года спустя трагедия повторилась с тем же типом американского военного самолета.

В июне 1973 года Ле Бурже похоронил надежды советских авиастроителей на наш сверхзвуковой пассажирский самолет: разбился ТУ-144.

В 1977 году погиб американский штурмовик А-10.

Последние две катастрофы в Ле Бурже связаны с отечественной военной техникой. В 1989 году разбился МИГ-29, десятью годами позже — СУ-30. В обоих случаях летчики выжили.

Полковник сможет пройти на Ле Бурже бесплатно

Ле Бурже считается самым крупным авиасалоном по нескольким параметрам, в том числе, по площади экспозиции (54 тыс. кв. метров) и количеству участников (в нынешнем году — свыше 2 тысяч; психологический рубеж в две тысячи был преодолен в минувшую пятницу, когда зарегистрировался участник номер 2001). Рекордным должно стать и число посетителей, 340 тысяч, из которых 140 тысяч — профессионалы.

Пресс-центр аккредитует 3 тысячи журналистов.

Администрация Салона по своему уставу является некоммерческим предприятием. Поэтому все попытки BFM.ru выяснить математику финансов Салона наталкивались на вежливые ответы г-на Фурнье о том, что «Салон не может позволить себе потерять деньги». В процессе обсуждения была, однако, названа одна конкретная цифра, дающая представление о масштабах события: бюджет Парижского салона в нынешнем году составляет 150 млн евро.

Прошлый Салон (они проводятся раз в два года уже более ста лет) не стал убыточным, несмотря на то, что проходил в разгар финансового кризиса. Салон-2011, ожидают организаторы, также сведет дебет с кредитом. Прибыль, если она случается, идет на развитие авиастроения.

Доходы Салона берутся, прежде всего, от продажи билетов. Однодневный профессиональный пропуск Visiteur Pro при условии предварительной регистрации через Интернет обойдется в 34 евро с НДС (если регистрироваться на месте, билет будет дороже на 10 евро). Так на Салоне борются с очередями.

Билеты для публики стоят значительно дешевле, 13 евро на 1 день; билет на трибуну встанет в 10 евро.

Бесплатно и в категории туристов, и в ряду профессионалов, на Парижский авиакосмический салон пускают военнослужащих любой армии. Иначе говоря, полковник Каддафи, если он к 20 июня не расстанется со своими эполетами, сможет пройти на Ле Бурже без билета.

Если серьезно, то на Салоне ожидают 205 официальных делегаций из 88 стран.

Солнцелет будет летать при ясной погоде

С точки зрения публики, главное в работе авиакосмического салона — это, конечно же, не количество министров и коронованных особ, которые почтят его своим вниманием, а новые самолеты. По словам гендиректора Салона, уже подтверждена премьера европейского военно-транспортного самолета А-400М, а также американского пассажирского Boeing 787-8.

В московском представительстве Airbus BFM.ru сообщили, что компания в этом году делает акцент на инновациях и передовых технологиях и представляет самолет А320neo. Это новейшая версия самого популярного в мире узкофюзеляжного лайнера семейства А320. Новый самолет, который поступит заказчику в 2015 году, позволит авиакомпаниям сократить расход топлива на 15%.

Наверняка одним из самых популярных действующих экспонатов Салона станет «солнцелет» воздухоплавателя Бертрана Пикара, который в свое время первым (Пикар, а не самолет) совершил кругосветное путешествие на воздушном шаре. Самолет Solar Impulse, который работает исключительно на солнечных батареях, имеет размах крыльев свыше 63 метров — почти, как у A380, при этом весит как простой автомобиль, а мощность его двигателя, — как у скутера.

По заверениям генерального директора Ле Бурже, Solar Impulse будет летать каждое утро. Разумеется, если с погодой повезет.

Неколумбово яйцо

Салон Ле Бурже с недавних пор устраивает весьма популярный турнир по ракетостроению среди подростов в возрасте от 12 до 18 лет. Инициатива этих соревнований принадлежит американцам. В нынешнем году состязаться будут попавшие в финал команды из США, Великобритании и Франции. Россия не принимает участие в этой очень перспективной забаве, что вызывает у организаторов некоторое недоумение. Как выразился г-н Фурнье, «все-таки страна с такими традициями ракетостроения…»

Затея сводится к тому, что каждая команда строит свою мини-ракету, которая должна взлететь на высоту до 250 метров. Главным, однако, является не высота полета, а точность и мягкость приземления на мини-парашюте. В «капсулу» каждой ракеты вкладывают настоящее куриное яйцо. По условиям состязаний после приземления яйцо не должно разбиться.

Для того чтобы понять, насколько этот новый вид спорта популярен в Америке, достаточно сказать, что число команд молодых ракетостроителей там составляет 650. Во Франции, где эта разумная забава только начинает популяризироваться, количество таких команд не превышает полутора десятков. О наличии в России подобного увлечения на момент публикации данных получить не удалось.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию