16+
Вторник, 25 сентября 2018
  • BRENT $ 81.41 / ₽ 5360
  • RTS1162.98
6 мая 2011, 09:07 Технологии

Контролеры обсчитали ГЛОНАСС

Лента новостей

Счетная палата установила, что к 2011 году требуемые значения были достигнуты лишь по 18 из 28 показателей эффективности реализации ФЦП «ГЛОНАСС». При этом деньги из госбюджета выделялись своевременно и в полной мере

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Счетная палата провела проверку использования средств по программе ГЛОНАСС и выяснила, что треть задач в процессе ее осуществления не была выполнена. При этом деньги на ее реализацию из госбюджета выделялись своевременно и в полной мере.

Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС) — советская и российская спутниковая система навигации, разработана по заказу Министерства обороны СССР. Основой системы должны являться 24 спутника, находящихся в трех орбитальных плоскостях. Необходимость в именно таком количестве спутников особо подчеркнул российский президент Дмитрий Медведев в своем послании к Федеральному собранию в прошлом году.
Предполагается, что с переходом на спутники «Глонасс-К» точность системы ГЛОНАСС станет сопоставимой с точностью американской навигационной системы NAVSTAR GPS — единственной зарубежной развернутой навигационной системой. В марте 2010 года количество работающих спутников было доведено до 21 (плюс 2 резервных), а в сентябре до 26. Однако в декабре прошлого года три спутника системы ГЛОНАСС рухнули в Тихий океан у берегов Гавайских островов.

«Проверка показала, что к 2011 году требуемые значения были достигнуты по 18 из 28 показателей эффективности реализации выполнения программы», — говорится в сообщении, опубликованном в четверг на сайте Счетной палаты. Кроме того, проверка ведомства показала, что программа оснащения воздушного транспорта навигационной аппаратурой ГЛОНАСС выполнена лишь на треть, а коммерческому продвижению системы ГЛОНАСС и вовсе уделяется низкое внимание.

«Уровень оснащения объектов транспортной инфраструктуры корпоративных пользователей средствами спутниковой навигации в рамках государственного сегмента на воздушном транспорте при плане 75% составил 22,6%. Недостаточное внимание уделяется вопросам коммерческого использования системы ГЛОНАСС», — говорится в сообщении палаты.

Также отмечается, что на реализацию программы в 2002–2010 годах было выделено из федерального бюджета 98,7 млрд рублей, или 101,2% предусмотренных программой объемов, за счет внебюджетных источников привлечено 3,3 млрд рублей, или 20,6%.

Учитывая, что в ФЦП «ГЛОНАСС» трижды вносились изменения (в 2006, 2008 и 2010 годах), объемы ее финансирования выросли по сравнению с первоначальными в 5,9 раза, в том числе за счет бюджетных средств — в 9,6 раза, за счет внебюджетных источников — в два раза.

Напомним, проверка проводилась по поручению Дмитрия Медведева, а ее результаты рассмотрела Коллегия Счетной палаты под председательством Сергея Степашина.

Все на самом деле еще хуже

Независимый эксперт по навигационным системам Михаил Фадеев не удивлен результатами проверки. «Любой государственный проект, который продвигается сверху и лоббируется представителями нашей власти, делается примерно с похожими показателями и эффективностью. Другой вопрос — до каких-то проектов у Счетной палаты руки доходят, а до каких-то нет», — рассказал он в интервью BFM.ru. При этом эксперт считает, что сильный резонанс, связанный с падением трех спутников ГЛОНАСС, был вызван не столько фактом самого падения, а тем, что до этого о необходимости доведения группировки спутников до 24-х заявил Дмитрий Медведев.

«Падение спутников — это не из ряда вон выходящее явление — ничего ужасного в этом нет. Такое случается со сложной техникой. Просто незадолго до этого вышел наш президент и ударил кулаком по столу, сказав, что сейчас мы как развернем группировку! А группировку развернуть не получилось. Такие вещи просто так не проходят, вот и начали тему выполнения проектов ГЛОНАСС копать достаточно серьезно», — считает Фадеев.

«Все государственные проекты делаются немножко не с того бока, с которого нужно. Потому что у коммерческих компаний, которые работают за деньги, на прибыль, на оборот, на долю рынка, одна мотивация — они смотрят именно на то, как быстро окупаются их инвестиции, какой показатель окупаемости, какие дополнительные бонусы в виде долей рынка, узнаваемости бренда. Это — понятный и четкий критерий. В случае же с государственными проектами четких критериев нет. Там есть другие — нужно доложить, мол, это мы сделали и это мы сделали. К примеру, нужно оснастить пассажирский транспорт системой ГЛОНАСС. Но это же не самоцель. Это нужно, чтобы решать какие-то другие задачи, которые в критериях эффективности никак не определены», — пояснил эксперт.

«Все на самом деле еще хуже. То есть Счетная палата показала, что некие критерии, которые были заданы, не выполнены. Но даже эти критерии эфемерны, они не показывают реальной ситуации. Говорят, что все маршрутки должны быть оснащены ГЛОНАССом. Водители поставят под лобовое стекло коробочки с надписью ГЛОНАСС, после чего появится галочка о том, что данная машина оснащена. А в чем смысл оснащения? В том, что стоит коробочка, катается вместе с пассажирами? В этом направлении Счетная палата не копает. Она просто считает, есть плюсик на машине или нет. Но даже его наличие ничего не означает, потому что ГЛОНАСС реально не используется. Эта информация о местоположении конкретного автомобиля абсолютно никому не нужна, с ней нечего делать. Проблема более глубокая, нет комплексного подхода к развертыванию реальных внедрений ГЛОНАСС. Недостаточно оснастить приемниками средства транспорта. Необходимо информацию, которую приемники генерируют, каким-то образом увязывать с другими информационными потоками», — рассказал Фадеев.

Исполнительный директор Ассоциации разработчиков, производителей и потребителей оборудования и приложений на основе глобальных навигационных спутниковых систем «ГЛОНАСС/ГНСС — Форум» Владимир Климов рассказал BFM.ru, что есть определенные показатели в программе, по которым ежегодно ведется статистика.

«Но то, что докладывают в сфере транспорта — немного завышенные показатели. На самом деле нет четких критериев, какую базу считать, какой транспорт — государственный, коммерческий и так далее. Здесь все довольно условно», — отметил эксперт. По его словам, именно поэтому на сегодняшний день главным показателем является то, что орбитальная группировка практически выполняет задачи, которые перед ней стоят.

Климов считает, что после обнародования результатов проверки Счетной палаты ничего не изменится. «Сейчас формально идет принятие концепции на 2012–2020 годы, потом будет принята программа. В настоящее время утверждаются объемы финансирования. Я не думаю, что что-то изменится по материалам Счетной палаты, но они должны быть учтены всеми заказчиками в своей работе, откорректированы. К сожалению, в той программе, которая была прежде, по многим показателям не было четкой ясности, как считать. Поэтому были расхождения в цифрах: одни считают так, другие иначе», — считает эксперт.

Исполнительный директор ГК «М2М телематика» Алексей Смятских предположил, что основные претензии Счетной палаты адресованы Роскосмосу. Вместе с тем, эксперт считает, что как со стороны государства, так и со стороны коммерческих компаний было сделало очень многое для развития коммерческого применения системы.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

  • Фотоистории

    BFM.ru на вашем мобильном
    Посмотреть инструкцию