16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 87.41 / ₽ 8224
  • RTS1166.23
30 июня 2011, 18:04

С. Дженнингс: У России есть все возможности для создания в Москве финансового центра

Лента новостей

В интервью Business FM председатель правления ИК «Ренессанс Капитал» Стивен Дженнингс рассказал о том, как можно улучшить инвестиционный климат в России и уменьшить отток капитала из страны

Коррупция, бюрократия и проблема госрегулирования, – основные факторы, тормозящие приток инвестиций в Россию.

В интервью Business FM председатель правления ИК «Ренессанс Капитал» Стивен Дженнингс рассказал о том, как можно улучшить инвестиционный климат в России и уменьшить отток капитала из страны. Глава инвестгруппы назвал условия построения удачного бизнеса в регионе, а также дал прогноз развития российской экономики на ближайшие годы.

Business FM: Уже очень много сказано о плохом инвестиционном климате в России, об оттоке капитала и о том, что после выборов должны наступить перемены. Вы можете сформулировать, каких именно изменений Вы ждете?

Дженнингс: Об этих переменах довольно четко заявил Дмитрий Медведев и Владимир Путин тоже. Во-первых, это приватизация. Программа, которая объявлена – амбициозна, но вполне реалистична, и меня не удивит, если она будет действительно выполнена. У России как раз есть хороший опыт масштабной приватизации, и сейчас, мне кажется, власти всерьез настроены быстро продвигаться вперед в этом. Это будет очень важно. С фискальной точки зрения – очевидно, что в предвыборный период предпринимаются шаги, которые увеличивают нагрузку на бюджет. Но, как я понимаю, г-н Кудрин этим очень озабочен, и постарается после выборов восстановить баланс, и усилить антиинфляционную политику. Создание в Москве финансового центра – задача крайне непростая, но, и здесь, как я вижу, правительство настроено серьезно, и возможности такие у России есть. Я бы выделил вот эти три вещи.

Business FM: А что из них представляет наибольший вызов? Фискальные и бюджетные проблемы или создание подходящей среды в стране для создания финансового центра?

Дженнингс: Не думаю, что из этих трех задач есть хоть одна, с которой правительство не может справиться. Вот следом будут вставать более масштабные реформы, а здесь – вещи реально-выполнимые.

Business FM: Вы в докладе на конференции помянули ряд международных исследований, которые говорят о том, что в России ухудшается правовая среда, судебная система, защита собственности. На Ваш взгляд – эти исследования соответствуют действительности, или они скорее отражают зарубежный взгляд на нас?

Дженнингс: Хороший вопрос. Эти доклады очень показательны, хотя вовсе не во всем соответствуют реальности. Да, есть и анекдотичные истории в этих исследованиях, включая Всемирный Банк. Но – все же там детально исследуют удобство ведения бизнеса, стоимость, сложность, временные рамки для получения лицензий и изучения рынка. Принимая во внимание все это, картина становится довольно ясной. Мы не должны этого отрицать. В России процветает коррупция, бюрократия и госрегулирование. Это абсолютно ясно. И если это не будет меняться в ближайшие 10 лет, России будет трудно двигаться вперед.

Business FM: В течение двух лет «Ренессанс Капитал» указывает на то, что российский рынок в значительной степени недооценен, капитализация Российских компаний заметно ниже сравнимых с ними компаний в других развивающихся странах. Но почему ничего не меняется? И в чем основная причина оттока капитала, свидетелями которого мы стали в последние пару лет?

Дженнингс: В значительной степени произошел отток отечественного капитала. Если посмотреть на статистику международного капитала, то в Россию вновь пошел приток капитала. Почему эта тенденция не касается отечественного капитала - это вопрос. У меня есть несколько предположений: неопределенность вокруг президентских выборов. Некоторые крупные компании не уверены в том, что будет с ними после выборов, они хотят диверсифицировать свои риски. Ситуация сложилась таким образом, что им приходится пройти через это. 10 лет назад передо мной тоже встал вопрос о том, стоит ли сложить все яйца в одну российскую корзину. У меня была огромная часть моих активов в России, я предпочел диверсифицировать свои риски. Отток капитала может прекратиться довольно быстро. И судя по тому, что было раньше, Россия проходит через цикл, позволяющий возвращать капитал обратно в страну.

Business FM: Если все пойдет по хорошему сценарию: приватизация, реформа бюджета, правильные институциональные реформы–какой прогноз может дать «Ренессанс Капитал» относительно инфляции, роста ВВП в России на ближайшие три года?

Дженнингс: Что касается ВВП, то мы прогнозируем рост на 4-5%.

Business FM: Ваш прогноз ниже правительственного

Дженнингс: Это отправная точка, все будет зависеть от того, какие будут проведены реформы. Если большее количество реформ будут притворены в жизнь, то тогда можно будет говорить о росте ВВП на 5-6-7%, этот показатель вполне достижим. Необходимо больше конструктивных реформ. Но думаю, что давление со стороны российского общества на то, чтобы эти изменения воплотились - это вопрос времени.

Business FM: Россия подвержена большому риску, который зависит от изменений на международном рынке, от стоимости нефти или металла. Как Вы думаете, российское правительство реально оценивает эти риски, и готово ли оно к драматическим изменениям, которые возможны?

Дженнингс: На данный момент это общепринятый факт в правительстве, что Россия сейчас очень подвержена влияниям. Вся модель в значительной степени зависит от внешней конъюнктуры. Мы слышали несколько комментариев по этому поводу. Возможно нам нужно около 105 долларов за баррель нефти сегодня, от 115 до 120 долларов баррелей нефти в ближайшие пару лет для того, чтобы сбалансировать бюджет. Все понимают, что подобная ситуация довольно рискованная, поэтому систему необходимо менять.

Business FM: Возможно отток капитала происходит потому, что инвесторы не верят в стабильность существующей системы.

Дженнингс: Это тоже учитывается. Если бы мы увидели вторую волну реформ, то отток капитала бы снизился и больше капитала бы вернулось обратно в страну.

Business FM: Ваш личный прогноз на мировое развитие на ближайшие три года. Какие цены на нефть считаются наиболее приемлемыми в среднем, в течение 3-х лет, положим?

Дженнингс: Я думаю, что у нас есть такая специфика - недооценивать величину изменений, которые происходят глобально в мире. Например, с одной стороны, происходит беспрецедентный рост развивающихся рынков, и они могут продолжать расти. С другой стороны, существуют большие проблемы в самой структуре на Западе. Они даже больше, чем кажется и будут продолжаться гораздо дольше, чем люди этого ожидают. В ближайшее время сценарий будет таким: ВВП на душу населения в мире будет расти. Экономика выросла на 4,5%, на сегодняшний день это довольно хороший показатель. Полагаю, цена не нефть будет держаться в отметке более 100 долларов за баррель, но время от времени у нас будут волны на фондовых рынках и бирже

Business FM: Если говорить о самих производителях нефти – я слышал такую версию: Саудовская Аравия, будет вполне комфортно себя чувствовать при цене 75 долларов за баррель, России нужно не меньше ста. Здесь есть противоречия и интрига?

Дженнингс: Оба этих государства имеют различия в финансовой и во внутренней сфере. Поэтому координацию между теми, кто входит в состав организации ОПЕК и кто нет довольно сложно осуществить.

Business FM: Теперь что касается инвестиционно-банковских услуг в России. За последние пару лет произошли сильные изменения: два ключевых игрока, за исключением «Ренессанс Капитал», оба вернулись к госструктруам. Я говорю о ВТБ и «Сбербанке». Рубен Варданян сказал, почему «Тройка Диалог» слилась со «Сбербанком». Он считает, что в нынешней ситуации инвестиционные банки нуждаются в мощной финансовой платформе. То есть, это уже вопрос размера. Вы согласны с этим?

Дженнингс: Мы всегда приветствуем дух соперничества. В течение 20 лет я участвовал в фондовом рынке. За это время я видел, как разные участники рынка приходят и уходят. Видел, как банки по несколько раз открывали и закрывали свои офисы. Нам необходимо соперничество для того, чтобы развивать наш бизнес. Соперничество помогает нам выйти на новый уровень. Не думаю, что стратегия Варданяна единственная допустимая. Каждый банк сам для себя выбирает стратегию развития. По-моему мнению, инвестиционные банки должны фокусировать внимание на развитие системы обслуживания, привлечение новых идей, развитие отношений, необходима команда профессионалов и развитые технологии. Именно на этом и основана стратегия нашего банка. Есть много инвестиционных банков, чья стратегия основана на размере баланса: JP Morgan., City Bank и так далее. В этом углу уже тесно. Поэтому мы выбираем другой путь: мы хотим конкурировать благодаря нашим идеям.


Business FM: Как сейчас выглядит рынок для инвестбанков в России? Ведь нет заметного количества размещений акций – вот только «Яндекс» и «Мейл.ру», и «Фосгро». Ну и «Русал» – странное размещение, которое выкупили гос.банки. Где простор?


Дженнингс: Трудно принимать стратегические решение, основанные на краткосрочных рыночных условиях. Сейчас довольно странные рыночные условия, и это происходит не по вине России, а из-за того, что происходит в Греции, которая раньше даже не волновала нас. Россия по-прежнему – очень молодой рынок с большими перспективами. Она нуждается в колоссальных инвестициях . Это не произойдет в ближайший квартал, но фундаментально - это неизбежно. На мой взгляд, нас ждет процесс интеграции экономик развивающихся стран. У России должны быстро и мощно расти отношения с Китаем и вообще с Азией – пока что это направление в экономике России не развито. А здесь огромный простор для инвестбанков. Так что на наш взгляд - здесь огромная перспектива.

Business FM: «Ренессанс Капитал» инвестирует в экономики африканских стран. Скажите, пожалуйста - какова отдача и каковы прогнозы?

Дженнингс: «Ренессанс Капитал» создает интегрированную систему для развивающихся рынков. Она работает для Польши, Турции, в Центральной Европе, это основа нашей модели. Мы являемся ведущими брокерами в странах Южной Африки, которые усиливают позиции на рынке. Мы инвестировали в Африку около 1 миллиардов долларов собственных средств и не жалеем, в период кризиса у Африки были довольно хорошие показатели. Это можно сравнить с Россией 90-х годов. Можно приобрести очень дешевые и перспективные активы, главное их найти, это очень захватывающий процесс. Но в целом - это часть комплексной стратегии, нельзя создать чисто российский инвестиционный банк, так же как и немецкий, английский или даже американский инвестиционный банк. Все они развивались и чтобы выжить, становились международными. И мы прошли тот же путь.


Business FM

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию