16+
Понедельник, 16 июля 2018
  • BRENT $ 75.10 / ₽ 4698
  • RTS1189.35
11 марта 2009, 20:52 Авто

Lada Priora рулит при падении

Лента новостей

Продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в РФ упали в феврале на 38% по сравнению с прошлым годом, а с начала года снижение составило 36%. Зато по продажам теперь лидирует Lada Priora

В кризис отечественные машины вышли в лидеры продаж. Фото: Александр Беленький/BFM.ru
В кризис отечественные машины вышли в лидеры продаж. Фото: Александр Беленький/BFM.ru

Продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России, согласно статистике комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), снизились в феврале 2009 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 38%. В частности, в прошлом месяце в России было продано всего 134,9 тысячи автомобилей, что на 83,3 тысячи меньше аналогичного периода прошлого года.

Всего за два месяца 2009 года продано 252,3 тысячи автомобилей, то есть снижение продаж составило 36%, или 140,4 тысячи. Продажи моделей «АвтоВАЗа» упали более чем на треть, а ГАЗ и УАЗ сократили продажи почти в два раза. При том что до кризиса темпы роста продаж автомобилей, по словам обозревателя автомобильного журнала «Клаксон» Алексея Аксенова, составляли 60% ежегодно.

В десятке лидеров по продажам среди легковых автомобильных марок восемь производятся в России. На первом месте Lada Priora, показавшая рост продаж с начала года в 8% , в прошлом месяце — 10%. Стоит отметить, что в пятерке лидеров все модели — российской сборки. При этом четыре строчки из пяти занимает продукция «АвтоВАЗа» — Lada Samara (2-е место), модели 2105 и 2107 (3-е место) и Lada Kalina (5-е место). На четвертом месте — Ford Focus.

«Результаты февраля, демонстрирующие продолжающееся снижение продаж автомобилей в России, не новость для отрасли, — комментирует эти данные председатель комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас. — Ситуация в России не отличается от общего положения дел на мировом автомобильном рынке. Ограниченность кредитных ресурсов в прошлом месяце сохранилась, и уже знакомые нам по январю тенденция снижения продаж получила дальнейшее развитие и в феврале».

Вице-президент комитета автопроизводителей АЕБ Мартин Ян отмечает, что стоит ожидать дальнейшего падения рынка автомобилей. По мнению эксперта, это станет следствием повышения таможенных пошлин, высоких процентных ставок по кредитам и девальвации рубля. «Однако мы выражаем надежду на то, что запланированные российским правительством меры, направленные на поддержание автомобильной промышленности в стране, помогут улучшить складывающуюся ситуацию», — отмечает Ян.

Заместитель главного редактора журнала «За рулем» Игорь Моржаретто в эфире Business FM отмечает, что такого глубокого спада предсказать было невозможно, но лидеры и аутсайдеры были предсказуемы. «Машины, о которых идет речь, — это машины 2008 года выпуска. Практически все отечественные производители в январе и феврале не работали. Все импортеры завозили небольшие количества машин. В связи с увеличением таможенных пошлин их цена взлетела очень сильно, и выиграл в первую очередь тот, кто на стоки 2008 года установил самые большие скидки. Поэтому в числе лидеров Peugeot—Citroen, у них большие скидочные кампании (скидки в сто тысяч рублей и более), которые продолжаются по сегодняшний день», — говорит эксперт.

По данным статистики АЕБ, лидерами падения с начала года стали автомобили Chery (минус 81%), за два месяца было продано всего 653 автомобиля этой марки, а также IKCO (Iran Khodro Co, модели Samand и Soren). Падение последнего составило 83% с начала года. Примечательно, что лидерами роста по продажам стали автомобили Jaguar, Seat и Citroen. Показатель продаж этих марок удвоился с начала этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Заместитель директора компании «Автостат» Сергей Удалов в интервью BFM.ru объясняет значительный рост продаж автомобилей этих марок тем, что в прошлом году было продано очень мало таких автомобилей, а потому превзойти показатели 2008 года было несложно, а также политикой скидок и кредитования, делающих авто более доступными для потребителя. «Рост продаж Seat и Citroen был обеспечен «низкой базой» прошлого года. Кроме того, официальные дилеры производителей иностранных автомобилей делают клиентам специальные предложения. К примеру, ряд дилеров сейчас предлагает клиентам цены 2008 года. Ко всему прочему, при недоступности кредитов в российских банках, иностранные производители предлагают особые условия кредитования, которые реализуются в сотрудничестве с банками-партнерами».

Обозреватель автомобильной газеты «Клаксон» Алексей Аксенов в интервью радиостанции Business FM отмечает, что продажи ряда иномарок выросли также благодаря тому, что дилеры в кризис не сокращали расходов на рекламу и продолжали активно продвигать бренды. «Иностранные производители не сокращали расходов на рекламу, и продолжали продвигать свою продукцию. То же самое могу сказать и про Peugeot и Citroen. В частности, первый в самом начале кризиса, когда кредиты стали недоступны, предложил очень выгодные условия совместно со своим банком, и добился того, чтобы 70% обращений удовлетворялись. В то время как большинство банков сейчас кредиты не дают».

Однако в целом динамику продаж отечественных и зарубежных автомобилей эксперты оценивают негативно. Удалов отмечает, что несмотря на то, что ряд компаний показали значительный рост продаж, общая ситуация на рынке не меняется. «В первую очередь развитие тормозит негибкая система выдачи автокредитов. Они в России по-прежнему выдаются на очень жестких условиях по завышенной процентной ставке», — говорит Удалов.

«Есть некоторые компании, которые у нас, на российском рынке и растут. Это Skoda, VW, Peugeot, Citroen, Infiniti. При этом VW и Skoda своевременно организовали производство в России, сделав свои автомобили более конкурентоспособными. Тот же VW покупают больше, чем другие аналогичные по цене и комплектации модели, потому что он славится тем, что через два-три года теряет в цене меньше, чем автомобили конкурентов. То есть люди в кризис обращают внимание на возможности продать машину через несколько лет с минимальными потерями», — говорит Аксенов.

В настоящее время правительство активно пытается поддержать отечественный автопром. С 9 марта государство субсидирует процентные ставки по автокредитам в размере две трети от ставки рефинасирования ЦБ (13% годовых). Правда, стоимость покупки не должна превышать 350 тысяч рублей и это может быть отечественная машина или собираемая в России иномарока, причем не в лучшей комплектации. В частности, дотируется модельный ряд «АвтоВАЗа», включая Chevrolet Niva, а также UAZ Hunter и Patriot, FIAT Albea, Kia Spectra, Renault Logan и Skoda Fabia. Самые ходовые иномарки российской сборки — Ford Focus и Volkswagen Jetta — также попали в список, но льготы на них начнут распространяться только после того, как стоимость авто упадет до нужного предела.

«К сожалению, меры поддержки еще не заработала в полную силу. Программа кредитования российских автомобилей заработает в лучшем случае с апреля, и программа по госзаказу тоже. Только-только объявлен список автомобилей, которые будут закуплены для госведомств. Потребители тоже пока не разобрались. Очень многие отказались от покупок, потому что такая идет активная кампания в СМИ о том, что кризис только впереди. На днях было сообщено, что 85% тех, кто собирался покупать машины, думают, что это, наверное, сейчас не стоит делать», — отмечает Моржаретто.

Опрошенные BFM.ru эксперты отмечают, что спрос на автомобили возродится только тогда, когда кредитование заработает в полную силу. А потому тенденция к снижению объема продаж сохранится в течение всего этого года. Возможно, по итогам года авторынок сократится вдвое. «Рано или поздно ситуация выправится, и у России шансы более высокие, чем у европейских стран. У нас примерно 200 машин на тысячу жителей. По европейским меркам — это очень мало. Так что у России очень хороший потенциал», — заключает Алексей Аксенов.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

  • Фотоистории

    BFM.ru на вашем мобильном
    Посмотреть инструкцию