16+
Вторник, 22 сентября 2020
  • BRENT $ 41.53 / ₽ 3162
  • RTS1181.24
7 июля 2011, 19:40

«Альфовцы» вступили в воздушный бой по сценарию ТНК-ВР

Лента новостей

Инвестиционное подразделение «Альфа-Групп», компания А1, вновь ссорится с американской венчурной компанией Indigo Partners, пишет газета The Financial Times. Яблоком раздора стал авиаперевозчик-дискаунтер «Авианова»

Фото: Дмитрий Алешковский/BFM.ru
Фото: Дмитрий Алешковский/BFM.ru

«У «Альфа-Групп» Михаила Фридмана и одного из ее зарубежных партнеров в России началась новая ссора», — пишет газета The Financial Times. Инвестиционное подразделение «Альфа-Групп», компания А1, и американская венчурная компания Indigo Partners бьются за контроль над тем, что вряд ли можно назвать призом — за небольшого бюджетного авиаперевозчика «Авианова».

Оба акционера встречаются на следующей неделе в Лондоне на совете директоров, и им предстоит определить, кто должен руководить авиадискаунтером: глава холдинговой компании «Авиановы» Whitefish Aviation британец Эндрю Пайн или выходец из «Аэрофлота» Константин Тетерин.

Возглавлявший последние четыре года головную компанию «Авиановы» Пайн неожиданно не смог попасть в московский офис компании на прошлой неделе после того, как Тетерин был назначен первым заместителем генерального директора. По словам Эндрю Пайна, он и еще трое менеджеров (британец, ирландец и австралиец) «были выгнаны из компании», пишет FT. Другая британская газета, The Times, уточняет, что к работе не были допущены отвечающий за финансы Майкл Хейден, директор по безопасности Гай Маклин и руководитель оперативного управления Тревор Уорбартон.

«Пайн считает, что иностранные менеджеры были «сопутствующим ущербом» в споре между А1, которая владеет 51% «Авиановы», и аризонской Indigo, владеющей 49% в группе», — отмечает издание.

Инвесторы и аналитики отмечают схожесть этого конфликта с предыдущими «битвами» структур, связанных с «Альфа-Групп», — от норвежского оператора Telenor до британской BP, отмечает газета.

В компании А1 BFM.ru сообщили, что не комментируют деятельность компании «Авианова», переадресовав вопросы о конфликте к перевозчику. В «Авианове» от комментариев отказались. Однако ранее в официальном сообщении авиакомпания заявляла, что «ключевые позиции в ООО «Авианова» никогда не занимали иностранцы, поскольку, согласно российскому авиационному законодательству, должность руководителя российской авиакомпании, а также некоторые другие посты в ней, могут занимать только граждане РФ». Гендиректором «Авиановы» с 2008 года является Владимир Горбунов.

«В отношении ряда иностранцев, сотрудничавших с «Авианова», в настоящий момент проводится служебное расследование», — сообщает авиакомпания.

Пока известно лишь о нарушениях федерального законодательства, которые допустила «Авианова» при выполнении авиаперевозок в России.

Недавно в отношении авиакомпании проводилась проверка московской межрегиональной транспортной прокуратурой, напоминает BFM.ru Виталий Бородкин, старший юрист юридической компании «Приоритет». «В ходе проверок было установлено, что авиакомпания нарушила статью 88 Воздушного кодекса РФ, которая предписывает эксплуатацию воздушных судов при наличии на них поисковых и аварийно-спасательных средств. Эксплуатация воздушных судов на территории России без данных средств строго запрещена. За нарушение этой обязанности компания привлечена к административной ответственности по статье 11.5 КоАП РФ», — говорит Бородкин.

Также при прокурорской проверке было установлено, что некоторые руководители и специалисты авиакомпании не прошли обязательную аттестацию, что влияет на сертификационные требования, предъявляемые к авиакомпаниям.

«У прокуратуры были также претензии к действующей в «Авианове» системе возврата денег пассажирам при добровольном или вынужденном отказе от перевозки. Возможно, при проведении служебного расследования в отношении ряда иностранных сотрудников, будут выявлены еще нарушения российского законодательства в области воздушных перевозок», — полагает эксперт.

Предпродажная подготовка

«Причиной конфликта, на мой взгляд, может быть продажа доли «Альфа-Групп», — считает Ольга Пономарёва, управляющий партнер группы юридических и аудиторских компаний «Содействие бизнес проектам». — Компания хочет выйти из проекта, и поэтому ставит в управление своего менеджера, который ранее работал в компании, специализирующейся на бюджетных пассажирских авиаперевозках».

А1 решила продать 51% долей в ООО «Авианова» еще в конце 2010 года, сообщили «Ведомости» со ссылкой на бывшего управляющего директора А1 Дмитрия Черняка. Доля в «Авианове», оцениваемая продавцом в 70 млн долларов, предлагалась, в частности, «Аэрофлоту». Крупнейший авиаперевозчик РФ от предложения отказался, однако 51% в авиадискаунтере готов купить сам Черняк.

Основной причиной желания А1 продать свой пакета акций «Авиановы» стала, возможно, политика по управлению персоналом, считает и Анна Долайчук, аналитик «Метрополя». «Основные акционеры говорят, что закон запрещает иностранцам управлять российскими авиакомпаниями. Но, на мой взгляд, это только причина, которая выносится на всеобщее обозрение. Вполне возможно, что есть другие подводные камни. Возможно, появился третий покупатель, и «Альфа», не видя дальнейших перспектив развития, не хочет больше инвестировать в авиабизнес, — рассуждает аналитик. — Но в целом сейчас нерационально продавать компанию. По операционным показателям она демонстрирует неплохой рост».

В четвертом квартале 2009 года доля «Авиановы» на внутренних перевозках составляла 2,2%, а в четвертом квартале 2010 авиакомпания вошла в десятку крупнейших с долей 5,3%.

«Однозначно можно говорить, что данный конфликт негативно скажется на стоимости этой доли, но только для «внешнего» покупателя. А если покупатель «свой», то А1 конфликт только на руку, т.к. происходит снижение стоимости доли и при покупке может быть затрачена меньшая сумма, чем предложенная», — добавляет Максим Тищенко, директор департамента оценки АКГ «Развитие бизнес-систем».

«Альфовцы» могут рассчитывать, что смена менеджмента даст им более достоверную информацию о ситуации в компании, и они смогут лучше подготовиться к продаже авиакомпании, рассуждает эксперт в интервью BFM.ru. «Но такой оборот — с отстранением западного менеджмента от работы — снижает шансы, что российской авиационный дискаунтер удастся продать зарубежным инвесторам», — предупреждает Пономарева.

«Подобные истории оправдывают осторожную позицию, которой придерживается большинство инвесторов, и высокую премию за риски», — пишет в аналитических материалах главный стратег ING в Москве Крис Уифер.

В 2010 году Россия недополучила 50 млрд долларов прямых иностранных инвестиций из-за недоверия западных инвесторов к профессионализму российских директоров и прозрачности механизмов корпоративного управления – таковы данные исследования «Корпоративное управление как инструмент повышения стоимости компании и привлечения прямых иностранных инвестиций» Ассоциации независимых директоров.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию