16+
Среда, 11 декабря 2024
  • BRENT $ 72.60 / ₽ 7262
  • RTS794.46
17 марта 2009, 19:34 Финансы

Голубые фишки с бордовым оттенком

Лента новостей

В кризисные времена инвесторы стремятся вкладывать средства в активы, которые не зависят от прихотей фондовых или товарных рынков. Один из вариантов на этом пути — инвестиции в вино, а точнее в «винные» фонды

Продажа Шато Лафит на аукционе. Фото: AFP
Продажа Шато Лафит на аукционе. Фото: AFP

Доходность винных инвестиций способна удивить даже профессионалов. Так, за 10 лет, с 1998 года по 2008-й, основной бенчмарк этого рынка — Live-ex 100 Fine Wine Index, включающий вина от Chateau Petrus 1989 года до Cheval Blanc 2005 года, вырос на 183%. А в «высшем» винном сегменте рост превышал 400%. И хотя кризис сказался на винном рынке (Liv-ex 100 за последние 12 месяцев упал на 17%), с начала года индекс уже показал рост на 2,6%.

Для того чтобы инвестировать в вино, вовсе не обязательно строить винный погреб и посещать бордоские шато, достаточно разместить капитал в «винном» фонде. Базируются они преимущественно в оффшорах. Большинство «винных» фондов создано в период с 2003-й по 2006 год. Самые известные — Vintage Wine Fund, Wine Growth Fund, The Fine Wine Fund. Стоимость чистых активов, по оценке члена совета директоров компании Simple Сандро Хатиашвили, в среднем составляет около 100 млн долларов.

В России «винных» фондов нет. Как рассказал Сандро Хатиашвили, не так давно несколько компаний делали попытки организовать подобный фонд, однако из затеи ничего не вышло. Директор по стратегическому маркетингу УК «Альфа- Капитал» Вадим Логинов поясняет: «В принципе, подобную организацию можно создать в форме венчурного фонда, зарегистрировать компанию, которая на своем балансе будет держать винные коллекции. Однако получается слишком громоздкая конструкция, пока никто на это не решился».

Так что жаждущие инвестировать в благородные напитки российские инвесторы должны довериться западным «винным» управляющим. Минимальный порог для вхождения в «винный» фонд немал: для The Fine Wine Fund это 100 тысяч долларов, для Vintage Wine Fund — 250 тысяч евро.

Как рассказал Вадим Логинов, комиссия управляющего за управление фондом обычно составляет 2-2,5% от стоимости чистых активов фонда. Размер платы «за успех» — около 20%. При покупке паев фондов через российского посредника придется заплатить и ему — в пределах 1%.

В России доступ к «винным» фондам можно получить в рамках услуги private banking, которую оказывают состоятельные клиентам многие финансовые компании. Так, УК «Альфа- Капитал» и банк «Уралсиб» при желании клиента могут организовать размещение средств в этих фондах. Собирается такую услугу вводить в этом году Номос банк.

Список вин для инвестирования не меняется из года в год. Как говорит глава международного винного департамента Christie's Дэвид Элсвуд, чаще всего портфель составляет из вин Бордо, самыми знаменитыми из которых являются Лафит (Lafite), Латур (Latour), Мутон-Ротшильд (Mouton-Rothschild), Марго (Margaux), От-Брион (Haut-Brion), Петрю (Petrus) и Шеваль-Блан (Cheval-Blanc).

Неудивительно, что оборот винных бирж более чем на 90% состоят из бордоских вин, 3% занимают шампанские вина, чуть больше 1% — разные сорта бургундского, менее 1% — итальянские вина.

При этом стратегия инвестирования в винные активы может быть как консервативной, так и агрессивной, или спекулятивной. Первая предполагает вложение средств в выдержанные вина, возраст которых превышает 20 лет (бордоские вина — голубые фишки винных бирж). Как пояснил Вадим Логинов, в среднем доходность таких вложений составляет от 14% годовых.

Агрессивные инвестиции — это приобретение «винных» фьючерсов. В этом случае вино приобретается в год урожая, еще до его розлива. «Первые 2,5 года вино хранится в бочках, где оно дозревает, меняет вкус и другие параметры, которые в будущем могут сильно повлиять на цену. На этом можно сыграть, купив, например, «гаражное» Шато и дождаться роста его цены», — поясняет Вадим Логинов. Доходность таких инвестиций может составить до 30%, но и риск тут немалый.

Один из российских «винных» инвесторов, из скромности пожелавший остаться неназванным, рассказал BFM.ru, что, приобретая паи «винного» фонда, вы фактически становитесь владельцем того вина, в которое инвестируете, и за вами закрепляются совершенно конкретные ящики конкретного «шато». «На акциях развивающихся рынков или инвестициях в золото, наверное, можно было бы заработать больше. Я не масштабный инвестор, но, конечно, душу греет, что мой ящик Шато Марго или Шато Латур, в среднем, подорожает на 50%», — радуется он.

Именно потому, что за инвестором закрепляются реальные бутылки, не лишней окажется страховка «винного» портфеля. Как пояснил директор департамента частного банковского обслуживания Номос банка Алексей Мартынов, договор ответственного страхования предусматривает риски начиная с падения бутылки с полки и заканчивая отключением электричества в погребе. «Мое вино застраховано через компанию Berry Bros & Rudd. Кроме прочего, они даже могут менять пробки в бутылках раз в 10-15 лет. Страховка обходится примерно в 2% от стоимости портфеля», – рассказывает один из винных инвесторов.

Как утверждают собеседники BFM.ru, инвестиции в «винные» активы приобретают в России все большую популярность. «В эпоху роста рынков на первый план выходил голый расчет, а в кризисное время людей тянет к ярким позитивным эмоциям. Такие инвестиции близки к коллекционированию, что не так скучно, как все остальное», — уверяет Вадим Логинов.

Алексей Мартынов из Номос банка полагает, что в кризис такие инвестиции наиболее ценны, потому что вино, как и золото, бриллианты, картины, являются абсолютно материальным активом ,который в любом слуае останется у клиента. По предварительной оценке аналитиков банка, спрос на услуги по инвестированию в вино в этом году вырастет примерно на 20% по отношению к 2008 году.

«В кризисное, да и в любое время инвестиции в вино — надежный инструмент, потому что вино это довольно постоянная ценность; кроме того, процент риска довольно мал. Единственное, что нужно знать — во что вкладывать и в какой момент», — уточняет Сандро Хатиашвили, хотя и не раскрывает, насколько текущий момент хорош для «винных» инвестиций.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию