16+
Суббота, 16 февраля 2019
  • BRENT $ 66.39 / ₽ 4402
  • RTS1177.50
25 июля 2011, 16:58 АвтоПраво

Таксисты не хотят жить по закону

Лента новостей

В Москве началась выдача лицензий таксопаркам и индивидуальным предпринимателям. Таксисты недовольны — право на работу сможет получить лишь половина желающих. А эксперты говорят, что лицензия не гарантирует безопасность пассажирам

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

По закону с 1 сентября 2011 года все таксисты-индивидуалы и таксомоторные компании обязаны иметь специальное разрешение на осуществление перевозок пассажиров и багажа. Для московских и областных перевозчиков такой документ будет действовать на территории и Москвы, и области.

Столичные власти начали выдачу документов в тестовом режиме с 15 июля. С сегодняшнего дня, 25 июля, работа пошла в полном объеме. Как доложил мэру Москвы Сергею Собянину его заместитель по транспортным вопросам Николай Лямов, испытания системы прошли удачно и теперь выдача лицензий встанет «на поток». Правда, ажиотажного спроса на получение лицензий пока не зафиксировано. Напротив, за прошедшие 10 дней было выдано не многим более 200 документов.

Новый закон «О такси», среди прочего, обяжет таксистов регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, а также оснащать машины счетчиками (таксометрами) и выдавать чек и квитанцию каждому пассажиру. По мнению властей, таким образом можно будет повысить качество обслуживания пассажиров и избавиться от нелегальных таксистов, которых в столице насчитывается около 40 тысяч против 10 тысяч легальных.

Занимается выдачей лицензий городской департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Документ будет выдаваться бесплатно на 5 лет. За переоформление разрешения или выдачу его дубликата также платить не придется. При необходимости разрешение может быть переоформлено на новое транспортное средство, и оно будет действовать до истечения первоначально установленного срока.

Документы для получения лицензии можно подавать как в бумажном, так и электронном виде через портал госуслуг или сайт департамента транспорта. Заявителю необходимо представить лишь само заявление, документ, удостоверяющий личность; выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (для организаций), либо выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей; копию свидетельства о регистрации транспортного средства; копию договора лизинга.

Заявления и документы вправе подавать: таксисты лично, а также таксомоторные парки и уполномоченные представители таксомоторных диспетчерских, объединяющих таксистов–индивидуальных предпринимателей. В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, с 1 января 2012 года за деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси без предусмотренного законом разрешения установлен штраф в размере 5 тысяч рублей.

В законе уделено особое внимание состоянию автомобилей, используемых таксистами: техосмотр эти машины должны проходить раз в полгода. Еще одно требование касается непосредственно водителей: они должны иметь профессиональный стаж не менее трех лет либо общий водительский стаж не менее пяти лет.

Трудности перевоза

По новому закону в машине у таксистов обязательно должен быть установлен таксометр. Предполагается, что оплата за услугу будет начисляться как сумма стоимости посадки и пройденного расстояния. Новые таксы определят ближе к сентябрю. Как это будет реализовано на самом деле — точно сказать пока сложно. По словам специалистов, затраты на оснащение машин счетчиками составляют около 4 тысяч рублей.

Эксперты отмечают сразу несколько минусов нового закона о такси. К примеру, документ ограничивает действие разрешения только тем субъектом Федерации, в котором оно выдано. Распространение разрешения на другие регионы возможно лишь при наличии межрегиональных договоренностей. Таким образом, если таковых нет, то перевезти пассажиров, скажем, из Владимира в Нижний Новгород без нарушения законодательства не получится.

Помимо этого, транспортное средство должно быть либо в собственности у таксиста, либо принадлежать ему на условиях договора лизинга. То есть по генеральной доверенности услуги такси предоставлять нельзя.

Лидер межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Ярослав Щербинин считает, что у законодателей получился «сырой закон, с большими недочетами». По его словам, его лоббировали крупные компании, которые хотят убрать с рынка всех конкурентов. «Я так думаю, что кроме нескольких крупных компаний, которым он выгоден, всем остальным он испортит бизнес. Средний и малый бизнес закон просто заставит уйти с рынка», — заявил Щербинин.

Плановые внеплановые проверки

Первые плановые проверки таксистов ждут спустя год после выдачи разрешения, о чем прямо сказано в законе (п. 20 ст. 9). Оснований для внеплановых проверок — масса, в частности, заявления «граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей» и многих других, включая СМИ. Предупреждать о такой внеплановой проверке таксиста в соответствии с законом не требуется. Впрочем, несмотря на внеплановость, она все-таки должна быть согласована с прокуратурой.

При выявлении нарушений будет выдаваться предписание об их устранении, но само разрешение отбираться не будет. Максимальный срок для устранения — 1 месяц. При этом право на работу в этот период будет сохранено. Если в течение месяца нарушение не устранено, действие лицензии могут приостановить. Причем срок действия запрете может быть любым, так как законом он не оговаривается. Но чтобы отозвать лицензию, уполномоченный орган должен обратиться в суд с соответствующим заявлением.

Таксисты просят Путина пересмотреть закон

В понедельник, 25 июля, в Москве запланированы акции протеста таксистов. Столичные шоферы намерены «украсить» свои авто траурными ленточками и наклейками «похороны легального такси».

Кроме того, в начале августа в Москве планируется санкционированная акция, организацией которой занимается межрегиональный профсоюз «Таксист». «Разрешение на работу не смогут получить около половины таксистов, а выдача лицензий не обезопасит перевозок. Поскольку для того, чтобы получить разрешение, необходимо предоставить только документы, а не само авто. Ведь многие нелегальные таксисты ездят на формально утилизированных машинах», — говорят представители профсоюза.

Мало того, профсоюз «Таксист» и Профсоюз столичных таксистов написали открытое письмо в адрес премьер-министра России с просьбой инициировать изменения в федеральный закон № 69, вступающий в силу с 1 сентября. «В него необходимо внести правки», — уверен сопредседатель профсоюза «Таксист» Андрей Попков.

В своем письме таксисты выражают озабоченность и недоумение по поводу отдельных требований закона. «Новый закон определяет, что разрешение на таксомоторные перевозки выдается при наличии автомобиля на праве собственности или на условиях лизинга. Мы считаем, что законодатель, установив только две нормы по принадлежности автомобилей предприятиям, ограничил в правах другие хозяйствующие субъекты», — считает Попков.

В профсоюзе также отмечают, что многие таксисты не смогут получить разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров, поскольку автомобили им принадлежат по договору аренды. «Фактически это означает, что государство вынуждает таксистов вести нелегальную деятельность», — считает Попков.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории

BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию