16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.32 / ₽ 8218
  • RTS1186.79
26 июля 2011, 16:39 Политика
В фокусе: Запрос дня от Google

Брейвик не одинок?

Лента новостей

Как относиться к утверждениям норвежского убийцы, что он входил в тайную террористическую сеть? Полиция в Осло считает это бредом психопата, но полностью не исключает существование террористического подполья в Европе

Андерса Брейвика в понедельник доставили в суд, где он заявил, что действовал не один. Фото: AP
Андерса Брейвика в понедельник доставили в суд, где он заявил, что действовал не один. Фото: AP

Адвокат Андерса Брейвика считает, что его доверитель, по всей вероятности, умалишенный. В минувшую пятницу Брейвик устроил взрыв около офиса премьер-министра Норвегии, а затем хладнокровно расстрелял десятки молодых людей в летнем лагере. Общее число жертв, по последним данным, составило 76 человек.

«Все это дело свидетельствует о том, что он психически нездоров», — заявил адвокат Гейр Липпестад. По словам юриста, он откажется от ведения этого дела, если Брейвик не согласится пройти медицинское освидетельствование на предмет своей вменяемости. Агентство Reuters замечает, что Липпестад член лейбористской партии, молодежный лагерь которой расстрелял его доверитель.

Адвокат отказался отвечать на вопрос о том, станет ли версия невменяемости Брейвика линией защиты. Во вторник имя Брейвика второй день подряд стало одним из главных новостных запросов поисковой системы Google.

Reuters напоминает, что самым известным процессом с участием Гейра Липпестада было дело об убийстве 15-летнего сына иммигранта из Африки. Тогда убийца, которого защищал адвокат, получил 17 лет тюрьмы.

Пытаясь описать по просьбе журналистов умонастроение Брейвика, адвокат сказал: «Он ненавидит все западные идеи и ценности демократии… Он надеется, что это — начало войны, которая продлится 60 лет. Он смотрит на себя, как на воина. Он начал эту войну, и он этим гордится».

Сам экстремист, устроивший бойню в Осло и на острове Утёйя, утверждает, что входит в законспирированную европейскую организацию, в которой, по его словам, имеются «еще две ячейки». Это следует из показаний, которые Андерс Брейвик дал накануне на закрытом слушании суда в Осло. Суд отказал Брейвику в праве на открытый процесс, справедливо полагая, что это будет способствовать осуществлению целей, которые ставил перед собой Брейвик. В так называемом «манифесте», который он выложил в Интернете за несколько часов до массового убийства, 32-летний норвежец сообщал, что, если выживет и будет предан суду, то это будет означать второй этап его акции – «пропагандистский».

Между тем норвежская полиция уточнила данные о количестве жертв массовой резни в минувшую пятницу: взрыв в центре Осло унес жизни восьми человек, в результате расстрела в молодежном лагере на острове Утёйя погибли 68 человек. Таким образом, общее число жертв составляет 76, а не 93 человека, как утверждалось ранее. Газета The Financial Times цитирует слова одного из руководителей норвежской полиции: «Это означает, что горе пришло в меньшее число семей. Во всей этой ужасной ситуации это — единственный лучик света».

Еще две ячейки в Норвегии

Трудно понять, как следует относиться к признаниям Брейвика, сделанным на допросе в суде. Слова о том, что он не одиночка, а часть некой праворадикальной организации, могут быть отнесены к его пропагандистским усилиям. В то же время невозможно игнорировать информацию, озвученную накануне вечером на пресс-конференции в Осло. Как сообщил на ней судья Ким Хегер, «обвиняемый сделал заявления, которые требуют дальнейшего расследования, включая утверждение: «В нашей организации существуют еще две ячейки». По словам судьи, Брейвик признал, что это он осуществил взрыв и стрельбу на острове, однако при этом не признает за собой вины, поскольку его действия якобы были направлены на спасение Европы от ислама.

В суде Брейвик заявил, что, устроив взрыв перед правительственным комплексом в Осло и расстреляв участников молодежного лагеря лейбористской партии, он тем самым намеревался снизить приток новых членов в партию, которую обвиняет в «массовом импорте мусульман». Судья процитировал слова убийцы: «Целью нападения было дать сильный сигнал людям».

Ранее в своем интернет-манифесте Брейвик выражал надежду на то, что его действия вызовут цепную реакцию в других европейских странах.

Норвежская полиция между тем заявляет, что «не может полностью исключить возможность» того, что в события пятницы были вовлечены и другие люди, помимо Брейвика. Адвока Брейвика говорит, что, по словам его доверителя, у тайной организации. к которой тот якобы принадлежит, только в Норвегии две ячейки, не считая других, находящихся за границей.

Кстати, попутно выяснилось, что Брейвик уже однажды попадал в поле зрение норвежской секретной службы: еще в марте она получила сведения о том, что Брейвик купил некое неназванное вещество у одной польской компании. Однако, как говорит глава спецслужбы Янне Кристиансен, у его организации не было достаточно фактических оснований, чтобы возбудить расследование, пишет The Financial Times.

Что касается утверждений Брейвика о том, что у него имеются сторонники, то, как передает агентство Reuters, норвежская полиция им не доверяет. Агентство ссылается на источник, близкий к расследованию: «Мы полагаем, что степень достоверности заявлений обвиняемого низка. В то же время никто из нас не рискнет полностью отмести эти утверждения».

Норвежские правоохранительные органы точно так же скептически относятся к заявлениям Брейвика о его принадлежности к подпольной сети «антиисламских крестоносцев». Полиция рассматривает эти утверждения «как пустое бахвальство психопата, который пытается ввести в заблуждение следствие», передает Reuters.

Косвенным подтверждением того, что версия о заговоре не рассматривается норвежцами в качестве приоритетной, является то, что усиленный контроль на границах страны, введенный 22 июля после массового убийства, был снят, передает Reuters. Норвегия не повышала уровня террористической угрозы, а также не обращалась к другим странам за помощью в расследовании. Напомним, что такую помощь накануне предложил соседней стране глава СКР Александр Бастрыкин.

Убийца стрелял в лучших

Вечером в понедельник в Осло прошло массовое шествие в память о жертвах самого кровопролитного теракта в истории Норвегии. Более 100 тысяч человек с белыми и красными розами вышли на улицы столицы, чтобы продемонстрировать единство нации в час трагического испытания. Десятки тысяч человек также участвовали в аналогичных шествиях в других городах страны.

Газета The Wall Street Journal пишет сегодня, что убийца оборвал жизни тех, кого в Норвегии считали будущей элитой страны. Масштабы трагедии не описываются только количеством жертв. Норвегия маленькая страна с населением всего в пять миллионов человек, разбросанным по относительно большой территории. И норвежское общество тесно связано тысячами социальных нитей не в последнюю очередь благодаря тому, что здесь очень сильно развита молодежная политическая культура. Молодежные партийные группы, вроде той, активисты которой были расстреляны на острове Утёйя, играют важнейшую роль в жизни Норвегии.

Правящая лейбористская партия и поддерживаемая государством церковь — краеугольные камни норвежского общества, они генерируют политическую и научную элиту, отмечает WSJ. Расстрелянные на острове молодые активисты принадлежали к молодежной организации лейбористов, они приехали в летний лагерь со всей страны.

Молодежное политическое движение в Норвегии является настолько популярным, что и сам Андерс Брейвик некоторое время состоял в рядах молодежного крыла консервативной Парии прогресса.

Когда в тихой по меркам современного мира Норвегии произошло массовое кровопролитие, оказалось, что мир не очень хорошо знаком с норвежскими реалиями. Так, информагентства передавали, что по норвежским законам максимальное наказание, которое грозит убийце, — 21 год. Теперь выясняется, что в случае, если вина Брейвика будет доказана, он, скорее всего, проведет за решеткой остаток дней. Норвежский закон вовсе не так либерален, как это показалось его иностранным критикам. Когда срок 21-летний максимальный будет истекать, его можно продлять на пять лет, поясняет газета The Financial Times. И так до бесконечности.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию