16+
Пятница, 10 мая 2024
  • BRENT $ 82.88 / ₽ 7639
  • RTS1178.02
8 августа 2011, 18:08 ОбществоПроисшествияПравоПолитика
В фокусе: Запрос дня от Google

России и Грузии не хватило времени окончить войну

Лента новостей

В день трехлетия пятидневной войны с Грузией Дмитрий Медведев внес на ратификацию в Госдуму соглашения по российским базам в Южной Осетии и Абхазии. Холодная война между Москвой и Тбилиси еще не закончилась, что может помешать РФ вступить в ВТО

Фото: AP
Фото: AP

Три года назад, 08.08.2008, начались боевые действия в Южной Осетии. Ночью грузинская армия вошла в Цхинвали. Позже российские войска заняли город и оттеснили грузинских военных на территорию Грузии. В конце августа Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии. В ответ в сентябре 2008 года Тбилиси разорвал дипломатические отношения с Москвой и объявил две непризнанные республики оккупированными территориями.

Пятидневная кампания, которую российское руководство назвало «операцией по принуждению Грузии к миру», по-прежнему является предметом ожесточенных споров на высшем политическом уровне, и это самый популярный запрос дня поисковой системы Google.

В преддверии этой даты, а также сегодня Москва и Тбилиси обменялись громкими заявлениями, на основании которых политологи делают вывод: холодная война между Россией и Грузией не закончена.

В понедельник российский президент Дмитрий Медведев внес на ратификацию в Госдуму соглашения по объединенным российским базам в Южной Осетии и Абхазии. Этим документом регулируются вопросы юрисдикции в отношении этих объектов — то есть устанавливается законность их нахождения на территориях этих республик.

Как сообщила сегодня пресс-служба Кремля, соглашения регулируют вопросы, касающиеся деятельности военных баз. В частности, предполагается, что российские военные будут использовать и модернизировать уже существующие на территории Абхазии и Южной Осетии российские военные объекты вместе с местными военными.

Двусторонние межгосударственные соглашения, на основе которых в Южной Осетии и Абхазии находятся российские военнослужащие, а также проводятся регулярные совместные военные учения, Москва подписала с Цхинвалом 7 апреля 2010 года, с Сухуми — 17 февраля 2010 года. В настоящее время в Абхазии дислоцирована седьмая военная база Южного военного округа, в Южной Осетии — четвертая.

По мнению главного редактора журнала «Россия в глобальной политике» Федора Лукьянова, в контексте международного аспекта соглашение по объединенным базам в Южной Осетии и Абхазии ничего не меняет. Россия продолжит развивать дипломатические, военно-политические и прочие отношения с признанными ею республиками. «Остальной мир за малым и незначительным исключением эту точку зрения не разделяет, считая, что эти государства являются законной территорией Грузии. Соответственно все действия, которые предпринимает Россия, противоречат международному праву», — заявил BFM.ru эксперт.

Лукьянов уверен, что позиция сторон еще в течение долгого времени не претерпит изменений. «Поскольку никто не готов предпринять какие-то практические шаги для изменения сложившейся ситуации, Россия де-факто будет контролировать эти государства и вести себя на их территории так, как считает нужным, де-юре это никем не будет признано. Каждый раз такого рода действия будут вызывать вербальную реакцию, заявления, протесты, но никаких практических действий против этого не будет», — считает Лукьянов.

«Этого я ему никогда не прощу»

Напомним, что на прошлой неделе Дмитрий Медведев дал интервью двум российским и одному грузинскому СМИ, в котором назвал президента Грузии Михаила Саакашвили единственным, кто целиком и полностью ответственен за случившееся.

Президент РФ Дмитрий Медведев о пятидневной войне с Грузией. Фото: РИА новости

«Я надеялся на то, что разум будет сильнее. Именно поэтому то, что произошло, было для меня удивительным, потому что я понимал, что тем самым Саакашвили лично растерзал свое Отечество. И вот это самое страшное для него и для грузинского народа», — пояснил российский президент.

Дмитрий Медведев заявил, что никогда не сядет с Михаилом Саакашвили за стол переговоров: «Саакашвили совершил преступление по отношению к Российской Федерации и к её гражданам. По его указанию были убиты сотни наших граждан, включая наших миротворцев. Этого я ему никогда не прощу, и поэтому я с ним общаться не буду, хотя он периодически пытается подмигивать в различных международных коридорах и так далее».

Предвыборный запал

В интервью глава государства подчеркнул, что решение об открытии ответного огня на поражение в ту ночь он принял лично, без согласования с премьером Путиным. «Мы с ним связались спустя сутки. Я уже все приказы отдал. Там уже вовсю всё полыхало. Владимир Владимирович просто выступил с заявлением о том, что мы категорически этого не приемлим, естественно, правильно поступил. Потом он вернулся [из Пекина], мы обсуждали, но ещё до его возвращения я собрал Совбез, объяснил свою позицию, почему я принял решение открыть ответный огонь и вступить в этот конфликт, члены Совета безопасности меня поддержали. После этого я собрал всех в Сочи, там уже был и Путин тоже».

Профессор Международного института исследований проблем мира в Осло Павел Баев связывает ряд заявлений Медведева с тем, что победа российской стороны во время военных действий в Южной Осетии — по сути, самая яркая страница в его политической карьере в качестве президента. «Медведев явно тянет одеяло на себя, пытаясь говорить, что это его победа, ставшая результатом его мудрого руководства», — сказал Баев BFM.ru, не исключив, что это может быть предвыборным ходом. При этом эксперт отметил, что в своем интервью Медведев «сделал два откровенных выпада в сторону премьера Владимира Путина».

«Он говорил, что в течение первых 24 часов развития боевых действий не поддерживал никаких контактов с Путиным, во что очень трудно поверить. Второй момент — это когда он резко высказался по поводу вхождения Южной Осетии в состав России, сказав, что совершенно никаких предпосылок для этого нет [Владимир Путин заявил 1 августа, что вхождение Южной Осетии в состав России зависит только от самого осетинского народа — BFM.ru]», — сказал Баев.

При этом эксперт отметил, что сейчас победа российской стороны уже не выглядит «настолько славной, как раньше». Действительно, по данным последнего опроса «Левада-центра», 62% россиян считают, что действия России в 2008 году не принесли стране «ни пользы, ни вреда», 23% солидарны с руководством, а 15% уверены, что Россия «навредила себе».

Реакция Тбилиси

Ни президент Грузии Михаил Саакашвили, ни другие представители высшего руководства страны комментировать интервью Дмитрия Медведева не стали. Позицию официального Тбилиси озвучила пресс-секретарь грузинского лидера Манана Манджгаладзе: она заявила, что Тбилиси готов к диалогу с Москвой при условии, «если Россия уважительно отнесется к Грузии, грузинскому народу, его желаниям, свободе, фундаментальным правам и прекратит безуспешные попытки восстановления советской империи».

Между тем, грузинские власти по-прежнему отказываются от сотрудничества с Россией в рамках расследования уголовного дела об августовских событиях в Южной Осетии. «Несмотря на неоднократные запросы о правовой помощи, Главная прокуратура Министерства юстиции Грузии по надуманным основаниям отказалась сотрудничать с российскими правоохранительными органами по настоящему уголовному делу», — заявил в понедельник официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин.

По его словам, в ходе следственной работы по проверке жалоб граждан Грузии «объективных доказательств о причастности российских военнослужащих к совершению каких-либо противоправных действий на территории Грузии или Южной Осетии не получено». «Не представили их и грузинские компетентные органы», — подчеркнул он.

Разменная монета

Примечательно, что Дмитрий Медведев тоже не исключил возобновления отношений с Грузией, назвав «поворотную точку» в отношениях — позицию Тбилиси по вступлению России в ВТО. «Если здесь не возникнет проблем, можно будет восстановить сперва торговые, а потом, глядишь, и дипломатические отношения», — отметил он.

Как известно, Тбилиси грозит заблокировать российское вступление в ВТО. Грузия вышла из переговоров по вступлению Москвы в эту организацию весной 2008 года, после того, как Россия сняла экономические санкции в отношении Абхазии и Южной Осетии.

Главными требованиями Грузии к России является легализация таможенных пунктов на абхазском и южноосетинском участках границы на реке Псоу и у Рокского тоннеля. Переговоры были возобновлены весной 2011 года, однако совсем недавно министр иностранных дел Грузии Григол Вашадзе подтвердил непреклонную позицию своей страны, сравнив Россию с «наркоманом, который сидит на нефти и газе».

В апреле этого года глава МИД России Сергей Лавров заявил, что для того, чтобы Россия вступила в ВТО, ей совсем не обязательно дожидаться принципиального согласия Тбилиси. «Если наши грузинские коллеги будут упорствовать, то, наверное, придется решать вопрос присоединения к ВТО иначе, без их участия. Такие возможности есть», — сказал он.

В ответ на высказывание Сергея Лаврова заместитель министра иностранных дел Грузии Нино Каландадзе 14 марта заявила, что теоретически шанс вступления России в ВТО «без согласия Грузии существует, но это будет очень редким и странным исключением».

Ранее директор информационного бюро по присоединению России к ВТО Алексей Портанский рассказал BFM.ru, что если договориться с Грузией так и не удастся, то для вступления России в ВТО, ей будет необходимо набрать голоса двух третей стран-участников организации. «Но это — нежелательный путь, и надо надеяться, что его удастся избежать», — добавил он.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию