16+
Суббота, 21 октября 2017
  • BRENT $ 57.94 / ₽ 3330
  • RTS1134.45
6 октября 2011, 12:31
Юрий Домбровский

Юрий Домбровский

Мошенники в вашем мобильнике

Главное средство борьбы с мошенничеством платных SMS — строгий контроль контент-провайдеров. Было время, когда находились мошенники среди таких провайдеров. Совместными усилиями операторов их удалось выловить, отлучить

В своем телефоне я коллекционирую SMS, рассылаемые мошенниками. Вот образчики:

«Мам кинь утром на билайн 89038947324 950р Мне не звони Позже объясню» отправлено с 9672429380
“Pozdravlaem!!! Vi staliobladatelem 1 ix 3 avtomobilei AUDI A6 info po. Tel 495 7470704 (915) 0617496 (985)2177528” отправлено с 9636853463

Последнее время подобное приходит все реже. Люди поумнели, да и сотовые компании изрядно поработали по разъяснению и предотвращению. На самом деле, работали абоненты и операторы совместно. Ведь если б не было жалоб абонентов, никто ничего б не узнал к огромной радости жуликов. Чем больше поток конкретной информации о мошенниках, тем легче их «расколоть». И еще очень важно взаимодействие операторов. Ведь в «схемах», как правило, задействованы номера разных компаний — мошенники запутывают, пользуются разобщенностью операторов-конкурентов.

Два года назад наша Ассоциация разместила на своем сайте rrto.ru кнопку «пожаловаться на спам». С тех пор я (и по счастью сотни других абонентов) информирую Ассоциацию о деталях мошеннических SMS, звонков поступивших на мой телефон. А Ассоциация взаимодействует со службами операторов.

Мошенники не стоят на месте. Вот факты 2011 года. Вам на сотовый звонит господин, представляющийся сотрудником службы техподдержки МТС. Убедительным, трагическим голосом сообщает, что ввиду сбоя на сервере МТС телефоны с таким префиксом, как у вас, могут автоматически заблокироваться. Просит для предотвращения блокировки вручную ввести набор знаков и цифр (с высокой долей вероятности звонит этот «техник» из тюрьмы! Но об этом позже)… Находились доверчивые, которые таким образом перебрасывали деньги со своего счета на счет мошенников.

Есть несколько простых правил, как не попасться на все подобные трюки: не паниковать, не жадничать (бесплатный сыр – только в мышеловке), перепроверять, перезванивать родственникам, оператору, в конце концов. При этом учиться лучше на чужих ошибках.

Ну, вот еще посложней прием, причем публикация не нашенская, Великобритания! В Туманном Альбионе столкнулись с весьма распространенным видом мобильного мошенничества — приложениями, которые втайне от владельца смартфона рассылают SMS на короткие платные номера. Об этом сообщил регулятор рынка платных сервисов в Великобритании PhonepayPlus. Эта компания отслеживает все происходящее на рынке дополнительных услуг Великобритании и в отдельных случаях наказывает провинившихся провайдеров.

На этот раз, по данным PhonepayPlus, злоумышленники распространяли приложение, которое якобы помогает увеличить время работы смартфона. Мошенники знали, на что надавить, — большинство владельцев смартфонов часто сталкивается с тем, что аккумуляторы их устройств разряжаются слишком быстро. Как только пользователь устанавливал приложение, оно начинало рассылать сообщение на премиальные короткие номера. Сейчас компания, распространявшая эту программу, закрыта, ей также предписано выплатить штраф в размере 135 тысяч фунтов.

Поучительно. Нечего файлы, даже MMS от незнакомцев открывать!
Есть у телефонов уязвимое место: Bluetooth-связь. Через нее мошенники могут проникать в чужие телефоны и совершать разные действия, например, звонить, отправлять платные SMS. Правда, они должны быть в нескольких метрах от вас.

А вот совсем свежий пример мошенничества, в котором от абонента уже почти ничего не зависит (газета «Известия»!): «Крупный скандал на рынке сотовой связи — абоненты «МегаФона», «Билайна» и МТС стали жертвами киберпреступников, подключившихся к мобильникам десятков тысяч человек. Собрав из контрабандных запчастей базовую станцию сотовой связи — такие раньше использовались лишь спецслужбами для отслеживания переговоров, — хакеры отправляли на счет своей подставной фирмы SMS-сообщения, за которые абоненты платили от 30 до 80 рублей. Мошенников ловили около года — за это время ущерб сотовых компаний составил около 3 млн рублей.

В микроавтобусе «Соболь» с надписью на борту «Мобильный офис» хакеры установили мобильную базовую станцию оператора сотовой связи. Сама установка, судя по всему, собрана была в кустарных условиях за рубежом, а потом контрабандой завезена в Россию. По предварительным прикидкам, ее стоимость составляет до полумиллиона долларов.

Хакеры подключались к мобильным телефонам обычных абонентов и без их ведома отправляли SMS на «короткий номер». Принадлежал этот номер подставной фирме, специально созданной организаторами аферы. Как правило, стоимость одной SMS составляла от 28 до 80 рублей. Поступавшие на счета деньги обналичивались.

Лидером группы является 31-летний Леонид Сидоров. Он учился в одном из столичных технических вузов, но был отчислен с третьего курса, после того как стал фигурантом уголовного дела. За мошенничество со страховками Сидоров получил четыре года колонии, но сбежал оттуда.

Его подельниками стали бывшие однокурсники и сокамерник по смоленскому СИЗО.
С такими супер-мошенниками бороться предстоит уже, в основном, самим операторам. Да и с помощью полиции.

Оператор может защитить своих абонентов установкой системы SMS-firewall. Стоимость такой системы около 100 тыс. долларов. Абонент перед оплатой будет точно знать, сколько стоит SMS, он должен дать согласие, подтвердить стоимость. Эта система значительно осложняет жизнь мошенникам.

Но главное средство борьбы с мошенничеством платных SMS — строгий контроль контент-провайдеров, заключающих с оператром договоры и получающих у операторов короткие номера. Было время, когда находились мошенники среди таких провайдеров. Совместными усилиями операторов их удалось выловить, отлучить. Однако, зачастую, провайдеры временно перепродают короткие номера многочисленным субконтракторам. Среди последних есть еще любители «украсть и убежать». Проворовавшись у одного оператора, провайдера, мошенники подключаются к другому. Только планомерная совместная работа сотовых операторов России может положить этому конец. Ведь на карту поставлена лояльность абонентов, самое ценное, что есть у сотовых компаний.

Не скажу, что мошенничество с мобильниками происходит часто. Но каждый раскрытый случай вызывает громкий резонанс, негативную реакцию абонентов. И вот мое наблюдение: во многих случаях заметной величины мошенничества в сотовых сетях задействованы заключенные, отбывающие срок в исправительно-трудовых учреждениях! Причина: изобретательные люди с криминальным мышлением, порой, с артистическим талантом имеют там много свободного времени. Видимо, мобильники им легко доступны. Их самое безобидное развлечение: звонками и SMS задурить абонента, воспользоваться его доверчивостью, заставить его перекинуть деньги на телефон сокамерника. «Запеленговать» оператору, что жульнические звонки, SMS происходят из колонии, очень легко. Значительно реже бывает, что раскрытие преступной группы преступников доводят до суда.

Впрочем, благодаря разъяснительной работе люди становятся осмотрительней, перепроверяют информацию, звонят своему оператору. И в истории с мошенническими SMS в мозговой центр мошенников — в исправительной колонии.

Вот еще пара рекомендаций. Защитите Bluetooth своим паролем, меняйте его периодически, включайте Bluetooth только по мере необходимости.

Не оставляйте Ваш телефон без присмотра, мошенник может за 30 секунд «всадить» в него вирус.

Избегайте покупок «разлоченных» телефонов, поскольку их ПО могли модифицировать.

Но, главное, ЖАЛУЙТЕСЬ. Не пожалуетесь — мошенник уйдет безнаказанным, у оператора будет меньше сведений для борьбы с мошенничеством, его предотвращением. Не хотите звонить оператору, оставьте жалобу на сайте rrto.ru.

Или просто в своем комменте к этому блогу напишите. Очень буду благодарен. И мошенников легче будет одолеть вместе.

Рекомендуем:

  • Фотоистории