16+
Вторник, 25 сентября 2018
  • BRENT $ 81.39 / ₽ 5359
  • RTS1162.98
27 марта 2009, 14:10

ФАС нашла причину увеличения цен

Лента новостей

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) по итогам проверки крупнейших розничных сетей в Санкт-Петербурге пришла к выводу, что дополнительные выплаты поставщиков растут год от года, что влияет на уровень цен в магазинах

Вход в супермаркет. Фото: Митя Алешковский/BFM.ru
Вход в супермаркет. Фото: Митя Алешковский/BFM.ru

Федеральная антимонопольная служба проверила сети «Пятерочка» (бренд X5 Retail Group), «О'Кей», «Дикси» и «Ленту». В Санкт-Петербурге они занимают 60% объема услуг розничной торговли. ФАС пришла к выводу, что доля дополнительных выплат (бонусы, штрафы, маркетинговые услуги и пр.) поставщиков товаров торговым сетям составляет от 5 до 40% от объемов поставляемых в сеть товаров. «При этом существует тенденция ежегодного увеличения объемов выплат поставщиков товаров в пользу торговых сетей», — говорится в сообщении ведомства.

В ходе проверки ФАС проанализировало более 40 договоров сетей с поставщиками молочной и мясной продукции, хлебо-булочных изделий, рыбы, бакалеи (макароны и крупа), а также соков и напитков. Ведомство констатирует, что поставщики, чтобы компенсировать дополнительные выплаты ритейлерам, просто вынуждены пересматривать цены за поставляемый товар. «Процесс пересмотра цен на поставляемую продукцию динамичен и зачастую напрямую зависит от процесса увеличения дополнительных выплат», — делает вывод служба. И такая «недобросовестная практика» (именно так ФАС характеризует сотрудничество сетей с поставщиками) негативно влияет на повышение продуктовых цен. «Розничная цена товара формируется не только исходя из себестоимости производства и наценок на уровнях дистрибьюции товара, но и в значительной степени несет в себе затраты поставщика товара, связанные с дополнительными выплатами в пользу торговых сетей», — отмечается в пресс-релизе ведомства.

«Ритейлеры пользуются своим исключительным положением на рынке, занимаются недобросовестными практиками, которые увеличивают неимоверно издержки поставщиков. Наше законодательство, при том, что практика носит явно неконкурентный характер и является явным злоупотреблением своим исключительным положением, пока не до конца отвечает на эти вызовы, в том числе антимонопольно, и поэтому мы предлагаем изменения в это законодательство, в частности в закон о торговле», — прокомментировал итоги проверки в интервью Business FM начальник управлении контроля социальной сферы и торговли Тимофей Нижегородцев.

Как уже сообщал BFM.ru, маркетологи считают, что примерно 15% от цены товара производители тратят на «входной билет» на полку, платят сетям за участие в различных акциях типа «лучшая цена», за более выгодное с точки зрения расположения место на полке и так далее. Об этом хотя бы свидетельствует тот факт, что традиционная разница в цене между брендированной и небрендированной продукцией составляет в среднем 20% (из них 6% — затраты на рекламу бренда).

Ранее BFM.ru сообщал, что в самой выручке ритейлеров «входные бонусы» и плата за полку занимают не более 1%, при том, что входных бонусов существует несколько. «Ашан», к примеру, берет за вход от 60 тысяч рублей до 200 тысяч рублей за одну товарную продукцию, в зависимости от ее типа, марки. Плюс к этому существует плата за номенклатуру в размере около 5-7 тысяч рублей в месяц. Плата за полку в гипермаркетах зависит от места, типа и самой продукции, и доходит до 10 тысяч рублей. Существует понятие «золотая полка», то есть полка на уровне глаз покупателя, ее стоимость может составлять 20 тысяч рублей за одну товарную позицию в месяц.

В ходе проверки ФАС выяснил, что в договорах административного типа сети оставляют за собой право возвращать поставщикам товар, в том числе и нереализованный. Существует даже «дискриминационная бонусная политика, в том числе за открытие новых магазинов сети, взимание премии за достижение сетями согласованного объема закупок товара и прочее. При этом ФАС замечает, что отсрочка платежей сетей за товар еще в 2005 году составляла 21-25 банковских дней, однако уже в 2008 году отсрочка выросла в два-три раза, и составила уже 45-50 дней, в ряде случаев 60 дней.

Однако сами сети отрицают тот факт, что взаимоотношения с поставщиками строятся на «дискриминационной» основе. Пресс-секретарь компании «Лента» Светлана Афанасьева, в частности, в интервью BFM.ru отметила следующее: «В октябре ситуация во всех сетях существенно изменилась. Сети начали сокращать и объем и количество бонусов, которые взимают с поставщиков. Отсрочки увеличены не были, несмотря на то, что многие этого опасались и по многим категориям товаров, для многих производителей условия были существенно смягчены. Для товаров ноу-нейм, не брендированных товаров, как правило, сельхозпродукция туда вся входит, бонусов нет вообще».

Аналитик Pynes & Moerner Александр Мурзов в интервью Business FM добавляет: «Они [сети] и до этого занимались очень жестким диктатом. Напрямую обвинять сети в том, что они выворачивают руки смешно, потому что они всегда выворачивали, просто сейчас они, возможно, выворачивают их по-другому. Если при анализе ценообразования конечной розничной цены люди со стороны федеральных контролирующих органов видят некий дисбаланс, понятно, что они вмешиваются. Проверка это вполне реальный инструмент для поддержания этого баланса, поскольку федералы стоят на интересе конечного потребителя».

Добавим, что в рамках анализа ФАС дополнительно сделала запросы еще 16 поставщикам в целях встречной проверки.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

  • Фотоистории

    BFM.ru на вашем мобильном
    Посмотреть инструкцию