16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 87.43 / ₽ 8055
  • RTS1178.92
29 октября 2011, 11:17 ФинансыПраво

Минфин составил рейтинг регионов: 17 не управляют финансами

Лента новостей

Минфин опубликовал рейтинг качества управления финансами в регионах. В списке «двоечников» 17 регионов, причем некоторые из них — Якутия, Карачаево-Черкессия, Костромская область, Ингушетия, Чечня, Чукотский АО — замечены в нарушениях бюджетной дисциплины

Минфин поставил регионам оценки за управление финансами и бюджетную дисциплину. Многие получили двойки.Фото: РИА Новости
Минфин поставил регионам оценки за управление финансами и бюджетную дисциплину. Многие получили двойки.Фото: РИА Новости

Министерство финансов опубликовало рейтинг субъектов Российской Федерации по качеству управления региональными финансами за 2010 год. Список разделен на три группы: в первой — регионы с высоким качеством организации бюджетного процесса, во второй — с надлежащим, в третьей — с низким.

Рейтинг качества управления финансами рассчитывается Минфином уже второй год подряд. Его составители отталкиваются от показателей, характеризующих качество бюджетного планирования, качество исполнения бюджета, качество управления долговыми обязательствами, финансовые взаимоотношения с муниципалитетами, качество управления госсобственностью и оказания госуслуг, а также степень прозрачности бюджетного процесса.

Согласно данным Минфина, в отличниках числятся 22 региона.

Это Алтайский, Краснодарский край, Астраханская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Калининградская, Липецкая, Новгородская, Омская, Оренбургская, Ростовская, Тамбовская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская области, Адыгея, Карелия, Ханты-Мансийский АО, Республика Алтай, Чувашия, Ямало-Ненецкий АО.

В список субъектов с надлежащим качеством управления бюджетными средствами попали 44 региона.

Москва, Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Амурская, Белгородская, Волгоградская, Ивановская области, Еврейская АО, Забайкальский край, Кабардино-Балкария, Калужская, Кемеровская, Кировская, Курганская, Курская, Магаданская, Нижегородская, Новосибирская и Псковская области, Пермский край, Башкортостан, Бурятия, Коми, Мордовия, Хакасия, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская и Смоленская области, Ставропольский край, Тверская, Томская и Тульская области, Удмуртия.

В этом же списке Красноярский край, Орловская и Пензенская области, Дагестан, Татарстан, Тыва и Тюменская область. Но с ними все не так благополучно, поскольку они нарушили бюджетное законодательство.

И, наконец, аутсайдерами списка финансового ведомства являются субъекты с низким качеством управления региональными финансами. Таких регионов 17.

В «двоечниках» — Архангельская, Вологодская, Иркутская, Мурманская области, Камчатский край, Ненецкий АО, Приморский край, Калмыкия, Республика Марий Эл, Северная Осетия, Хабаровский край, Якутия, Карачаево-Черкессия, Костромская область, Ингушетия, Чечня, а также Чукотский АО.

Причем последние шесть регионов из этого списка замечены в нарушении бюджетного законодательства.

Москва и Подмосковье исправили оценки

Если сравнивать результаты, предоставленные Минфином сейчас (в рейтинге — данные за 2010 год) и в прошлом году (в том рейтинге были данные, соответственно, за 2009 год), можно увидеть прогресс Москвы, Московской и Ленинградской областей. Они из списка «ненадлежащих» попали к «хорошистам». Позиция Санкт-Петербург не изменилась: он по-прежнему в успевающих.

Практически все регионы Северо-Кавказского округа оказались в числе нарушителей. Причем Северная Осетия ухудшила свои показатели, а ее место в «середнячках» заняла Кабардино-Балкария.

Что касается Дагестана, то этот регион второй год подряд числится среди «надлежащих», однако и там Минфин зафиксировал нарушения бюджетного законодательства.

При этом стоит отметить, что средний уровень дотационности в Северо-Кавказском федеральном округе на 2010 год был равен примерно 66%. Эта цифра могла бы быть еще выше, если бы не Ставропольский край, который стабильно является регионом со средним рейтингом управления финансами. В прошлом году уровень дотационности Ставрополья составлял всего 34%.

Для сравнения: Чеченская республика получает самую большую бюджетную поддержку. По данным Росстата, дотации Чечни в 2010 году составили 52 млрд рублей, что составило 91% от регионального бюджета.

В связи с этим нельзя не вспомнить, как пышно и с размахом в Грозном отмечался день города 5 октября этого года. На празднество открыли комплекс небоскребов и пригласили звезд мирового масштаба. Причем Кадыров заявил, что деньги региону «дает Аллах», добавив, что точно не знает источников финансирования Чечни: «Не знаю. Откуда-то берутся деньги».

Председатель фонда аналитических программ «Экспертиза» Марк Урнов считает, что подобные рейтинги стоит составлять, однако они не оказывают существенного влияния на формирование общественного мнения. «По большей части это может быть интересно лишь экспертам и СМИ. С другой стороны, похоже, что рейтинг констатирует реальное положение дел: действительно не понятно, куда и как расходуются деньги в Закавказье, понятно, что Москва не может находиться в списке хорошо управляемой финансовой территории», — рассказал BFM.ru эксперт.

При этом Урнов отметил, что ситуация с Северным Кавказом в отношении контроля расходования бюджетных средств весьма сложная и неоднозначная. «Там просто вопиющая ситуация. Туда не пускают федеральных контролеров, информация о многом из того, что происходит в регионе, нередко предоставляется не в форме каких-то документов, а на уровне частных констатаций. Поэтому необходимо создавать нормальные парламентские комиссии, которые будут выяснять, что же там действительно происходит. Если бы у нас было телевидение, не подконтрольное правительству, то, наверно, можно было бы начать жесткую дискуссию на эту тему. Но здесь тоже есть опасность. Понятно, что это немедленно подхватывается националистами, которые начинают выдвигать всякого рода требования, суть которых сводится к тому, что «довольно кормить Кавказ». Хотя понятно, что проблема не только в Кавказе, но и во многих других вещах», — отметил Урнов.

Напомним, в августе 2010 года Счетная палата заявила, что федеральный бюджет недополучил в 2009 году около 2 млрд рублей из-за нарушений при поступлении платежей в бюджет.

По данным контрольного ведомства, администраторы доходов бюджета неэффективно исполняли бюджетные полномочия в части контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним. В результате по отдельным видам данных доходов в 2009 году не были достигнуты прогнозные показатели. При этом главные администраторы доходов использовали не все имеющиеся резервы дополнительного поступления доходов в федеральный бюджет. В некоторых случаях были допущены нарушения, повлекшие потери федерального бюджета в размере 469 млн рублей, установила проверка ведомства Сергея Степашина.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию