16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 89.04 / ₽ 8378
  • RTS1160.60
28 октября 2011, 14:41

Структура Лисина купила «Первую грузовую компанию»

Лента новостей

Структура Владимира Лисина выиграла аукцион по покупке у РЖД 75% минус 2 акции крупнейшего оператора перевозок в России — «Первой грузовой компании». Бизнесмен предложил за актив 125, 5 млрд рублей, что всего на 125 млн рублей выше стартовой цены

Владимир Лисин выиграл аукцион по покупке актива в РЖД. Фото: РИА Новости
Владимир Лисин выиграл аукцион по покупке актива в РЖД. Фото: РИА Новости

Сегодня РЖД провела аукцион по продаже крупнейшей из своих «дочек» — «Первой грузовой компании» (ПГК). На торги было выставлено 75% минус 2 голосующие акции грузоперевозчика. Остальной пакет остался в собственности государственной монополии.

Покупателем актива стал владелец НМЛК Владимир Лисин, предложивший за пакет акций ПГК 125,5 млрд рублей при стартовой цене 125,375 млрд рублей, сообщил агентству «ПРАЙМ» источник, близкий к аукциону.

В пресс-службе UCLH Holding Лисина подтвердили факт победы на аукционе, уточнив, что его выиграла входящая в холдинг «Независимая транспортная компания».

ОАО «Первая грузовая компания» основано в 2007 году в результате реформирования ОАО «Российские железные дороги». «Первая грузовая компания» обладает крупнейшим парком вагонов в России — 243 862 шт. Объем перевозки грузов в 2010 году составил 302,3 млн тонн.

В аукционе приняли участие также «Трансойл», подконтрольный нефтетрейдеру Геннадию Тимченко и предприятие «Нефтетранссервис» (НТС) братьев Вадима и Вячеслава Аминовых.

Ранее ФАС допустила к аукциону и группу Globaltrans, но впоследствии она отказалась от участия из-за риска чрезмерного увеличения долговой нагрузки. О своем интересе к ПГК заявляла и группа «Сумма Капитал» (с 18 августа — группа «Сумма»), которая единственная из претендентов не имела в собственности необходимого количества вагонов. Холдинг заявлял о желании договариваться с другими игроками рынка, но впоследствии отказался от этой идеи.

«Вторая грузовая компания» (ВГК) до сих пор фактически не создана: доли частных операторов не превышают 8-9%. И игрок, получивший контроль над ПГК, сразу станет крупнейшим игроком, — рассуждала накануне аукциона руководитель отдела аналитики «ТКБ Капитала» Мария Кальварская. — К тому же парк компании диверсифицирован и позволит работать с максимально широким спектром грузов».

Стартовая цена лота составляла 125,375 млрд рублей (4 млрд долларов). «Это самая большая приватизация государственного имущества за всю историю России», — отметил глава РЖД Владимир Якунин.

При этом РЖД несколько раз пересматривала стартовую цену, ходили слухи, что торги начнутся со 150 млрд рублей за выставляемый пакет. Причиной для переоценки стоимости актива стали сильные финансовые данные ПГК за первое полугодие. Выручка достигла 58,7 млрд рублей, чистая прибыль компании в отчетном периоде выросла почти в три раза, до 10,2 млрд рублей.

Однако во втором полугодии рост начал замедляется. Темпы роста погрузки на железных дорогах за девять месяцев выросли лишь на 3% против 8,8% годом ранее. Это несколько ослабило интерес к активу. Вероятно, поэтому переплата оказалась столь незначительной.

Кроме того, само государство недавно заявило о пересмотре правил игры на рынке железнодорожных перевозок. Вице-премьер Сергей Иванов поддержал инициативу министерства экономического развития о передаче в доверительное управление полувагонов ПГК и ВГК. Цель этого шага — повышение эффективности рынка путем предоставления вагонов по заявкам грузоотправителей по тарифам, регулируемым государством.

«Инициатива РЖД снизила интерес к ПГК новых собственников,и свидетельствует о том, что государство намерено контролировать рынок железнодорожных перевозок, несмотря на увеличение в нем частных компаний, — отмечает аналитик ИК «Атон» Никита Мельников. — Судя по низкой переплате, на аукционе была сделан лишь один шаг. ПГК занимается в основном навальными грузами, а это ближе к бизнесу Лисина, чем Тимченко».

В очереди на продажу

Помимо ПГК, РЖД готовится отдать частным инвесторам и другую «дочку» частным инвесторам. Речь идет о «Трансконтейнере». В прошлом году оператор контейнерных перевозок провел IPO, и доля РЖД в его капитале снизилась до контрольной. Монополия и профильные министерства до сих пор спорят, нужно ли выставлять на аукцион весь контрольный пакет или ограничиться продажей 25% +1 акции.

ОАО «ТрансКонтейнер» создано в 2006 году в рамках реформы ОАО «Российские железные дороги» «ТрансКонтейнер» — крупнейший российский оператор контейнерных перевозок. Парк насчитывал 23700 железнодорожных платформ, более 40,6 тысячи крупнотоннажных и 116 тысяч среднетоннажных контейнеров. По итогам 2010 года объем перевозок контейнеров по железной дороге составили 1, 202 млн ДФЭ, объем переработки контейнеров на терминалах — 1,6 млн ДФЭ. Годовая выручка компании по МСФО составила 22,8 млрд рублей, чистая прибыль — 0,935 млрд рублей.

Отметим, до этого о желании получить контроль в «Трансконтейнере» заявляла группа FESCO, входящая в холдинг «Промышленные инвесторы» Сергея Генералова. Сейчас FESCO уже контролирует 12,5% акций контейнерного перевозчика. О возможном интересе к активу заявляли также Globaltrans и «Сумма». При этом, если FESCO согласна купить и блокирующую долю, то Globaltrans и «Сумма» заинтересованы лишь в получении контроля.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию