16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.29 / ₽ 8168
  • RTS1174.26
8 ноября 2011, 20:52 НедвижимостьАвто

Избавление от одной российской беды обойдется в 8 трлн рублей

Лента новостей

Власти РФ намерены за 10 лет вдвое увеличить объемы дорожного строительства. Для этого в дорожных фондах к 2020 году будет аккумулировано 8 трлн рублей. Эксперты отмечают, что дороги мало построить — инфраструктурой необходимо грамотно управлять

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Во вторник, 8 ноября, выступая на Всероссийской конференции транспортников в Новосибирске, премьер-министр Владимир Путин рассказал о грандиозных планах российских властей относительно строительства дорог.

«Нам предстоит осуществить настоящий инфраструктурный и транспортный прорыв, отдельных изолированных проектов для современной России уже недостаточно. В наших планах в ближайшие десять лет в два раза увеличить объемы дорожного строительства, причем строить будем по новым стандартам, с современными развязками, с увеличением пропускной способности, с большим количеством полос», — заявил Путин.

На решение проблемы в специально созданных дорожных фондах — федеральном и региональном — до 2020 года будет аккумулировано более 8 трлн рублей. Также планируется привлечь до 500 млрд рублей частных инвестиций. Путин заметил, что «с такими ресурсами можно решать серьезные задачи».

«Необходимо выдавить с рынка временщиков и непрофессионалов»

Напомним, в начале ноября президент Дмитрий Медведев провел совещание, посвященное транспортным вопросам, на котором он заявил: строительство дорог в России должно обходиться дешевле. «Это та сфера, где не ворует только ленивый», — заявил Медведев, предложив организовать надзор за этой сферой со стороны правоохранительных органов.

Также Медведев выразил надежду на то, что вновь создаваемые дорожные фонды федерального и регионального уровней, помогут решить проблему коррупции и финансирование дорог станет целевым.

По словам Путина, для привлечения инвесторов необходимо активнее использовать лизинг, выпускать облигационные займы под проекты и другие инвестиционные механизмы. Путин заявил, что в области дорожного хозяйства будут применяться концессионные схемы и «контракты жизненного цикла», когда подрядчик экономически заинтересован не просто построить объект, а сделать это по разумной цене и качественно.

«Необходимо выдавить с рынка временщиков и непрофессионалов, любителей «откатов» и «распилов», которые приходят на аукционы, забирают контракты и начинают ими торговать, не обладая при этом ресурсами для их выполнения», — сказал Путин.

Премьер также отметил, что вместе с дорогами должна развиваться и придорожная инфраструктура — прежде всего, медицина, связь, объекты сервиса. Он сообщил, что в транспортном хозяйстве страны сейчас занято около 3,3 млн человек и «здесь ежегодно создается до 6% ВВП страны».

Риски велики

Между тем, по словам директора департамента промышленности и инфраструктуры российского правительства Максима Соколова Россия на сегодняшний день занимает лишь 94-е место по развитости транспортной системы в мире (из 140 ведущих стран).

«При нынешнем финансировании транспортных проблем не решить. Необходимо вовлечение частных капиталов. И создание благоприятной макроэкономической среды является базисным фактором для прихода инвестиций в эту сферу. А уже затем идут вопросы доходности и прочее», — соглашается Соколов.

Лидер практики «Инфраструктура», партнер компании Strategy partners Александр Ованесов считает, что привлечь частные инвестиции реально, «но на данный момент готовность со стороны инвесторов достаточно низкая». «Условия для инвесторов в нашей стране пока не слишком привлекательные. Договора, концессионные схемы пока очень плохо работают у нас. Может, они бы и вкладывались активней, но риски очень велики», — сказал Ованесов BFM.ru.

Равнение на «Убитые дороги Пскова»

Рассказал Путин и том, как будет осуществляться мониторинг дорожного строительства. Премьер признался, что особую надежду он возлагает в этом вопросе на общественный контроль и предложил опробовать эту схему на Центральной кольцевой автомобильной дороге (ЦКАД), которая будет прокладываться в Подмосковье.

В качестве примера организации, способной взять на себя мониторинг, глава правительства назвал объединение «Убитые дороги Пскова», которое начиналось как интернет-группа и доросло до членства в Общероссийском народном фронте.

«Вот можно им или такой же организации отдать возможность участвовать с первых шагов в контроле за качеством и за объемом финансирования. Сейчас мы вокруг Москвы кольцо будем делать — Центральную кольцевую дорогу, бывшую военную бетонку, будут приводить в режим работы для гражданского использования. Нужно прямо вот эту организацию попросить», — сказал Путин.

ЦКАД — трасса, которая пройдет по территории Подмосковья в 50 километрах от МКАД. Протяженность дороги составит 521 км. Общий объем инвестиций в строительство ЦКАД составит 8,8 трлн рублей, реализацию проекта планируется завершить к 2025 году.

Федеральные и местные власти должны будут, по словам премьера, оказывать необходимое содействие при осуществлении общественного контроля, в том числе предоставлять всю строительную документацию.

Власти хотят взять общественных контролеров под свой контроль

Лидер Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев полагает, что настоящего общественного контроля не будет, а государство будет способствовать созданию «ангажированных» организаций: «Никакого общественного контроля со стороны таких организаций, как ФАР, не будет. Будет контроль со стороны, например, господина Лысакова {Вячеслав Лысаков, лидер движения автомобилистов «Свобода выбора»], который вступил в ОНФ, — сказал он в интервью BFM.ru. — Понимая, что общественный контроль — это неизбежно, власти создают общественные организации. Конечно, в той или иной степени это будет работать. Но все-таки они хотят, чтобы люди, которые будут заниматься этим общественным контролем, были под их контролем. Если бы это все делалось по-честному, общественный контроль — единственная разумная идея, потому что государство не в состоянии контролировать дорожное строительство при нынешнем уровне коррупции», — уверен эксперт.

Кроме того, Канаев выразил опасение, что без должного контроля не все выделяемые на строительство деньги достигнут цели:«8 трлн рублей — это, конечно, серьезные деньги. Но сегодняшний уровень коррупции составляет не менее 50%. Мне кажется, в первую очередь нужно ввести ответственность тех организаций, которые будут строить, а уже после выдавать им деньги».

Директор Центра постиндустриального общества Владислав Иноземцев отмечает, что объем финансирования дорожного строительства в России с 2000 года увеличился в 14 раз, а дорог в эксплуатацию вводится меньше, чем 10 лет назад.

«Когда у нас премьер и вообще топ-персоны говорят, они ставят задачу впечатлить, — считает Александр Ованесов. — В два раза — вполне впечатляет. Эта цифра говорит об интенсивности некого процесса. Но говорить о его результативности довольно сложно. Нужно понимать, что необходимо не только строить инфраструктуру, но и грамотно ею управлять. Вот если бы нам сказали о планируемом увеличении эффективности управления инфраструктурой, это было бы более впечатляюще. То, что мы можем построить, в этом я не сомневаюсь. Но вот в каком это будет состоянии — вопрос». Если, конечно, не удастся со временем избавиться и от второй российской беды.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию