16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.10 / ₽ 8150
  • RTS1175.63
24 ноября 2011, 14:09 СтрахованиеБанки, вклады и кредиты

Российским банкирам создают тепличные условия

Лента новостей

Россия вслед за Китаем отстояла на переговорах по вступлению в ВТО право на «заградительные пошлины» для иностранных финансовых институтов. Но если иностранные страховщики еще могут надеяться на открытие филиалов в РФ, то банкирам такая удача не светит

Фото: Григорий Собченко/BFM.RU
Фото: Григорий Собченко/BFM.RU

Расширенный допуск на отечественный рынок импортных товаров и услуг, который обеспечит присоединение России к ВТО, обострит конкуренцию во многих отраслях экономики.

Как показывают опросы, 90% российских промышленных предприятий к подобным изменениям не готовы. В самой невыгодной ситуации, по данным экспертов, окажутся химическая, пищевая, фармацевтическая, авто- и авиастроительная, лёгкая и электронная промышленность, секторы страхования, финансовых услуг и розничной торговли, мелкий и средний бизнес и сельское хозяйство.

При этом глава Сбербанка Герман Греф, который с 2000 года боролся за вступление России в ВТО, никакой опасности для экономики вообще и банковского сектора, в частности, не видит.

По его словам, отечественный рынок станет более привлекательным для иностранных инвесторов. Он привел в качестве примера Китай, когда аналогичное событие 10 лет назад вызвало значительный рост вложений зарубежных компаний в азиатскую страну.

По данным UniCredit, вступление Китая в ВТО увеличило среднегодовые темпы роста ВВП в среднем на 2% в течение шести лет.

Аналитики UniCredit считают, что вступление России в ВТО – это положительное событие для экономики страны. «Повышение предсказуемости ситуации с пошлинами и регулированием торговли должно способствовать улучшению инвестиционного климата, а сокращение возможностей лоббирования заградительных пошлин различными отраслями промышленности должно подтолкнуть предприятия к повышению конкурентоспособности», — говорится в пояснительной записке.

Российский банковский сектор уже открыт для иностранных игроков. Правда, для них существуют ограничения. Во-первых, на долю банков с иностранным участием не должно приходиться более 50% от совокупного капитала российской банковской системы. Во-вторых, иностранные банки не могут открывать на территории РФ прямые филиалы, здесь могут работать только «дочки».

На переговорах по ВТО России удалось отстоять эти положения и на перспективу, причем длительную — эти запреты не будут сняты и после окончания переходного периода.

Вопрос о запрете открытия филиалов иностранных банков в России был одним из самых серьезных вопросов на переговорах, признал Алексей Портанский, директор Информационного бюро по присоединению России к ВТО.

«Партнеры настаивали на том, чтобы филиалы допустили, потому что практически большая часть членов ВТО разрешают филиалы, а мы сопротивлялись. Были моменты, когда у нас считали, в том числе в правительстве, что этот пункт придется сдать. Но мы его не сдали. Это было одним из камней преткновения на переговорах. Была дилемма: если разрешить филиалы, значит, под вопрос ставится существование российского банковского капитала, потому что он в конкурентном плане гораздо слабее, чем у иностранных партнеров. С другой стороны, присутствие филиалов иностранных банков воздействует благоприятно на наш реальный сектор. Поэтому многие эксперты, в том числе и я, как раз придерживались позиции, что надо было разрешить филиалы. Но правительство сделало выбор в пользу поддержки или спасения национального банковского сектора. Своего рода протекционизм».

«Россия живет де-факто никак не ограничивая присутствия иностранных банков»

Стоит ли российским банкам опасаться прихода на отечественный рынок филиалов иностранных банков, в интервью BFM.ru рассказал Михаил Задорнов, глава ВТБ24.

Михаил Задорнов считает, что российские банки могут на равных конкурировать с иностранными. Фото: Митя Алешковский/BFM.ru

— Ограничение доли иностранных банков в совокупном капитале российской банковской системы не будут сняты и после вступления в ВТО. Иностранные банки действительно представляют угрозу российскому рынку?

— Сама история квотирования, или ограничения доли иностранных банков на территории РФ, имеет длинную историю, не менее продолжительную, чем вся 18-летняя почти уже история от подачи заявки до вступления в ВТО, которое завершается в конце этого года.

В середине 90-х годов руководители российских банков очень опасались конкуренции иностранного капитала и активно лоббировали и в ЦБ, и в парламенте, и в правительстве введение именно ограничений на деятельность иностранных банков на территории РФ. Ограничения именно с точки зрения доли участия иностранного капитала в совокупном капитале российской банковской системы. И такие квоты вводились решением ЦБ в середине 90-х годов, потом эта норма вошла в закон о Центробанке и в закон о банковской деятельности.

В 2002 году вступила в силу новая версия закона о ЦБ. Там сохранилось право Центрального банка устанавливать ограничения на участие иностранного капитала в капитале российской банковской системы. Однако ни одного раза с 2002 года не устанавливалось это ограничение. Последний раз такое ограничение устанавливалось в 1997 году.

Уже почти 15 лет Россия живет де-факто никак не ограничивая присутствия иностранных банков на территории РФ. Дело в том, что после кризиса 1998 года, в начале 2000-х годов, доля иностранных банков на территории РФ не превышала 6-7% от общего капитала и активов банковской системы. Затем, начиная с 2003, особено 2005 года, она стала стремительно расти, за год порой удваиваясь, но с очень низких стартовых значений.

Сегодня совокупная доля иностранного капитала, если мы возьмем банки, где иностранцы владеют больше, чем 50% акций, она составляет примерно 28% по капиталу, то есть до 50 еще очень далеко.

Также мы понимаем, что в ситуации кризиса в Европе и тяжелого положения целого ряда глобальных банков, прежде всего европейских, вряд ли найдется в ближайшие 2-3 года серьезный капитал у западных банков на увеличение своего присутствия на российском рынке, тем более рассчитывать на быструю отдачу здесь вряд ли приходится.

— То есть в течение двух-трех лет после вступления России в ВТО иностранные банки не будут рваться к нам просто потому, что у них средств не хватает?

— В ближайшие 2-3 года не придут. Правда, в последние годы увеличивается активность азиатских банков на российском рынке, то есть работают уже 4 японских банка, китайские банки открывают свои дочерние банки, турецкие банки присутствуют. Есть движение капитала из Азии, что само по себе неплохо, это говорит об интересе к российскому рынку и не только европейских и американских, но и азиатских банков из разных стран.

Тем не менее, с учетом достаточно быстрой капитализации российских банков, как государственных, так частных — а мы это вынуждены делать потому, что если, как в этом году, активы растут 20% в год, то капитал уже соответствующим образом подтягивается к этой кредитной активности — мне трудно себе представить, что в обозримом будущем капитал иностранных банков на территории РФ достигнет 50%.

Это потребует нескольких лет, если вообще такое произойдет. Поэтому сама по себе норма существует, она и будет существовать по новому соглашению о вступлении в ВТО, но на практике применяться не будет.

— Значит, российские потребители не получат более дешевых кредитов, которые теоретически могли бы предоставить иностранные банки, других «импортных» банковских продуктов?

— Конкуренция с иностранными банками на территории России выгодна клиенту, как предприятию, так и физлицу. Но она и происходит все эти 15-17 лет, и жизнь доказала, что страхи первых руководителей российских банков были абсолютно напрасными. Мы вполне можем успешно конкурировать с западными технологиями, практиками и присутствующими здесь крупнейшими иностранными банками.

— Но если бояться нечего, чем тогда мотивировано решение об ограничении доли иностранных банков в совокупном капитале российской банковской системы?

— Соглашение с ВТО подписывается не на 2-3-5-7 лет, а подписывается навсегда. Поэтому каждая страна при вступлении в ВТО защищает интересы различных секторов экономики. И было, и остается представление у политических властей у ЦБ, что российский финансовый сектор (банки, страхование, другие сектора, например, государственный Пенсионный фонд, управляющие компании) — это сектор, где присутствие именно российского капитала должно быть не меньше, чем иностранного.

Эта политическая линия имеет свое вполне практическое обоснование тем, что мы наблюдали в Восточной Европе, в Прибалтике: очень быстро, за исключением Польши, финансовые системы Венгрии, Чехии, еще целого ряда более мелких стран практически полностью на 80-90% принадлежат иностранному капиталу.

И последний кризис 2007-2008 года показал всю уязвимость такой финансовой системы от любых серьезных рыночных колебаний. Во-первых, когда себя плохо почувствовали головные банки, они стали уделять внимание собственному спасению, а позиции их дочерних структур на периферии Европы их все-таки интересовали в меньшей степени. Они, прежде всего, защищали свои головные конторы во Франции, Великобритании, Италии и при поддержке правительств.

— Россия также отстояла свое право и после вступления в ВТО не давать разрешения на открытие прямых филиалов иностранных банков. Это правильно?

— С моей точки зрения, это создает равные конкурентные условия для российских и иностранных банков на территории России. Дочерний банк требует капитала, который служит защитой тех же самых вкладов или счетов предприятий в этом банке, то есть он обладает собственным капиталом, ведет собственный баланс, бухгалтерию, он здесь резервирует и денежные ресурсы, и человеческие на то, чтобы вести деятельность. Если создается филиал, то он не нуждается в капитале. Он не нуждается в ведении отдельного баланса, отчетности на территории страны, всей, подробной. К нему не предъявляются требования ЦБ о резервировании определенных средств на счетах в Центральном банке. Если это так, то получается, что этот иностранный конкурент в лице филиала может действовать на территории России с существенно меньшими издержками. И это его ставит в гораздо более привилегированное положение по сравнению с российскими банками, это неравная конкуренция.

— Но, может быть, это было бы выгодно клиентам?

— Для клиента это гораздо большие риски. Потому что клиент не всегда способен разобрать, надежный ли банк стоит за филиалом, состоятелен ли он. И ЦБ РФ также не смог бы это дело контролировать и регулировать. И мы столкнулись бы с этим на территории России, где и так достаточно финансового мошенничества, с многочисленными схемами такого рода.

Иностранных страховщиков допустят на российский рынок через 9 лет

Глава переговорной делегации России по ВТО Максим Медведков рассказал BFM.ru, что в секторе страхования квота иностранного участия вырастет с 25% до 50% (но не от уставного капитала компании, а от совокупного уставного капитала всех страховых компаний РФ).

В то же время на рынке страхования жизни и обязательного страхования 49-процентное ограничение на участие иностранного капитала в капитале компаний вырастет на 2 процента в момент вступления России в ВТО, то есть в июле 2012 года. Через пять лет это ограничение будет отменено.

Кроме того, через 9 лет после присоединения к России к ВТО зарубежным страховщикам позволят открывать на нашем рынке прямые филиалы.

Надзор за страховым рынком будут осуществлять российские регуляторы, сказал Медведков. А процедура разрешения арбитражных споров по страхованию, относящихся к юрисдикции торговой организации, будет проходить через арбитраж ВТО.

«Ничего кардинального для российского рынка это не принесет»

Что ждет страховой рынок России после вступления в ВТО в интервью BFM.ru рассказал Дмитрий Раковщик, генеральный директор компании «РЕСО-Гарантия».

Дмитрий Раковщик не ждет никаких серьезных изменений. Фото: Григорий Собченко/BFM.ru

— Почти 18 лет шли переговоры о вступлении России в ВТО, еще 9 лет составит отсрочка с появлением здесь филиалов иностранных страховых компаний, 27 лет — это достаточный срок, чтобы внутренний рынок подготовился к конкуренции?

— Речь идет о появлении в России филиалов страховых компаний, причем без каких-либо ограничений. Это означает, что за норму по платежеспособности должна отвечать головная компания, а не филиал, и не надо будет формировать резервы на территории РФ, не надо будет выполнять соответствующие приказы Минфина по размещению собственных средств и средств страховых резервов — все это будет делать головная компания.

Во-первых, это не так, потому что уже сразу там есть масса исключений о том, что это делать все-таки придется. Но даже не это вызывает уверенность в том, что ничего кардинального для российского рынка это не принесет — по той простой причине, что все, кто хотел, уже здесь находятся.

Вы задаете странный вопрос к компании, которая имеет значительную долю иностранного капитала, и может считаться некоторым образом дочерней компанией уже [французский страховщик AXA в 2007 г. купил 36,7% РЕСО-Гарантии»]. Но все равно. Я не жду здесь никаких серьезных изменений, даже если бы переходный период был бы сокращен до одного-двух лет.

Понятно, что в мире гораздо больше компаний, чем представлено сейчас на российском рынке, но мы не видим какой-либо активности по приобретению страховых активов в Российской Федерации на нынешнем этапе. Конечно, жизнь не стоит на месте, все может меняться, и иностранцы тоже захотят более активно здесь поработать. Потребителю это принесет только плюс в случае нормальной работы регулятора, потому что сразу надо оговаривать возможность оспаривания решений, судебных исков по месту нахождения страхователя, а не головного офиса страховой компании из Южной Африки.

Но я не предполагаю, что даже этот 9-летний переходный период существенно увеличит количество игроков на нашем рынке, потому что все-таки те международные компании, которые здесь присутствуют, в основе их модели бизнеса как раз заложен интернациональный бизнес, то есть присутствие на многих территориях. А компании, которые не захотели сюда приходить, они и не пришли в иные страны, которые давно уже открыты для страховщиков, включая и крупные. Не будет здесь революции. Но если их технологии, которые не являются какими-то исключительными, их мощность — с точки зрения накопленных резервов и возможности качественно оказывать страховые услуги — будут здесь востребованы, — прекрасно. Мне кажется, что это не ухудшит ситуацию, а только улучшит. Кто не сможет выдержать борьбу, тот займется чем-то другим. Не надо драматизировать.

«Неприятности мы получим сначала, а выгоды уже пойдут позже»

Алексей Малашенко из центра Карнеги в беседе с BFM.ru отмечает:
«Надо посмотреть, где Россия при присоединении к ВТО может получить преимущество, а где может проиграть. Это ударит, например, по страховому бизнесу, если там не будет особых соглашений — иностранный страховой бизнес сюда придет полностью, то наш просто зачахнет сразу, если не будет подпорок. Я не исключаю, что будут какие-то проблемы в сельском хозяйстве. Будет более свободное движение товаров, это лучше для потребителя. Вопрос, чтобы это соблюдалось и контролировалось, не было бы слишком много исключений. Я думаю, что неприятности мы получим сначала, а выгоды уже пойдут позже».

По мнению политолога, решение ВТО о принятии России в свои ряды никак не будет влиять на ход избирательной кампании. «Если это кто-то и рассматривает как предвыборный шаг, то много голосов это не принесет никому», — предостерегает Малашенко.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию