16+
Пятница, 23 февраля 2018
  • BRENT $ 66.18 / ₽ 3740
  • RTS1301.01
21 ноября 2011, 21:29 НедвижимостьАвто
Актуальная тема: Собянин и москвичи

Машины расселят на первых этажах домов

Лента новостей

С 2013 года в Москве за счет бюджетных средств перестанут возводить дома с подземным паркингом. Вместо этого машиноместа организуют на первых этажах муниципальных домов. Эксперты расходятся во мнении относительно целесообразности такого подхода

Фото: Григорий Собченко/BFM.ru
Фото: Григорий Собченко/BFM.ru

Нехватка парковочных мест в Москве продолжает оставаться одной из наиболее острых дорожно-транспортных проблем. Столичные власти пытаются решить ее различными способами, однако пока в корне изменить ситуацию не удается.

Так, в последние месяцы в московских дворах в массовом порядке было «нарисовано» около 450 тысяч новых парковочных мест. Однако часть из них была обустроена с нарушениями. К примеру, где-то появились чисто формальные парковочные места, которыми невозможно воспользоваться, так как они не соответствуют размерам машин и мешают пешеходам. Власти признают, что недочетов немало и обещают исправить допущенные несоответствия.

Еще один масштабный проект, на который возлагались большие надежды — строительство «народных гаражей», — попросту забуксовал. В Москве не продано в них и половины машиномест, а число недовольных этим проектом продолжает расти. Причин на то немало.

Московское руководство продолжает поиски решения. Так, заместитель мэра по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин рассказал в интервью «Российской газете» о новом нестандартном подходе к решению проблемы. По словам чиновника, с 2013 года за счет бюджета столица будет строить дома, на первых этажах которых будет организована парковка. Возведение же социального жилья с подземными паркингами (сейчас оно хоть и в небольших объемах, но строится), будет запрещено.

По поручению Хуснуллина в Московском научно-исследовательском институте типового экспериментального проектирования разработан проект, согласно которому на первых трех этажах в типовых 12-этажных домах будут размещены паркинги из расчета по одному машиноместу на каждую квартиру. От жилой части дома гараж будет отделять технический этаж.

Объясняется подобное нововведение тем, что себестоимость машиноместа в московских подземных паркингах составляет не менее одного миллиона рублей, а такие цены слишком высоки для владельцев жилья в социальных домах. Да и столичные власти не горят желанием тратить на это слишком большие бюджетные средства. А такое же место на первых трех этажах жилого здания, по мнению разработчиков проекта, обойдется гораздо дешевле — всего чуть более 350 тысяч рублей.

Марат Хуснуллин признался, что позаимствовал идею в Китае, где такой метод давно реализовывается. Чиновник, помимо прочего, уверен, что новшество позволит эффективно бороться с пробками «в условиях дефицита площадей под строительство новых парковок».

Эксперты расходятся во мнении относительно того, насколько подобный проект будет полезен для города и его жителей, однако все говорят о том, что реализовать его будет непросто. Да и цены на машиноместа на первых этажах домов, по их словам, будут значительно выше.

Управляющий партнер компании ILM, Russia & CIS Андрей Лукашев, MRICS, считает, что строить дома с гаражными комплексами на первых этажах целесообразно, если принимать во внимание сложившуюся транспортную ситуацию в городе. «К тому же в Москве уже есть ряд примеров подобного строительства. Само собой разумеется, это возможно делать только с учетом соблюдения технических нормативов и экологических стандартов», — рассказал BFM.ru эксперт.

Однако себестоимость машиноместа в таком паркинге, по словам Лукашева, может быть выше той, что называют разработчики проекта. «Необходимо детально прорабатывать схему движения машин для того, чтобы создать удобства жителям дома. Это, а также соблюдение экологических стандартов, приведут к удорожанию себестоимости строительства до 450–550 тысяч рублей за машиноместо», — отметил он.

Андрей Лукашев считает, что при правильном проектировании инициатива властей по строительству гаражей на первых этажах жилых домов может улучшить благоустройство дворовых территорий. «Однако парковка не будет востребована абсолютно всеми жителями, хотя некоторые люди будут готовы заплатить за собственный комфорт и больше озвученной суммы», — считает он.

Не кажется, что это хорошая идея

Глава международной экологической группы «Экозащита!» Владимир Сливяк также отмечает, что необходимо принимать в расчет фактор экологичности таких парковок. «Очень важно, как будут такие парковки устроены. Но в любом случае, либо снаружи от нее, либо внутри будет очень серьезное загрязнение выхлопными газами и тяжелыми металлами. И ничего хорошего от такой парковки для жителей этого дома в плане их здоровья и для окружающей среды не будет. Конечно, нужно более детально разбираться в проекте, но на первый взгляд не кажется, что это хорошая идея», — поделился мнением с BFM.ru эксперт.

«Понятно, что без потерь решить проблему невозможно — мы живем в большом городе, и достичь экологической идиллии вряд ли получится. Но это не значит, что совсем не надо заботиться о здоровье населения», — отметил Сливяк.

Директор департамента технического аудита и мониторинга инвестиционных проектов консалтинговой группы «НЭО центр» Мария Жданова рассказала BFM.ru, что средняя стоимость строительства паркинга, о котором говорил Марат Хуснуллин, составляет около 500 тысяч рублей. При этом цена может значительно возрасти и в зависимости от местоположения объекта, и, в первую очередь, при подключении объекта к внешней инфраструктуре.

«Несмотря на текущие нормы и правила строительства, размещение машин под жилыми квартирами является компромиссной мерой, поскольку хранение автотранспорта непосредственно внутри дома негативно влияет и на экологию, и на противопожарную безопасность жильцов. Совмещение паркинга с жилым домом приведет к ухудшению потребительских качеств квартир», — уверена эксперт.

По ее словам, в целом новая инициатива властей вызывает много вопросов: «Во-первых, непонятно, как власти собираются добиваться столь низкой себестоимости строительства. Во-вторых, планируя строить социальное жилье с многоэтажными паркингами, власти тем самым декларируют, что в социальном жилье будут жить обеспеченные семьи, в которых есть минимум один автомобиль. То есть нет ясности в том, кому будут выдавать жилье в подобных домах. Тем, кто способен самостоятельно накопить на квартиру, или тем, кто действительно в ней нуждается и чей уровень потребления находится на очень низком уровне?».

Под проект придется менять законы

Руководитель отдела стратегического консалтинга Jones Lang LaSalle Юлия Никуличева в беседе с BFM.ru отметила, что парковки на первых этажах жилых домов — хорошая идея. Однако для ее реализации придется менять существующую законодательную базу.

«Мы давно пытались развивать это направление, но основной проблемой было согласование с пожарными — по существующим нормам это очень сложно сделать. И тут не важно, частный это проект или муниципальный: когда речь идет о нестандартной конфигурации, он, как правило, с трудом вписывается в существующие нормы», — рассказала Никуличева.

Собеседница BFM.ru отметила также, что уложиться в 350 тысяч за машиноместо не удастся. «Стоимость должна рассчитываться как обычная часть офиса или жилья. Если брать примерно 1 кв. м, то сейчас все застройщики говорят, что он стоит примерно 30–40 тысяч рублей. Одному машиноместоместу нужно около 30 метров с учетом полосы для проезда. В итоге получается 900 тысяч рублей», — констатирует Никуличева.

Напомним, согласно проекту закона «О бюджете города Москвы на 2012 год и плановый период 2013–2014 годов» под создание единого парковочного пространства в городе планирует израсходовать 10,45 млрд рублей в 2012 году, в 2013 — 10,479 млрд рублей, а в 2014 — 11,51 млрд рублей.

Стоит отметить, что для московских проектировщиков тема совмещения квартир и машиномест в наземной части зданий не нова. В частности, Московский НИИ типового и экспериментального проектирования в свое время разрабатывал подобные решения для ДСК-1. По их чертежам в Южном Бутове и Марьине были построены панельные многоэтажные здания с паркингами в стилобате (полуподземный, цокольный этаж здания), а рядом с метро «Полежаевская» — дома серии «Юбилейная» со стоянками на уровне первого этажа. При этом массового распространения ни один из этих проектов в Москве не получил.

Рекомендуем:

  • Фотоистории