16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.26 / ₽ 8224
  • RTS1178.69
23 ноября 2011, 21:01 ПравоПолитика

Делу Литвиненко пять лет: вопросов больше, чем ответов

Лента новостей

Пять лет назад в одной из больниц Лондона умер бывший сотрудник российских спецслужб, автор книги «ФСБ взрывает Россию» Александр Литвиненко

Александр Литвиненко, резко критиковавший политику Кремля, умер в лондонской больнице 23 ноября 2006 года. Фото: ИТАР-ТАСС
Александр Литвиненко, резко критиковавший политику Кремля, умер в лондонской больнице 23 ноября 2006 года. Фото: ИТАР-ТАСС

Все эти годы обстоятельства его смерти тщательно расследуются Скотленд-Ярдом, но достоверно установленных фактов пока не много: Литвиненко был отравлен радиоактивным веществом полоний-210 и этот факт классифицируется как убийство. Невыясненными остаются ключевые вопросы: кто стоит за убийством бывшего офицера спецслужб, кто исполнитель, откуда взялся полоний и многое другое.

Вдова Александра Литвиненко Марина много лет настаивала на проведении полного дознания, которое позволит ответить не только на вопросы где, когда и как погиб ее муж, но и кому это было нужно. В октябре этого года лондонский коронерский суд удовлетворил просьбу стороны Литвиненко. Полное дознание будет проведено.

Cначала судья-коронер Эндрю Рид не был убежден в целесообразности рассмотрения на таком высоком уровне. Однако в конце концов признал, что адвокатам удалось доказать, что дело Александра Литвиненко заслуживает особого внимания.

Среди аргументов, приведенных адвокатом семьи Литвиненко Беном Эммерсоном: необычайность предполагаемого орудия убийства — опасного радиоактивного вещества, участие в расследовании британских спецслужб МИ-5 и МИ-6, причастность убитого к российским спецслужбам и позиция России в отношении главного подозреваемого.

«Я ждала этого момента четыре года. Суд принял решение проводить расследование в полном объеме, что было очень важно для нас. Это совершенно другая форма суда. В ходе этого расследования будет рассматриваться участие российского государства в этом преступлении. И это ровно то, чего я хотела», — сказала Марина Литвиненко в интервью Русской службе Би-би-си.

«Является ли убийцей Литвиненко российское государство — вот на какой вопрос должен быть получен ответ в результате дознания, если, конечно, мы принимаем во внимание интересы общества», — заявил адвокат Бен Эммерсон.

«Были ли в распоряжении МИ-5 и МИ-6 материалы, свидетельствовавшие об угрожающей ему [Литвиненко] опасности, и с помощью которых можно было предотвратить его смерть? И если да, то почему спецслужбы не справились со своими обязанностями? На эти вопросы мы бы тоже хотели получить ответы», — продолжил Эммерсон. «И, наконец, это дознание должно развеять унизительные предположения о том, что Литвиненко мог покончить с собой, или же, что к его смерти причастны британские спецслужбы. Эти предположения, высказанные господином Луговым, не что иное, как дымовая завеса, за которой он пытается укрыть собственную вину», — заключил адвокат семьи Литвиненко.

Представлявшая в коронерском суде интересы Андрея Лугового Джессика Симур призвала суд выйти за рамки уже укоренившейся версии о предумышленном убийстве и в ходе дознания рассмотреть это дело со всех возможных сторон. Лондонская полиция, в свою очередь, считает частичное дознание более полезным для дела. Скотленд-Ярд мотивирует это тем, что предъявленные в ходе судебной процедуры улики могут помешать расследованию в рамках уголовного дела и не дать привлечь к суду главных подозреваемых.

Посольство России в Великобритании так прокомментировало решение о проведении полного дознания: «Мы приветствуем начало коронерского расследования обстоятельств смерти Александра Литвиненко. Надеемся, что пять лет спустя станет возможным установление истины в условиях открытых слушаний. Мы ожидаем ответов на многие вопросы, например, почему до сих пор не предъявлено официального медицинского заключения о смерти Александра Литвиненко».


Через пять лет после гибели бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко Русская служба Би-би-си взяла интервью у его вдовы Марины. Беседа прошла в парке около Хайгейтского кладбища, на котором похоронен Литвиненко. В канун пятилетия его смерти на его могиле появится памятник.

По мнению российской стороны, «транспарентность расследования является единственным возможным путем, по которому следует двигаться». Российское посольство настаивает на необходимости «тесного взаимодействия компетентных властей Российской Федерации и Великобритании, поскольку расследование должно основываться на максимально широкой доказательной базе».

Литвиненко, яростный критик Кремля, сначала получил политическое убежище в Великобритании, а затем стал гражданином Соединенного Королевства. В своей книге «ФСБ взрывает Россию» он утверждал, что российские спецслужбы организовали взрывы жилых домов в Москве в 1999 году и тем самым создали повод для начала военной операции в Чечне. Российские власти категорически отвергают эти обвинения.

Россия-Британия: отчуждение

Дело Литвиненко привело к охлаждению отношений между Великобританией и Россией. Москва отказалась экстрадировать главного подозреваемого Андрея Лугового, сославшись на положения в конституции, запрещающие выдачу российских граждан. В ответ в 2007 году Великобритания выслала из страны четырех российских дипломатов, а также приостановила переговоры по облегчению визового режима.

Между тем, как заявили Русской службе Би-би-си в посольстве России в Лондоне, Москва крайне заинтересована в том, чтобы в деле Литвиненко была поставлена точка. По словам дипломатов, страна, в адрес которой раздаются столь серьезные обвинения, не может не быть заинтересована в том, чтобы докопаться до истины.

Российская сторона утверждает, что неоднократно приглашала в Москву британских следователей и предлагала всестороннюю помощь, но британцы почему-то не хотят этим воспользоваться. Москва также заявляла, что, если вина Андрея Лугового будет доказана, то он предстанет перед судом в России.

Британская сторона, в свою очередь, напоминает, что акт «ядерного терроризма» был совершен не где-нибудь, а в центре британской столицы, и все следственные мероприятия должны проходить в Великобритании. Кроме того, как заявил представитель Даунинг-стрит, Лондон не верит в то, что суд в Москве будет справедливым и беспристрастным.

По мнению вдовы Александра Литвиненко Марины, заказчики убийства ее мужа и сами не ожидали, что дело получится таким резонансным.

«Ровно пять лет назад наша семья — Саша, я и наш сын Толя — получила британское гражданство. И я думаю, что те люди, которые планировали эту операцию — убийство Саши, — не знали, что убивать они будут английского гражданина, что на его защиту встанет английское государство», — сказала Марина Литвиненко в интервью Русской службе Би-би-си.

Британские политики проявили редкое единодушие в деле Александра Литвиненко. «Преступление было совершено против гражданина Соединенного Королевства в Лондоне. Таким образом, суд должен пройти в Англии», — заявил еще в 2007 году тогдашний министр иностранных дел Дэвид Милибанд.

Тогда позицию лейбористского кабинета поддержал и теневой министр иностранных дел, представитель Консервативной партии Уильям Хейг. А такое случалось не часто. «Вне зависимости от наших политических пристрастий мы в Британии едины в том, что Россия должна соблюдать международные правила, если она ждет от других стран сотрудничества в тех вопросах, которые волнуют ее», — сказал Хейг, выступая тогда же в палате лордов. И напомнил, что Россия, как и Великобритания, подписали европейскую конвенцию об экстрадиции от 1957 года. Сейчас Уильям Хейг возглавляет МИД Великобритании уже не при теневом, а действующем кабинете, и позиции остаются прежними.

Дмитрий Медведев, возглавивший Россию в 2008 году, не менее упорно, чем Владимир Путин, отстаивал правоту российской позиции по делу Литвиненко. Во время недавнего визита в Москву британского премьер-министра Дэвида Кэмерона российский президент еще раз повторил, что главного подозреваемого Россия Лондону не выдаст. «Никогда этого не будет, что бы ни произошло, и мы должны с вами это понимать и уважительно относиться к этому», — сказал Медведев в сентябре на встрече с Кэмероном.

Действующие лица

Марио Скарамелла. Главным подозреваемым в отравлении Александра Литвиненко британские следователи считают бывшего сотрудника ФСБ, а ныне депутата Думы от партии ЛДПР Андрея Лугового. Однако имя Лугового всплыло далеко не сразу. Сам Литвиненко в интервью Русской службе Би-би-си за 12 дней до смерти (11 ноября 2006 года) называл другое имя — итальянского ученого Марио Скарамеллы.

«На меня вышел человек, предложил мне встретиться. Встреча состоялась первого числа в одном из ресторанов города Лондона, — говорит Литвиненко. — Он мне передал бумаги, в которых есть фамилия человека, который, возможно, причастен к убийству Анны Политковской. После этой встречи, через несколько часов, я уже был в состоянии отравления». Однако версия о причастности Скарамеллы быстро отпала.

По просьбе правоцентристских политиков Италии, Скарамелла расследовал возможные связи экс-премьера Романо Проди с КГБ и сам, по его словам, оказался в списке лиц, подлежащих ликвидации. Кроме того, в организме Скарамеллы также был обнаружен полоний.

Андрей Луговой. Андрей Луговой категорически заявляет о своей непричастности к убийству Александра Литвиненко. Он утверждает, что у британского правосудия нет никаких доказательств его вины. «Все, о чем говорит королевская прокуратура - это ложь, инспирированная совместно с британскими властями и спецслужбами», — уверен Луговой. В ответ на вопрос, почему бы ему не съездить в Лондон и там доказать свою невиновность, если он в ней так уверен, и тем самым положить конец затянувшемуся дипломатическому диспуту между Россией и Великобританией, Луговой заявил что «его туда никто не приглашал». По его словам, «официальные лица Британии сделали все, чтобы у меня не было возможности приехать».

Однако Луговой предпочитает не ездить не только в Британию, а вообще никуда. Вот уже пять лет он не выезжает из России, опасаясь ареста по международному ордеру. «Луговой, который назван пока единственным подозреваемым в деле моего мужа, я считаю, в какой-то степени он уже наказан, — сказала в интервью Би-би-си Марина Литвиненко. — Хоть он и бравирует, что ему не надо никуда ездить и достаточно находиться в России, потому что Россия — громадная страна. Но все равно это тюрьма, если ты никуда не можешь ездить, какая бы она большая ни была».

Ахмед Закаев. По словам Марины Литвиненко, Ахмед Закаев, один из лидеров чеченских сепаратистов, выдачи которого требует Москва, первым забил тревогу в отношении степени угрозы жизни ее мужа. «Когда ему [Александру] становилось резко плохо, и объяснить это ничем было невозможно, тревога начала нарастать. Нарастать у меня, у Ахмеда Закаева, который точно так же в первые два дня, разговаривая с Сашей по телефону, решил, что это может быть действительно пищевое отравление», — поделилась с Русской службой Би-би-си Марина.

«Но с первой же минуты, как он его увидел, а увидел он его, когда его забирали на «скорой помощи» в больницу, он понял, что это серьезно. И Ахмед был одним из первых, кто начал бить в колокола, призывать людей и давать комментарии, что это отравление [радиоактивным веществом]», — вспоминает вдова Литвиненко.

Ахмед Закаев — бывший полевой командир, бывший министр культуры и вице-премьер непризнанной Ичкерии, с 2000 года живет в Лондоне. Ему предоставлено политическое убежище. В 2002 году российская генпрокуратура заочно предъявила ему обвинения по 13 пунктам, включая убийство, терроризм и захват заложников, и потребовала от Британии его выдачи.


C недавних пор в маршруте лондонской пешеходной экскурсии «Шпионская прогулка» появилась новая остановка - на Пиккадилли, неподалеку от суши-бара Itsu, где гид рассказывает экскурсантам о смерти бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко.

Дмитрий Ковтун. Бывший офицер КГБ. Бизнесмен, деловой партнер Лугового. Как и Луговой, Ковтун встретился с Литвиненко 1 ноября в отеле «Миллениум». Ковтун отрицает какую бы то ни было причастность к смерти Литвиненко. Сообщалось, Ковтун впал в кому после того, как его допросили следователи российской генпрокуратуры и Скотленд-Ярда.

Немецкий прокурор Мартин Кенке не исключил, что Ковтун может быть причастен к убийству Александра Литвиненко. Он сделал это заявление после того, как в гамбургской квартире, где Ковтун провел две ночи, а также в машине, которая встречала его по прилету из Москвы, были обнаружены следы радиации. При этом российские следователи не нашли следов полония в самолете «Аэрофлота», которым Ковтун летел из Москвы в Гамбург 28 октября. Следы радиоактивного полония-210 были обнаружены и у родственников Ковтуна — его бывшей жены и двоих детей.

Российские власти рассматривают Ковтуна как жертву отравления полонием-210 — тем же веществом, от которого умер Литвиненко.

Михаил Трепашкин. Бывший сотрудник ФСБ. Трепашкин сообщил британской газете Daily Telegraph, что считает ключевой фигурой в отравлении Литвиненко полковника ФСБ, участвовавшего в 1998 году в скандальной пресс-конференции, посвященной якобы готовившемуся покушению на бизнесмена Бориса Березовского. Трепашкин сообщил газете имя этого человека, однако та не стала его публиковать во избежание судебных исков.

По словам Трепашкина, полковник был одним из четверых участников пресс-конференции, чьи лица были скрыты масками. В этом мероприятии участвовали и Литвиненко (его лицо было открыто), и сам Трепашкин. Они обвинили других сотрудников ФСБ в организации покушения на Березовского. Трепашкин настаивает на том, чтобы британские следователи встретились с этим полковником.

Британские следователи не смогли допросить Трепашкина, поскольку в тот момент он отбывал наказание в России за разглашение государственной тайны. Сторонники Трепашкина считают, что он наказан за предание гласности свидетельств того, что ФСБ была причастна к взрывам в московских многоэтажках осенью 1999 года.

Анастасия Успенская
Би-би-си, Лондон

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию