16+
Среда, 22 мая 2024
  • BRENT $ 82.38 / ₽ 7448
  • RTS1199.26
2 декабря 2011, 10:51 ОбществоСМИТехнологии

«Голос» из Интернета

Лента новостей

Государственная пропагандистская машина, традиционно использующая ТВ, все чаще уступает Интернету

Благодаря Интернету, сотни тысяч человек увидели всегда остающееся за кадром лицо задающего вопросы от имени НТВ.  Фото экрана сайта youtube.com
Благодаря Интернету, сотни тысяч человек увидели всегда остающееся за кадром лицо задающего вопросы от имени НТВ. Фото экрана сайта youtube.com

За шесть минут, что длится этот видеоролик, Григорий Мелконьянц произнес фразу «Вы — сурковская пропаганда» 86 раз. За три дня с момента появления ролика в Интернете, его посмотрели 400 тысяч человек, пишет британская The Financial Times в статье о том, как привычный инструмент государственной пропаганды, телевидение, перед нынешними выборами встретил неожиданное сопротивление в Интернете.

Григорий Мелконьянц, заместитель исполнительного директора ассоциации в защиту прав избирателей «Голос», сделал то, что до сих пор не приходило в голову, кажется, никому. Когда в офис организации ворвалась съемочная группа НТВ во главе с коротко стриженым юношей с микрофоном, Мелконьянц стал снимать все происходящее на мобильный телефон. На все вопросы агрессивного коротко стриженого юноши он спокойно отвечал: «Вы — сурковская пропаганда». И так 86 раз. НТВ покажет свою версию этого «интервью» сегодня вечером (или не покажет). А пока что полмиллиона человек имели возможность посмотреть в YouTube на то, как берут интервью у берущих интервью.

Как пояснил The Financial Times г-н Мелконьянц, он уже несколько раз давал интервью НТВ, но телекомпания прислала свою группу еще раз в попытке устроить «Голосу» засаду. Если принять этот термин, то группа НТВ сама попала в засаду: «Им нужен был скандал, и вот что они получили, — говорит один из руководителей «Голоса». — Сомневаюсь, что многие будут смотреть их программу о нас, но все уже видели этот видеоролик».

Московский корреспондент британской газеты Чарльз Кловер пишет, что данный эпизод — хорошая иллюстрация того, как в России перед нынешними выборами в Госдуму столкнулись телевидение, которое контролируется государством, и пока все еще не подконтрольный государству Интернет. Британскому журналисту даже показалось, что на какое-то время Интернет начал лидировать в борьбе за умы и сердца россиян.

По словам главного редактора радиостанции «Эхо Москвы» Алексея Венедиктова, «нынешние выборы станут последними, которые контролируются посредством телевидения». FT, приводящая слова Венедиктова, напоминает: главный акционер «Эха», так же, как у НТВ, — «Газпром», правда, радиостанция, по мнению британской газеты, «имеет более независимую редакционную политику».

FT полагает, что рост популярности Интернета в России сопровождался одновременным падением популярности «Единой России» и падением рейтингов телевизионных новостей. За последний год две главные воскресные новостные программы двух основных госканалов потеряли от 10 до 14% зрителей, согласно данным компании TNS Russia Media.

Аналитики полагают, что этот феномен отчасти объясняется потерей интереса к теленовостям со стороны молодежи и более состоятельной части аудитории: им не нравится телевидение, которое при Путине стало настолько подконтрольным государству. В статье приводятся слова Оксаны Вождаевой, которая ранее работала на одном из региональных российских телеканалов, а ныне перешла в Русскую службу Би-би-си: «Наше телевидение настолько скучное, что я не знаю людей, которые его все еще смотрят. В последнее время стало даже модным хвастать тем, что ты его не смотришь».

Власть в России, однако, пока не пыталась подвергать Интернет такой же грубой цензуре, как это происходит в Китае. Венедиктов это объясняет тем, что в настоящее время это и невозможно: «Паста из тюбика уже выдавлена». Другое дело, что сам г-н Венедиктов на днях объявил о создании нового федерального интернет-СМИ — PublicPost: совместно со Сбербанком и агентством «Интерфакс».

По данным британской рейтинговой компании ComScore, в ноябре Россия обошла Германию и возглавила список европейских стран с наибольшим количеством интернет-пользователей. Россияне также занимают третье место в мире как наиболее активные пользователи социальных сетей, где зачастую доминирует политический контент. И вот к чему это приводит. Ролик с эпизодом освистывания Путина на стадионе «Олимпийский» был просмотрен 3,3 млн раз. Средняя аудитория выпуска вечерних новостей на главном госканале — 3,1 млн человек, по данным TNS Gallup Media.

Против телевидения работает и то, что снятые с эфира по цензурным соображениям фрагменты и передачи попадают в Интернет. Так случилось с не увидевшим свет на НТВ документальным сюжетом о похищении российских солдат в Чечне: его в YouTube увидела 400-тысячная аудитория.

Перед публикацией этой заметки фоторедактор BFM.ru позвонила Григорию Мелконьянцу с просьбой предоставить более четкую фотографию «засады на засаду» энтэвэшников, чем та, которую удается снять с YouTube. Г-н Мелконьянц сказал, что в настоящий момент едет в суд. Это к тому, что если Интернет в России и соперничает с другой виртуальной реальностью, государственным телевидением, то это не распространяется на собственно российскую реальность.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию