16+
Вторник, 23 апреля 2024
  • BRENT $ 88.38 / ₽ 8245
  • RTS1163.50
5 декабря 2011, 11:05 ОбществоСМИТехнологииПолитика

Не конституционное большинство

Лента новостей

Результаты «Единой России», которая, по предварительным данным, не дотянула до 50%, не меняют политическую систему страны, но наносят по ней чувствительный удар

Дмитрий Медведев под скептическим взглядом Владимира Путина назвал итоги голосования «демократией в действии». Фото: РИА Новости
Дмитрий Медведев под скептическим взглядом Владимира Путина назвал итоги голосования «демократией в действии». Фото: РИА Новости

В итоговой программе «Время», которая вышла в воскресенье сразу вслед за закрытием избирательных участков, был показан репортаж из штаб-квартиры «Единой России». Корреспондент находчиво начал свое повествование с рассказа о том, как много собралось здесь телевизионных камер — настолько много, что «негде штатив поставить». Журналистов было много, но не было ни единого представителя партии власти. Как попытался за них оправдаться репортер, они, вероятно, сейчас подыскивают такие слова, чтобы можно было не называть конкретных результатов.

Этот эпизод говорит об итогах прошедшего голосования гораздо больше, чем сами эти результаты (по официальным данным, ЕР пока собрала в сумме меньше голосов, чем другие проходящие в Думу партии, не дотягивая до 50%). Он говорит даже больше, чем хлесткие оценки главных зарубежных СМИ. The Financial Times назвала итоги выборов «гигантским ударом по политическим позициям Кремля»; The Wall Street Journal — «самым большим электоральным провалом для мистера Путина с момента его прихода к власти 11 лет назад».

Все самые популярные новостные запросы в поисковой системе Google в понедельник так или иначе связаны с итогами выборов.

Если, несмотря на всю предвыборную истерию, нападки на независимых наблюдателей, атаки «хакеров» на ряд известных информационных сайтов накануне и в день выборов, несмотря на полную и открытую поддержку одной партии со стороны властей всех уровней, многочисленные случаи нарушений во время голосования, которыми полнится Интернет, — если, несмотря на все это и многое другое, «Единая Россия» рассталась не только с конституционным большинством, но даже просто с арифметическим большинством, — это говорит о многом, и, прежде всего, о той глубокой неуверенности, в которой власть в России пребывает, как минимум, последние полтора года.

«То крылом волны касаясь…»

Весь пафос предвыборной агитации «Единой России» прямо или косвенно сводился к тому, что выборы в Госдуму на самом деле являлись референдумом по доверию к ее общенациональному лидеру. Похоже, что эта рискованная тактика, напоминавшая игру ва-банк, была вынужденной и объяснялась простым сопоставлением падающих рейтингов ЕР и Путина: первые падали значительно быстрее.

Сигнал социологов, однако, не был услышан вовремя, — возможно, еще и потому, что власть привыкла, что из толпы плотно обступивших ее социологических служб раздавался дружный хор в духе «кто на свете всех милее, всех румяней и белее». Контраст между представлениями власти о себе в зеркале официальной социологии и реальным положением дел стал особенно очевидным во время катастрофических пожаров лета 2010 года.

Тогдашний верный единорос столичный мэр Юрий Лужков высокомерно удалился из задымленной столицы подышать горным воздухом в Европу. Премьер-министр Владимир Путин летом и осенью 2010 года уподобился персонажу «Песни о Буревестнике»: он то появлялся за штурвалом пожарного самолета, то за рулем желтой «Калины» или красного болида «Формулы 1», а в 2011 году даже на время пересел на место комбайнера после того, как освоил профессию ныряльщика за сокровищами, найдя на двухметровой глубине сразу две античные амфоры, для чего потребовалось облачаться в водолазный костюм.

Тем временем президент Дмитрий Медведев, которому из всех инструментов власти подвластен лишь один, — согласованные с партнером увольнения, — отправил в отставку Юрия Лужкова с неловкой формулировкой об «утрате доверия». Отдача от этого выстрела, похоже, ударила самого стрелка больнее, чем мишень. Крупные инвесторы начали на всякий случай выводить крупные капиталы из России, сочтя все эти события слагаемыми нестабильности.

Что-то вроде первых серьезных признаков беспокойства власть обнаружила только к началу лета 2011 года, когда под знамена «Правого дела» неожиданно был призван миллиардер Михаил Прохоров. Хождение в прихожую власти одного из самых богатых российских предпринимателей было недолгим и бесславным, но оставило ощущение того, что была предпринята попытка создать некую партию для Дмитрия Медведева. При всем сюрреализме этой ситуации кому-то из отечественных делателей королей показалось, что г-н Прохоров как-то уж слишком буквально воспринял эту задачу. В результате Прохоров под благовидным предлогом удалился в тень, вероятно, приговаривая что-то вроде: «Истина мне друг, но Платон дороже».

После того, как этот воздушный шарик лопнул, никакой альтернативы рокировке тандема не оставалось. Сейчас, в зеркальце заднего вида, это совершенно очевидно, но тогда, в сентябре, было явственное ощущение импровизации, о котором говорили и российские, и зарубежные наблюдатели. Забавно, что в условиях «вертикали» последними о судьбоносном решении узнали как раз те, кто был наиболее близок к самой сердцевине власти. Демарш министра финансов Алексея Кудрина — только одно из таких проявлений.

При всей неловкости, с какой была прикрыта реформаторская деятельность президента Медведева, был один аспект рокировки, который показал, что кремлевские политтехнологи не потеряли разом все свои навыки. Дмитрия Медведева «бросили» в предвыборный прорыв, сделав ответственным за избирательную кампанию «Единой России». Так при советской власти опального члена политбюро назначали руководить сельским хозяйством, изначально предполагая, что успехов в этой области достигнуть даже теоретически невозможно.

Если перевести обещанное Медведеву в сентябре на русский язык, это звучит примерно так: справишься с выборами — станешь премьер-министром. Медведев не справился. И это означает, что имя будущего премьер-министра России после президентских выборов совершенно не обязательно начинается на букву «Д», а фамилия — на букву «М».

Голосование на арене цирка

Происходившее в канун выборов и в день голосования иначе, как истерикой не назовешь.

Один из молодых идеологов единоросов даже разместил в своем блоге агитационный ролик в поддержку собственной партии как «партии жуликов и воров». Этот креатив произвел на многих однопартийцев блогера шокирующее впечатление.

Утром стало известно, что загадочные хакеры обрушили несколько информационных сайтов, которые так или иначе взаимодействовали с известной картой нарушений ассоциации «Голос», включая и сайт самого «Голоса». Среди подвергшихся хакерской атаке оказался и сайт радиостанции «Эхо Москвы». Главный редактор сайта Андрей Ходорченков в интервью BFM.ru сказал: «Случайностью это назвать очень сложно. Очевидно, что это связано с выборами».

Уважаемая радиостанция так же встроена во властную вертикаль, как принадлежащий тому же акционеру телеканал НТВ, самым неприличным образом мочивший «Голос» в минувшую пятницу; просто радио и телеканал работают на разную аудиторию и преследуют разные цели. Тот факт, что чуткие к голосу из высших сфер хакеры покусились на сайт «Эха», многое говорит о состоянии умов 4 декабря. Как многое говорит и то, что главный редактор «Эха» Алексей Венедиктов пожаловался на происшедшее пресс-секретарям Путина и Медведева едва ли не раньше, чем «Эхо» обратилось в правоохранительные органы и в ЦИК.

Любопытно было в минувшее воскресенье читать ленты информагентств. Поскольку избирательный закон России не позволяет в день голосования сообщать о конкретных нарушениях в пользу конкретных партий, агентские ленты напоминали сводки с полей на брежневском телевидении в разгар битвы за урожай. Вот проголосовали оленеводы в тундре. Еще раньше – экипажи рыбопромысловых судов. Вот космонавты совершили волеизъявление. Но не отстают и артисты цирка. Из Тулы сообщают: для труппы братьев Запашных, которая гастролировала в городе в день выборов, голосование устроили прямо на арене цирка. Наш корреспондент связался по телефону с Аскольдом Запашным. Так и есть, говорит укротитель тигров, «организовали небольшой избирательный участок прямо в цирке».

Совершенно поразительный сюжет — о голосовании губернатора Свердловской области Александра Мишарина, который как раз перед выборами вышел из комы после полученных в ДТП тяжелых травм. Чиновник, который после операции общается с женой посредством записочек, совершил свой выбор в палате областной клинической больницы. Кто-нибудь в состоянии объяснить, зачем потребовалось носить урну в больницу? Или это была неловкая попытка улучшить настроение избирателям, которое подпортило громкое ДТП с участием губернаторского «мерседеса»?

Если это так, то не помогло. Итоги выступления ЕдРа в Свердловской области — одни из самых слабых по стране, менее 32%.

Без иллюзий

По всем западным канонам и стандартам, полученный ЕР результат трудно назвать плохим. Примерно половина голосов избирателей и более чем двукратный отрыв от следующей партии (КПРФ) был бы сочтен большим успехом в любой стране парламентской демократии. На практике в российских условиях просто большинство после пересчета голосов, поданных за не прошедшие в Думу партии, обернется абсолютным (хотя и не так называемым «конституционным») большинством. А с учетом того, какие именно партии попали в Госдуму, можно не сомневаться, что главная функциональная задача парламента — штамповать законы, разработанные в Кремле и правительстве, — будет и дальше осуществляться без существенных проблем.

И, тем не менее, западные газеты пишут о «серьезном унижении для гегемонистской партии» (The Financial Times). В этом нет «двойных стандартов», которые так любят находить на Западе отечественные пропагандисты. Просто иностранные СМИ не обманывали себя относительно особенностей российского избирательного процесса в условиях российской избирательной системы. При наложении двух этих факторов результаты партии власти, показанные в минувшее воскресенье, — удивительно скромны.

Эти результаты показывают «хрупкость системы управления, известной как «суверенная демократия», пишет корреспондент The Wall Street Journal. Особенно удивительно, что эти скромные успехи ЕР достигнуты на фоне многочисленных нарушений в период до и во время голосования. WSJ не сомневается, что как только масштаб нарушений станет очевиден, он вызовет в ближайшие дни осуждение в западных столицах. Об одном из таких эпизодов BFM.ru рассказал лидер петербургского списка «Справедливой России» Олег Нилов. Политик настаивает на том, что 4 декабря был избит полицейскими, которые спустили его с крыльца избирательного участка. Версию полиции о том, что он якобы сам упал с крыльца, Нилов воспринимает как «анекдот». Питерские полицейские называют Нилова «провокатором».


Подобные истории не могут не оказать негативный эффект на иностранных инвесторов, которые вкладывают деньги в Россию не из-за приверженности ее лидеров демократическим нормам, а в расчете на стабильность, а значит, предсказуемость системы.

В этом отношении The Wall Street Journal призывает не строить особых иллюзий. Пусть даже у Кремля возникнут некоторые трудности со следующей Думой, гигантская власть по-прежнему сосредоточена в руках президента, а на этот пост в марте претендует Владимир Путин.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию